государством определяются права гражданские, а не так называемые
естественные права.
Сама область естественного права - в отличие от права положительного -
это область требований правды, справедливости, это “система общих
юридических норм, вытекающих из человеческого разума долженствующих служить
мерилом и руководством для положительного законодательства”. справедливость
как общее разумное начало и есть мерило, с помощью которого
разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливаются требования
законов. Цель социально-политического развития - избежать крайностей
индивидуалистического анархизма и механического этатизма и суметь
гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную
свободу и общий закон.
Право не сводимо к пользе или к интересу, его сущность связана со
свободой как индивидуалистическим и априорнометафизическим началом. Право
с этой точки зрения есть внешняя свобода человека, определяемая внешними
законами. Поскольку закон определяет права и обязанности, то есть “свободу
с ее границами” и вытекающими отсюда отношениями, то эти границы и есть
основное начало права как идеи, как нормы свободы. Чичерин частично
использует Гегелевскую трактовку права как развития идеи свободы, но
критически относится к ее этатическим и антииндивидуалистическим
истолкованиям. Свобода в его трактовке предстает в следующих ступенях
развития - внешняя (право), внутренняя (нравственная) и общественная
свобода. Другими словами, свобода как субъективная нравственность переходит
в объективированную и сочетается с правом как нормой свободы в общественных
союзах - семье, гражданском обществе, церкви, государстве.
Чичерин чрезвычайно высоко оценивает значения свободы как постоянного и
необходимого элемента человеческого общежития. свобода составляет
краеугольный камень многих его определений, относящихся к области
общественных отношений, и сама возможность развития общества связывается им
с принципом свободы человеческой личности. свобода устанавливает только
формальное, а отнюдь не материальное равенство. Последнее вообще
неприемлемо для Чичерина, считающего, что всеобщее равенство не может быть
даже идеалом, потому что оно противоречит природе вещей и человека. Цель
истории, по Чичерину, состоит не в личном удовлетворении, а в общем благе,
а это благо заключается в разнообразии и гармоническом единстве частей,
чему противостояло бы равное распределение жизненных средств. Необходимым
требованием к государству Чичерин полагает принципы экономической свободы,
осуществление которых на практике может вести только к неравенству. Но
именно это и составляет для него движущее начало дальнейшего развития
общества.
Глава II
Чичерин Б.Н. о понятии и сущности государства
Чичерин считал возможным познать сущность и целесообразность
(финальность) государства на основе гегелевской философии,
интерпретированной с большой дозой мистицизма и кантианского
индивидуализма. Вслед за Гегелем он рассматривал государство как высшее
развитие идеи человеческого общества и воплощение нравственности. Идею
государства, то есть начало, во имя которого оно существует и которое
призвано осуществить, Чичерин считая априорным началом, проявлением
Абсолютного. Поэтому те, кто отвергает метафизику, “не в состоянии ничего
понять в государстве”.[4]
Русский мыслитель сводит бытие к четырем началам, или причинам:
производящей, формальной, материальной и конечной. В обществе этим причинам
соответствуют: производящей - власть, формальной - закон, материальной -
свобода, конечной - цель или идея (общая польза, общее благо). Власть,
закон, свобода и общее благо присущи любому союзу, но в каждом из них
преобладает один из этих элементов. А так как, рассуждает Чичерин,
общественных элементов четыре, то им соответствуют четыре союза: семья,
гражданское общество, церковь и государство.
По теории Чичерина государство является не средством эксплуатации
трудящихся, непосредственным результатом непримиримых противоречий
“гражданского общества”, а арбитром между правовой и моральной областями
жизни, призванным не допустить поглощение их друг другом, водворить мир и
общее благо.
С юридическими теориями государства Чичерина сближают понимание
государства как правового союза; определенное преувеличение юридического
аспекта государства. Однако в целом он выходит за рамки этих теорий.
Понятие государства, по Чичерину, многопланово. Государство, есть, во-
первых, проявление Абсолютного (влияние гегелевской философии права); во-
вторых - юридический союз (отражение юридического мировоззрения буржуазии);
в-третьих - опытный факт, реальных субъектов власти (социологический
подход). Чичерин различал следующие науки о государстве: философию права
(познание априорных начал государства и права), государственное право
(изучение государства как юридического союза), социологию (государство в
связи с другими союзами, прежде всего с гражданским обществом), политику
(наука о действиях государства в связи с борьбой за власть различных партий
и групп).
