разрабатываемого им экспериментального научного метода.
С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против
господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину
"естественной" философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды
Бэкона сформировались на основе достижений философии Возрождения и включали
в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к
исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную программу
перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике
схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.
Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствие со
всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном
Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные
науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого
восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и
приумножении наук" (самом большом своем произведении), "Новом Органоне"
(его главном произведении) и других работах по "естественной истории",
рассматривающих отдельные явления и процессы природы.
Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию
наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как
память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными
науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача
познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и
усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона"
(своего рода исследовательского центра, Академии, идея которого была
выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "целью нашего
общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение
власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным".
Критерием успеха наук являются те практические результаты, к которым
они приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и
свидетели истинности философии". Знание - сила, но только такое знание,
которое истинно. Поэтому Бэкон проводит различение двух видов опыта:
плодоносного и светоносного. К первому относятся такие опыты, которые
приносят непосредственную пользу человеку, ко второму - те, цель которых
состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей.
Второй вид опытов Бэкон считал более ценными, так как без их результатов
невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверность получаемого нами
знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства,
которая опирается на силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из
суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно
обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон
исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие
понятия – результат опытного знания, полученного исключительно поспешно. Со
своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент
знаний, Бэкон считал главным правильно образовывать эти понятия, т.к. если
это делается поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что на них
построено. Главным шагом в реформе науки, предлагаемым Бэконом, должно быть
совершенствование методов обобщения, создания новой концепции индукции.
Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых
понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью
такого метода, по мнению Бэкона, можно открывать новые истины, а не
топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и
особенности этих двух методов познания: «Два пути существуют и могут
существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и
частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их
непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем
и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей,
поднимаясь непрерывно и постепенно пока, наконец, не приводит к наиболее
общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный».
Хотя проблема индукции ставилась и раньше предшествовавшими философами,
только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает
первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через
простое перечисление, распространенное в то время он выдвигает на передний
план истинную, по его словам, индукция, дающую новые выводы, получаемые не
только на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате
изучения явлений противоречащих доказываемому положению. Один-единственный
случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так
называемым инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий,
предрассудков.
В индуктивный метод Бекона в качестве необходимых этапов входят сбор
фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц
исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней.
Возьмем любимый Бэконом пример. Если кто-то хочет найти формулу тепла,
то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять
все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе
случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например,
в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во
вторую лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом
основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло
присутствует, наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло
присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе, мы
можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а
именно – движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств
явлений, их анализ.
В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. При этом
важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в
другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После
этого можно перейти к решающему эксперименту.
Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего
метода, однако он не был защитником одностороннего его понимания.
Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени
опирается на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с
искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в
мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпиритиков, которые, подобно
муравью, собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а
также тех умозрительных догматиков, которые, как паук, ткут паутину знания
из себя (имея в виду схоластов).
Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение
разума от заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия
на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади и театра.
Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой
человека. Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется
неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу,
отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Человек постоянно
истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в
теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей
несвойственны. Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из
смешения нашей собственной природы с природой вещей. Последняя отражается в
ней как в кривом зеркале. Если в человеческом мире целевые
(телеологические) отношения оправдывают законность наших вопросов: зачем?
для чего? - то те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего
не объясняют. В природе все подчинено только действию причин, и здесь
законен лишь вопрос: почему? Наш ум следует очистить от того, что проникает
в него не из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и только Природе.
К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к
необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто орбиты
вращающихся планет считают некруговыми, что необоснованно.
Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или
некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений.
Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности,
другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум - не сухой
свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное
каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает…
Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят
разум". Идолы пещеры - это предрассудки, заполняющие ум из такого
источника, как наше индивидуальное (и случайное) положение в мире. Чтобы
освободиться от их власти, необходимо достигать согласия в восприятии
природы из разных позиций и при различных условиях. В противном случае
иллюзии и обманы восприятия затруднят познание.
Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и
трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому,
что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не
говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о
словах, когда люди принимают слова за вещи.
Идолы театра (или теорий) - это заблуждения, проистекающие из
безусловного подчинения авторитету. Но ученый должен искать истину в вещах,
а не в изречениях великих людей. Борьба с авторитарным мышлением - одна из
основных забот Бэкона. Следует безоговорочно признать лишь один авторитет,
авторитет Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен
опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа. Разведение
двух истин - божественной и человеческой - позволило Бэкону примирить
существенно различные ориентации познания, вырастающие на почве
религиозного и научного опыта, укрепить автономность и самозаконность науки
и научной деятельности. Искусственные философские построения и системы,
оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по мнению Бэкона,
своего рода "философский театр".
