Философия права в России во второй половине XIX начала XX века

Философия права в России во второй половине XIX начала XX века

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛА XX ВВ.

ТЮМЕНЬ - 1997

План

Введение 3 - 5

Глава I

Чичерин Б.Н. о праве 6 - 11

Глава II

Чичерин о понятии и сущности государства 12 - 16

Глава III

Новгородцев П.И. о правовом государстве 17 - 24

Заключение 25 - 27

Список использованной литературы 28 - 29

Введение

В истории политической и правовой мысли России важное место занимают

буржуазные теории второй половины XIX - начала XX века, представленные

такими видными именами, как Муромцев, Градовский, Чичерин, Савальский,

Коркунов, Шершеневич, Новгородцев, Глестяковский, Петражицкий и другие.

На рубеже XIX - XX вв. на базе форсированного развития российского

капитализма происходило соединение рабочего движения с социализмом. В

Россию переместился центр мирового революционного движения. Рядом с общим

подъемом искусства, литературы, науки активизировалась буржуазная теория

государства и права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся поток

политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен

общеевропейского масштаба: Муромцева, Градовского, Чичерина, Ковалевского,

Коркунова и других.[1]

Положение российской буржуазии второй половины XIX в. было весьма

противоречивым. Заинтересованная в установлении парламентарных институтов,

она из-за боязни революционного крестьянства и пролетариата в то же время

мирилась с царизмом. Это служило питательной почвой политического движения

и политической теории буржуазии-либерализма.

Либерализм в России зарождается еще в 30 -40-х гг. XIX в. в недрах

единого оппозиционного лагеря. Демократизм не противостоял так резко

идеологии либеральной оппозиции. Передовые люди России поняли, что дни

крепостничества сочтены, и поэтому задумывались о путях дальнейшего

развития страны. Русские умы разделились во взглядах не только на будущее,

но и на прошлое своей родины. По контурам скрытого во тьме веков прошедшего

они пытались определить вехи грядущего. Интерес к истории в значительной

степени подогревался также тем, что в условиях свирепой цензуры обсуждением

сугубо наукообразных и исторических проблем было легче завуалировать

обсуждение самодержавно-крепостного строя.

В результате дифференциации оппозиционного движения в середине 50-х

годов в России складывается либерализм как особое политическое движение и

как доктрина.

Русскому либерализму присуще общие черты либерализма как буржуазного

общественного и идеологического течения эпохи домонополистического

капитализма: требование ликвидировать феодальные пережитки в экономике,

тормозившие развитие капитализма; свобода частного предпринимательства;

невмешательство государства в экономическую сферу; обеспечение минимума

гражданских и политических свобод; требование конституционной монархии.

Осуществление этой программы расчистило бы путь развитию буржуазного строя,

но оставило бы значительные привилегии прежнего господствующего класса,

прежде всего основу его экономической мощи - крупное помещичье

землевладение и первенство в государственном аппарате.

В движении русских либералов ярко проявилось стремление провести мирным

путем “сверху” необходимые для развития капитализма реформы,

соглашательство с правящей верхушкой. Заинтересованные в преобразованиях

либералы, однако, не были настолько сильны, чтобы вытеснить другие

политические группировки и самостоятельно осуществить свою программу.

В 80-х годах либералы по прежнему выступали за самотрансформацию

абсолютизма в конституционную монархию и ограничивались верноподданнейшими

адресами, высочайшее имя, в котором призывали императора восстановить и

развить дух реформ 60-х годов.

Либерализм сохранил свое значительное влияние и в период перехода

России в империалистическую стадию в начале XX в. Усиление экономической

мощи буржуазии и в это же время сохранение самодержавия вызвали в условиях

пролетарского этапа освобождение движения активизации либерализма.

Глава I

Чичерин Б.Н. о праве

Либеральная мысль зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении

традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической

безответственности. Она была направлена на поддержку и обоснование

дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное

существование. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики

стало воспитание уважения к праву.

После либеральных начинаний Александра I и обсуждения этой темы в

литературе (Сперанский, Карамзин) малочисленная группа российских либералов

последующих периодов - “Эпохи великих реформ” и “отката реформ” - сочетала

свои либеральные устремленные с большой дозой просвещенного консерватизма.