Государство рассматривается Чичериным прежде всего как союз народа, а
не просто учреждения, аппарат. “Народ, устроенный в государство, образует
одно целое, в состав которого входят, с одной стороны, объединяющиеся лица,
с другой - система учреждений, которые служат ему органами. Все это вместе
составляет одно юридическое тело, состоящее из лиц и учреждений; как
таковое оно должно иметь название, и это название есть государство”.[5]
Чичерин считает государство не созданием субъективной воли человека, а
закономерным явлением, не зависящим от субъективных устремлений.
Государство представляет собою “объективный организм, который воплощает в
себе мировые идеи, развивающиеся в истории человечества”.[6]
На базе либеральной платформы Чичерин выдвигает учение о двух этапах
развития “государства нового времени”. Идея государства состоит в
установлении высшего единства общественной жизни и в соглашении всех
входящих в состав его элементов. Это две разные задачи. первая ведет к
закреплению частных зависимостей и упрочению господствующих элементов,
вторая ведет к ограждению низших от притеснения высшими. первая является
насущной потребностью государства на низших ступенях развития, там, где
приходиться создавать общественное единство. Возникающее государство.
естественно, опирается на сильнейшие элементы, подчиняя им остальные и тем
стараясь скрепить общественную связь. Когда этот государственный организм
окреп, с особенной силой выступает вторая задача. “Государство, по своей
идее, есть представитель всех интересов и всех элементов общества... Чем
независимее государственная власть от общественных элементов, тем это
призвание проявляется с большей силой”.[7] Здесь со всей отчетливостью
проявились две характерные черты воззрений Чичерина на государство: во-
первых, взгляд на развитие государства как движение к заранее намеченной
цели, во-вторых, абсолютизация относительной самостоятельности государства,
взгляд на него как на внеклассовый институт, который развивается и
существует сам по себе, лишь приноравливаясь к потребностям общества,
лавируя между различными группами, классами.[8]
Чичерин отождествляет централизованную феодальную монархию и буржуазное
государство. Поэтому он говорит не о государстве периода сословного строя и
государстве периода общегражданского (как следовало бы из его тезиса о том,
что каждому гражданину строго соответствует строй политики), а только о
едином “государстве нового времени”, которое лишь меняет свои формы. Таким
образом, развитие государства с XV века рассматривается как единый процесс
нарастания, укрепление мощи государства и соответственно его независимости
от общественных сил. Тем самым в угоду либеральному реформизму ученый
отрицает революционную смену одной общественной формации другой.
Следовательно, констатируя кризис феодального общественного строя, он не
признает кризис феодального государства. Не смотря на связь с гражданским
обществом, государство в его теории получает самостоятельное бытие,
становится первичным фактором по отношению к обществу, отрешается от
падающего сословного строя и переходит на сторону общегражданского.
Позиция либерального компромисса во многом определила особенности
учения Чичерина о государстве:
во-первых, формальное определение государства как “всеобщего союза
воля”, исключение из него материальной основы;
во-вторых, объединение феодальной централизованной и абсолютной
монархии в один тип с формами буржуазного государства под именем
государства “нового времени”, “воздвигающегося” над обществом в качестве
первичной практической силы истории;
в-третьих, положение о государстве как трансформаторе феодального строя
в капиталистических, а потому преувеличение надклассовой роли государства,
обоснование его всемогущества, определяющей силы в движении общества,
особенно в переходные эпохи;
в-четвертых, стремление сочетать тезис об “абсолютизме” государства с
доктриной буржуазного либерализма эпохи свободной конкуренции.
Классовый компромисс в значительной степени предопределил
противоречивость теории Чичерина о государстве: с одной стороны,
гегелевское положение о государстве как самоцели и проявление Абсолютного
духа, о государстве, наделенном неограниченными правами в отношении
граждан; с другой стороны, естественно-правовая концепция государства как
ассоциации всех граждан, страховой организации для обеспечения свободы и
собственности, коренящихся в природе человека и являющихся для государства
священными и неприкосновенными принципами, которые оно не вправе нарушать.
Глава III
Новгородцев П.И. о правовом государстве
Русская религиозно-философская мысль начала XX века не отличалась
особенным вниманием к проблемам права и правового устроения жизни. Искание
абсолютного добра, абсолютного синтеза “правды - истины” и “правды-
справедливости”, стремление к религиозному преображению действительности
затмевали собой поиск практических путей осуществления абсолютных идеалов.
Порой было трудно провести грань между идеалистическими сторонниками