Обратим внимание на один важный момент бэконовской критики идолов: все,
что составляет специфику познающего субъекта, объявляется философом
источником заблуждений. Сюда попадают не только индивидуальные особенности
эмпирического субъекта, еще греческими философами объявленные причиной
ложных мнений, но и сама природа разума, этой общей способности
человеческого рода. Бэкон призывает освободиться не только от
индивидуального субъекта, но и от субъекта родового, от субъективности как
таковой. И только при этом условии возможен выход к самому бытию, к
познанию природы. Лучшим средством для этого он считает опыт и основанный
на опыте индуктивный метод.
Разработанный Бэконом индуктивный метод, лежащий в основе науки,
должен, по его мнению, исследовать внутренне присущие материи формы,
являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства –
определенного вида движения. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить
от предмета все случайное. Это исключение случайного, конечно, мысленный
процесс, абстракция. Бэконовские формы - это формы "простых природ" или
свойств, которые изучают физики. Простые природы – это такие вещи, как
горячее, влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту природы",
из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы,
как на "законы". Они – детерминанты, элементы фундаментальных структур
мира. Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных
вещей. Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им
умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, т.к. для Бэкона
форма – своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.
В теории познания, для Бэкона, главное – исследовать причины явлений.
Причины могут быть разными: действующими, которыми занимается физика, или
конечными, которыми занимается метафизика.
Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку
индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в.
Однако, Бэкон в своих исследованиях недостаточно подчеркивал роль гипотезы
в развитии знания, хотя в его времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный
метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иное предположение,
гипотеза и из нее выводятся различные следствия. При этом дедуктивно
осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом отношении
большая роль принадлежит математике, которой Бэкон не владел в достаточной
степени, да и математическое естествознание в то время только
формировалось.
Родоначальник эмпиризма Бэкон ни в коей мере не был склонен
недооценивать значение разума. Сила разума как раз и проявляет себя в
способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая позволяет
услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом.
Поэтому свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел,
собирающих нектар со многих цветков и перерабатывающих его в мед, с
деятельностью ткущего паутину из самого себя (односторонний рационализм) и
муравьев, собирающих в одну кучу разные предметы (односторонний эмпиризм).
Почему же тем не менее он остается философом эмпиризма? Ценность разума - в
его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум
как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта,
неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее
значение. Разум можно определить через опыт (например, как искусство
извлечения истины из опыта) но опыт в своем определении и пояснении в
указании на разум не нуждается, а потому может рассматриваться как
инстанция от разума независимая и самостоятельная.
В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве
"Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении
он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы
общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает
различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь
человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания
здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные
приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы
животных, и многое другое. Некоторые из описываемых технических новшеств
осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они
свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На
современном языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал,
что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки.
Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в
жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных
причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон
все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия,
но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой
к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".
Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и
последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод
исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее
экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях
естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию
индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята
в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими
энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии в
дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в
XVII в., но в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание.
Они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Некоторые исследователи
даже рассматривают его как предшественника современной интеллектуальной
жизни и пророка прагматической концепции истины (имеется в виду его
высказывание: "что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее
истинно").
Заключение.
Очень трудно сделать вывод об окончательной правоте какой-либо из
описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной школой
и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы
(составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не
позволяет нам сделать этого.
Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-
то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить
«что важнее», «что раньше появилось», «что первично - идея или материя»,
пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки
(«начала времени») пространственных координат.
Занятие увлекательное и достойное уважения, но совершенно непосильное
человеческому разуму на его теперешнем уровне развития, ибо невозможно
найти начало у идеального круга. Идея порождает материю, и наоборот. Этот
процесс был и будет всегда бесконечен.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуревич П.С. Философский словарь. Москва, «Олимп», 1997 г.
2. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Москва,
«Проспект», 1997 г.;
3. Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVII вв». Москва, 1984.
4. Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон». Москва, «Мысль», 1974 г.
5. Ляткер Я.А. «Декарт». Москва, «Мысль», 1975 г.
6. Декарт Р. «Сочинения в двух томах». Том 1. Москва, «Мысль», 1989 г.