Эта группа могла быть представлена прежде всего именами Чичерина,

Муромцева, Коркунова, Ковалевского.

Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины века

был Борис Николаевич Чичерин (1828 - 1904), автор пятитомника “История

политических учений” (1869 - 1902), а также ряда фундаментальных работ в

области государствоведения и философии права - “О народном

представительстве” (1866), “Курс государственной науки” (3 части, 1894 -

1898), “Философия права” (1900). Активный защитник “великих и прекрасных

реформ” начала царствования Александра II и сторонник в отдаленной

перспективе, Чичерин - после непродолжительной профессиональной карьеры в

Московском университете (1861 - 1867) - оказался в опале и долгие годы

провел в уединении родового поместья.[2]

Восприняв многие идеи российского западничества, Чичерин пошел дальше

по пути усиления таких аспектов их доктрины, как приоритетная роль

государства в осуществлении реформ, парламентарный и конституционный строй,

доктрина “правового государства”, и тому подобное. Чичерин считая, что

главным конструирующим элементом культуры является центральная

государственная власть, оттесняющая на второй план сословные и

корпоративные интересы и влияния.

В России особенностью государственного строя оказалось большее, по

сравнению с Западом, развитие монархической власти и абсолютизма.

Отсутствие сильных феодальных союзов и слабость буржуазии этому

способствовали: “Историческое значение самодержавной власти дало ей такую

мощь, какой она не имела ни в одной европейской стране и перед которой

должны были низвергнуть всякие представительные учреждения”.[3]

Гегелевская философия была одним из основных факторов при формировании

воззрений Чичерина. Хотя с годами его отношение к Гегелю претерпевало

определенные изменения, он все же постоянное ориентировался на основные

философско-методологические положения немецкого мыслителя. При этом

Чичерина более привлекала сама глобальная система немецкого философа,

именно поэтому его часто называли сторонником правового, или

консервативного гегельянства. Его магистерская диспозиция, ставшая новым

словом в русской истории и правоведческой мысли, относится к истокам

государственной школы в русской историографии. Во-первых, разделяя

традиционные западнические воззрения на особенности русской истории, он

склонен к утверждению общечеловеческого принципа в мировой истории. Во-

вторых, чрезвычайно важное значение он уделяет роли государства в

историческом процессе. Сравнивая историю России с западноевропейской,

Чичерин подмечает, что в России многое учреждалось государственными мерами,

тогда как на Западе те же процессы совершались без активного вмешательства

государства. С деятельностью государства Чичерин связывает практически все

явления и процессы общественной жизни России - от оседлости народонаселения

до придания общинам некоторой юридической определенности. Устройство

русского государства по его мнению, организовывалось “сверху”. Сам же факт

создания государства он считает великим и историческим подвигом русского

народа. В-третьих, для Чичерина характерно особое видение личности на

Западе и в России. В западноевропейской истории он отмечает ту большую

роль, которую играет личность и созданные благодаря ее развитости различные

союзы. Отличительные черты русской исторической жизни - чрезмерная

слабость представительного начала, практически крепостное состояние всех

сословий, отсутствие политических свобод. все это является результатом

личностного начала государству.

К 60-м гг. относятся выход в свет его работы “О народном

представительстве” и подготовка трехтомного “Курса государственной науки”,

в то время Чичерин пишет пятитомную “Историю политических учений” и

двухтомную работу “Собственность и государство”. В этих, а также других

работах Чичерин разрабатывает свою политическую платформу, которую можно

охарактеризовать как классический либерализм. исходя из понимания свободы

личности как основного принципа общественного развития, благодаря которому

человек только и может осуществлять свои стремления к абсолютному (а это

составляет ядро его понимания роли и призвания человека в мире), он

полагает, что условия для осуществления этого принципа обеспечивают только

последовательные либеральные преобразования. Его конкретная программа для

России состояла в требовании свободы совести, свободы от крепостного

состояния, свободы общественного мнения, свободы книгопечатания, свободы

преподавания, публичности всех правительственных действий, публичности и

гласности судопроизводства. Идеалом государственного устройства (по крайней

мере для России) он считал конституционную монархию.

Государство, по Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного

законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего

блага. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества.

Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного

порядка, оно же определяет и защищает права и свободы. При этом

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты