Философия Нового времени в работах Ф. Бекона и Р. Декарта

путем дедукции получать более сложные высказывания, т.е. разделять

каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько

возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения;

располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов

простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням,

до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди

тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу;

действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена

(непрерывность цепи умозаключений) для чего нужна интуиция, которая

усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.

Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы

быть уверенным, что ничего не пропущено.

Эти правила можно обозначить соответственно как правила очевидности

(достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних

оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и контроля

(позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза).

Продуманный так метод следовало применить теперь к собственно

философскому познанию.

Первая проблема состояла в том, чтобы обнаружить очевидные истины,

лежащие в основе всего нашего знания. Декарт предлагает с этой целью

прибегнуть к методическому сомнению. Только с его помощью можно отыскать

истины, усомниться в которых невозможно. Следует заметить, что испытанию на

несомненность предъявляются исключительно высокие требования, заведомо

превосходящие те, что вполне удовлетворяют нас, скажем, при рассмотрении

математических аксиом. Ведь и в справедливости последних можно усомниться.

Нам же необходимо найти такие истины, в которых усомниться невозможно.

Можно ли сомневаться в своем собственном существовании, в существовании

мира. Бога? В том, что у человека две руки и два глаза? Подобные сомнения

могут быть нелепы и странны, но они возможны. В чем же нельзя усомниться?

Заключение Декарта лишь на первый взгляд может представиться наивным, когда

он такую безусловную и неоспоримую очевидность обнаруживает в следующем: я

мыслю, следовательно, существую. Справедливость несомненности мышления

подтверждается здесь самим актом сомнения как актом мысли. Мышлению

отвечает (для самого мыслящего Я) особая, неустранимая достоверность,

заключающаяся в непосредственной данности и открытости мысли для самой

себя.

Декарт получил лишь одно несомненное утверждение - о самом

существовании познающего мышления. Но в последнем заключено много идеи,

некоторые из них (например, математические) обладают высокой очевидностью

идеи разума. В разуме заложено убеждение, что кроме меня существует мир.

Как доказать, что все это не только идеи разума, не самообман, но и

существующее на самом деле? Это вопрос об оправдании самого разума, о

доверии к нему. Декарт разрешает эту проблему следующим образом. Среди идей

нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного Существа. А весь опыт

самого человека свидетельствует о том, что мы существа ограниченные и

несовершенные. Каким же образом эта идея оказалась присуща нашему уму?

Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд мысли, что сама

эта идея вложена в нас, что сам ее творец и есть Бог, создавший нас и

вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Но из

этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как

предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир,

подчиняющийся неизменным законам и постижимый нашим разумом, созданным им

же. Так Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности

человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким

доверием к разуму.

Самое первое достоверное суждение ("основа основ", "истина в последней

инстанции"), по Декарту, мыслящая субстанция. Она открыта нам

непосредственно (в отличие от материальной субстанции, которая открыта нам

опосредованно через ощущения). Декарт определяет эту первоначальную

субстанцию как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в

чем, кроме самой себя. В строгом смысле подобной субстанцией может быть

только Бог, который "вечен, вездесущ, всемогущ, источник всякого блага и

истины, творец всех вещей".

Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных

и независимых друг от друга (но не от создавшего их Бога) субстанции - души

и тела. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются.

Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию – как "…вещь

несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого и ... стремящуюся к

чему-то лучшему и большему, чем Я сам ...". Таким образом, среди

сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для

своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от

тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия

качеств и атрибутов.

Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким

атрибутом является протяжение, для душ - мышление. Телесная природа

последовательно представлена у Декарта концепцией механизма. Вечно

движущийся мир, подчиненный законам механики, исчисляемый математико-

геометрическим образом, заготовлен для триумфального шествия

математического естествознания. Декарт в понятии природы оставил только те

определения, которые укладываются в математические определения, -

протяжение (величина), фигура, движение. Важнейшими элементами метода

являлись измерение и порядок. Природа, по мнению Декарта, - чисто

материальное образование, ее содержание исчерпается исключительно

протяжением и движением. Основными ее законами являются принципы сохранения

количества движения, инерции и первоначальности прямолинейного движения. На

основе этих принципов и методически контролируемого построения механических

моделей разрешимы все познавательные задачи, обращенные к природе. Животные

и человеческие тела подчинены действию тех же механических принципов и

представляют собой самодвижущиеся автоматы, никаких живых начал в

органических телах (как растительных, так и животных) не имеется.

Понятие цели Декарт изгнал из своего учения т.к. было устранено

понятие души (как посредника между неделимым умом (духом) и делимым телом).

Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и чувство «модусами ума».

Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две

субстанции - природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для

познавания (конструирования) и использования человеком. Но при этом

возникла серьезная проблема – связь души и тела. Если у животных нет души и

они представляют собой бездушные автоматы, то в случае с человеком это

очевидным образом не так. Человек способен управлять своим телом с помощью

ума, а ум - испытывать на себе влияние таких разных по природе субстанций.

Душа едина, непротяженна и неделимо. Тело протяженно, делимо и сложно.

Декарт, проявлявший большой интерес к успехам тогдашней медицины, отнесся с

особым вниманием к «шишковидной железе», расположенной в центральной части

головного мозга, и связал с ней место, в котором душевная субстанция

взаимодействует с телесной. Хотя душа как начало непротяженное и не

занимает места, но она пребывает в указанное железе, которая есть седалище

души. Именно здесь материальные жизненные духи и вступают в контакт с

душой. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и

возбуждает пребывающую там душу. Соответственно, самостоятельное

возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс

завершается мышечным движением. Связь души и тела в целом укладывается в

схемы, по существу, механического взаимодействия.

Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении

категорий этики: аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных

движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают

заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит

не разум, а свободная воля, которая заставляет действовать человека там,

где разум еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием.

Таким образом, основные моральные установки картезианства легко

извлекаются из общей направленности его философии. Укрепление господства

разума над чувствами и страстями тела - исходный принцип для поиска формул

нравственного поведения в самых разнообразных жизненных ситуациях. Декарта

отличает своего рода растворение феномена воли в чистом интеллектуализме.

Свобода воли определяется им посредством указания на следование логике

порядка. Одно из жизненных правил Декарта звучит так: «Побеждать скорее

себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой

порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за

исключением наших мыслей». Начиная с Декарта, новые ориентации философской

мысли, в которых центральное место занимают мысль и сам человек, обретают

классически ясный характер.

Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о

врождённых идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности

материального и идеального явились опорой для развития идеализма. С другой

стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод

делают его философию одним из этапов материалистического мировоззрения

нового времени.

Бэкон как представитель эмпиризма.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового

времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать

научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы,

характеризующие философию Нового времени.

Бэкон происходил из знатного рода и в течение всей своей жизни

занимался общественной и политической деятельностью: был адвокатом, членом

палаты общин, лорд-канцлером Англии. Незадолго до конца жизни общество

выразило ему осуждение, обвинив во взяточничестве при ведении судебных дел.

Он был приговорен к крупному штрафу (40000 фунтов стерлингов), лишен

парламентских полномочий, уволен из суда. Умер в 1626 году, простудившись,

когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод обеспечивает

сохранение мяса от порчи, и тем самым продемонстрировать силу

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты