Философия права в России во второй половине XIX начала XX века

государством определяются права гражданские, а не так называемые

естественные права.

Сама область естественного права - в отличие от права положительного -

это область требований правды, справедливости, это “система общих

юридических норм, вытекающих из человеческого разума долженствующих служить

мерилом и руководством для положительного законодательства”. справедливость

как общее разумное начало и есть мерило, с помощью которого

разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливаются требования

законов. Цель социально-политического развития - избежать крайностей

индивидуалистического анархизма и механического этатизма и суметь

гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную

свободу и общий закон.

Право не сводимо к пользе или к интересу, его сущность связана со

свободой как индивидуалистическим и априорнометафизическим началом. Право

с этой точки зрения есть внешняя свобода человека, определяемая внешними

законами. Поскольку закон определяет права и обязанности, то есть “свободу

с ее границами” и вытекающими отсюда отношениями, то эти границы и есть

основное начало права как идеи, как нормы свободы. Чичерин частично

использует Гегелевскую трактовку права как развития идеи свободы, но

критически относится к ее этатическим и антииндивидуалистическим

истолкованиям. Свобода в его трактовке предстает в следующих ступенях

развития - внешняя (право), внутренняя (нравственная) и общественная

свобода. Другими словами, свобода как субъективная нравственность переходит

в объективированную и сочетается с правом как нормой свободы в общественных

союзах - семье, гражданском обществе, церкви, государстве.

Чичерин чрезвычайно высоко оценивает значения свободы как постоянного и

необходимого элемента человеческого общежития. свобода составляет

краеугольный камень многих его определений, относящихся к области

общественных отношений, и сама возможность развития общества связывается им

с принципом свободы человеческой личности. свобода устанавливает только

формальное, а отнюдь не материальное равенство. Последнее вообще

неприемлемо для Чичерина, считающего, что всеобщее равенство не может быть

даже идеалом, потому что оно противоречит природе вещей и человека. Цель

истории, по Чичерину, состоит не в личном удовлетворении, а в общем благе,

а это благо заключается в разнообразии и гармоническом единстве частей,

чему противостояло бы равное распределение жизненных средств. Необходимым

требованием к государству Чичерин полагает принципы экономической свободы,

осуществление которых на практике может вести только к неравенству. Но

именно это и составляет для него движущее начало дальнейшего развития

общества.

Глава II

Чичерин Б.Н. о понятии и сущности государства

Чичерин считал возможным познать сущность и целесообразность

(финальность) государства на основе гегелевской философии,

интерпретированной с большой дозой мистицизма и кантианского

индивидуализма. Вслед за Гегелем он рассматривал государство как высшее

развитие идеи человеческого общества и воплощение нравственности. Идею

государства, то есть начало, во имя которого оно существует и которое

призвано осуществить, Чичерин считая априорным началом, проявлением

Абсолютного. Поэтому те, кто отвергает метафизику, “не в состоянии ничего

понять в государстве”.[4]

Русский мыслитель сводит бытие к четырем началам, или причинам:

производящей, формальной, материальной и конечной. В обществе этим причинам

соответствуют: производящей - власть, формальной - закон, материальной -

свобода, конечной - цель или идея (общая польза, общее благо). Власть,

закон, свобода и общее благо присущи любому союзу, но в каждом из них

преобладает один из этих элементов. А так как, рассуждает Чичерин,

общественных элементов четыре, то им соответствуют четыре союза: семья,

гражданское общество, церковь и государство.

По теории Чичерина государство является не средством эксплуатации

трудящихся, непосредственным результатом непримиримых противоречий

“гражданского общества”, а арбитром между правовой и моральной областями

жизни, призванным не допустить поглощение их друг другом, водворить мир и

общее благо.

С юридическими теориями государства Чичерина сближают понимание

государства как правового союза; определенное преувеличение юридического

аспекта государства. Однако в целом он выходит за рамки этих теорий.

Понятие государства, по Чичерину, многопланово. Государство, есть, во-

первых, проявление Абсолютного (влияние гегелевской философии права); во-

вторых - юридический союз (отражение юридического мировоззрения буржуазии);

в-третьих - опытный факт, реальных субъектов власти (социологический

подход). Чичерин различал следующие науки о государстве: философию права

(познание априорных начал государства и права), государственное право

(изучение государства как юридического союза), социологию (государство в

связи с другими союзами, прежде всего с гражданским обществом), политику

(наука о действиях государства в связи с борьбой за власть различных партий

и групп).

Государство рассматривается Чичериным прежде всего как союз народа, а

не просто учреждения, аппарат. “Народ, устроенный в государство, образует

одно целое, в состав которого входят, с одной стороны, объединяющиеся лица,

с другой - система учреждений, которые служат ему органами. Все это вместе

составляет одно юридическое тело, состоящее из лиц и учреждений; как

таковое оно должно иметь название, и это название есть государство”.[5]

Чичерин считает государство не созданием субъективной воли человека, а

закономерным явлением, не зависящим от субъективных устремлений.

Государство представляет собою “объективный организм, который воплощает в

себе мировые идеи, развивающиеся в истории человечества”.[6]

На базе либеральной платформы Чичерин выдвигает учение о двух этапах

развития “государства нового времени”. Идея государства состоит в

установлении высшего единства общественной жизни и в соглашении всех

входящих в состав его элементов. Это две разные задачи. первая ведет к

закреплению частных зависимостей и упрочению господствующих элементов,

вторая ведет к ограждению низших от притеснения высшими. первая является

насущной потребностью государства на низших ступенях развития, там, где

приходиться создавать общественное единство. Возникающее государство.

естественно, опирается на сильнейшие элементы, подчиняя им остальные и тем

стараясь скрепить общественную связь. Когда этот государственный организм

окреп, с особенной силой выступает вторая задача. “Государство, по своей

идее, есть представитель всех интересов и всех элементов общества... Чем

независимее государственная власть от общественных элементов, тем это

призвание проявляется с большей силой”.[7] Здесь со всей отчетливостью

проявились две характерные черты воззрений Чичерина на государство: во-

первых, взгляд на развитие государства как движение к заранее намеченной

цели, во-вторых, абсолютизация относительной самостоятельности государства,

взгляд на него как на внеклассовый институт, который развивается и

существует сам по себе, лишь приноравливаясь к потребностям общества,

лавируя между различными группами, классами.[8]

Чичерин отождествляет централизованную феодальную монархию и буржуазное

государство. Поэтому он говорит не о государстве периода сословного строя и

государстве периода общегражданского (как следовало бы из его тезиса о том,

что каждому гражданину строго соответствует строй политики), а только о

едином “государстве нового времени”, которое лишь меняет свои формы. Таким

образом, развитие государства с XV века рассматривается как единый процесс

нарастания, укрепление мощи государства и соответственно его независимости

от общественных сил. Тем самым в угоду либеральному реформизму ученый

отрицает революционную смену одной общественной формации другой.

Следовательно, констатируя кризис феодального общественного строя, он не

признает кризис феодального государства. Не смотря на связь с гражданским

обществом, государство в его теории получает самостоятельное бытие,

становится первичным фактором по отношению к обществу, отрешается от

падающего сословного строя и переходит на сторону общегражданского.

Позиция либерального компромисса во многом определила особенности

учения Чичерина о государстве:

во-первых, формальное определение государства как “всеобщего союза

воля”, исключение из него материальной основы;

во-вторых, объединение феодальной централизованной и абсолютной

монархии в один тип с формами буржуазного государства под именем

государства “нового времени”, “воздвигающегося” над обществом в качестве

первичной практической силы истории;

в-третьих, положение о государстве как трансформаторе феодального строя

в капиталистических, а потому преувеличение надклассовой роли государства,

обоснование его всемогущества, определяющей силы в движении общества,

особенно в переходные эпохи;

в-четвертых, стремление сочетать тезис об “абсолютизме” государства с

доктриной буржуазного либерализма эпохи свободной конкуренции.

Классовый компромисс в значительной степени предопределил

противоречивость теории Чичерина о государстве: с одной стороны,

гегелевское положение о государстве как самоцели и проявление Абсолютного

духа, о государстве, наделенном неограниченными правами в отношении

граждан; с другой стороны, естественно-правовая концепция государства как

ассоциации всех граждан, страховой организации для обеспечения свободы и

собственности, коренящихся в природе человека и являющихся для государства

священными и неприкосновенными принципами, которые оно не вправе нарушать.

Глава III

Новгородцев П.И. о правовом государстве

Русская религиозно-философская мысль начала XX века не отличалась

особенным вниманием к проблемам права и правового устроения жизни. Искание

абсолютного добра, абсолютного синтеза “правды - истины” и “правды-

справедливости”, стремление к религиозному преображению действительности

затмевали собой поиск практических путей осуществления абсолютных идеалов.

Порой было трудно провести грань между идеалистическими сторонниками

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты