Философия права в России во второй половине XIX начала XX века

свободы, личности и материалистическими защитниками классового интереса:

пренебрежение к праву и даже его отрицание как внешнего насилия и

принуждения стало общим убеждением тех и других. В правовом нигилизме

созревало невнимание к конкретной жизни общества и личности. Мыслители,

указывавшие на эту опасность, оставались в меньшинстве.

Но меньшинство это составляло мощное движение юристов-философов ,

первое место в котором принадлежало основателю “идеалистической школы

права” Павлу Ивановичу Новгородцеву. Именно он был учителем И.А. Ильина,

Б.П. Вышеславцева, Г.В. Флоровского и других, чьи труды составляют гордость

русской юридической науки.[9]

Творческая жизнь Новгородцева началась в эпоху почти полного господства

позитивизма, эпоху забвения философской свободы и пренебрежения к

абсолютным ценностям. И с этим насильем ученый вступил в бескомпромиссную

борьбу.

Интересы мыслителя концентрировались на проблеме естественного права,

которые позитивизм в лице исторического и социологического направлений

упразднил как самостоятельное начало, сводя существо правовой нормы к

историческим традициям или социальным связям. С позиции критического

идеализма, распространившегося в Европе благодаря возрождению принципов

кантовской философии, Новгородцев показал, что историзм лишь мнимым образом

упраздняет идею естественного права и что он не в состоянии решить проблемы

природы нравственности, рассматривая ее с генетической и исторической точки

зрения.

Естественное право Новгородцев истолковывая не в контексте исторической

эволюции, а в качестве вечного неотъемлемого права человеческой личности,

имеющего нравственную природу и характер абсолютной ценности. он определял

его как “совокупность моральных (нравственных) представлений о праве (не

положительном, а долженствующем быть)”, как “идеальное построение будущего

и нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических

условий правообразования”.[10]

Свои усилия Новгородцев сосредоточил на исследовании философско-

методологических проблем политики и права и нравственной сферы общественной

жизни и государственных отношений. Большая часть его работ посвящена

изучению метафизических оснований права и морали, форм взаимосвязи и

взаимопроникновения этических и юридических норм в духовной культуре и

анализу особенностей реализации в социальной жизни абсолютной этической

ценности. Можно говорить об определенной преемственной связи идей

Новгородцева и В.С. Соловьева, о влиянии последнего на философию права и

этику Новгородцева. Вместе с тем Новгородцев в своих теоретических

построениях исходил и из кантовской метафизики нравов, различий и

противопоставляя сущее должному, бытие долженствованию, видя в этом

специфику действия социальных законов. Важнейшей частью его концепции была

развиваемая в ряде книг аксиологическая теория права, базирующаяся на

философии неоктианства , учении о естественном праве и эволюционной

эпистемологии.

В 1899 году Новгородцев выступил со статьей “Право и нравственность”, в

которой на твердых основаниях либеральной философии права, в полемике с

Владимиром Соловьевым, констатировал несводимость права и нравственности

друг к другу и устанавливал связь обоих начал на почве естественно-правовой

идеи. Это определило принципы нравственной критики позитивного права. Само

естественное право понималось как особая часть моральной философии,

задающая масштаб нормативной оценке правотворчества.

Преобладающую в его время правовую концепцию Новгородцев именовал

“философией легального диспотизма”; согласно ей основой права считалась

государственная власть, утверждаемая на праве силы. Новгородцев показывал,

что включение идеи естественного права в государственную науку потребует

непременных преобразований.

Центральным пунктом либерально-правового учения Новгородцева стала

нравственная автономия человеческой личности. Моральная идея личности -

абсолютная основа естественного права[11], но раскрывает себя лишь в этике

и метафизике. Личность, как “нравственная основа общественности”, придает в

таком понимании новое освещение и проблемам общественной жизни. “Общество

по своему существу есть неограничение личности, а ее расширение и

восполнение”.[12]Именно эти положения признаются Новгородцевым безусловными

нормами правотворчества и бытия государства.

Самоопределяющаяся личность выдвигалась как исходный пункт общественной

реальности. Перед ней вставала грандиозная задача осуществления

нравственного закона, воплощение его в жизни общества. Поиск содержания,

соответствующего моральной норме, требует постоянного морального

творчества. Творчество же, преобразующее общественное бытие, не

противопоставлено ему, но осуществляется лишь внутри его, в сознании

реальности, независимой от человеческой воли.

Философия естественного права Новгородцева утверждала связь доступных

научному анализу областей с миром абсолютных ценностей и начал. В этом

признании Новгородцевым законных прав метафизики сказалось влияние той

русской философской традиции, у истоков которой стоял Владимир Соловьев.

Мысль о высшем синтезе нравственной идеи и сущности мира совершенно

иначе раскрывала их слиянность в посюстороннем существовании где привычно

господствует их вечное разделение. Новгородцев увидел и показал огромное

значение расширения понимания права за рамки формально-юридических норм.

Его небольшая статья “Право на достойное человеческое существование”,

опубликованная в еженедельнике П.Б. Струве “Полярная звезда”, стала

важнейшей инициативой в разработке этой идеи правовой наукой и

политическими теориями. Формальное право свободы, провозглашаемое

либерализмом, должно быть, по мысли Новгородцева, дополнено правом на

обеспечение достойного существования. “Задача и сущность права состоит

действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели

необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода

некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным

за ними юридически и отнятым фактически. Таким образом именно во имя охраны

свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее

осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу

об ограждении права на достойное человеческое существование”.[13] Эту идею,

впервые высказанную В. Соловьевым, Новгородцев сформулировал как правовую

проблему. Тем самым было положено теоретическое начало “социальному

либерализму”, или неолиберализму, - политической теории, сменившей в ХХ

веке классический либеральный индивидуализм.

Две его книги, последовавшие за разработкой теории естественного права,

составили последовательные части его системы философии права - “Кризис

современного правосознания” (1909) и “Об общественном идеале” (1917).

Исследовался широчайший спектр политических доктрин, обозначивших ход

самоопределения правосознания в XIX веке. Глубина кризиса, постигшего, по

мнению Новгородцева, современное правосознание, раскрывается в весьма

характерных для начала XX века уверениях в ненужности права как такового, в

бессилии внешних политических форм и учреждений, в желании устремиться в

область моральной жизни поверх насильственных рамок правового закона, без

юридических гарантий.

Кризис правосознания обнажил духовные основы той веры, что питала

политическую мысль XIX века: веры в абсолютную реализацию правового

государства. Именно ее крушение угнетало сознание и будила мысль. “Общее

значение происходящего кризиса я выразил в форме крушения идеи земного

рая”, - писал Новгородцев. Человечество не только возвращалось к пониманию

рая “неземного”, но и освобождалось от утопической веры в возможность

идеального сочетания свободы и равенства в рамках государства. Конфликт

либерализма и демократии, отстаивающих эти два противоположных начала,

является ярким симптомом переживаемого кризиса. Новгородцев показал, как в

течение XIX века разоблачается вера во всемогущество народовластия и

народного суверенитета, заявленная Руссо и Монтескье, и открывается

неспособность народного представительства, референдума, общественного

мнения реализовать в действительности единство свободы и равенства. А

наряду с разоблачением веры в возможность совершенной и безошибочно

действующей государственной организации. Новгородцев изображает упадок

классического либерализма, исходящего из теории индивидуализма. Роль

государства в общественной жизни возрастает пропорционально развенчанию его

земного величия. Либеральный индивидуализм с его требованием

невмешательства государства в частную жизнь терпит практическое поражение,

как и эгалитарная демократия, возлагающая свои надежды на правильную

организацию государства.

Новгородцев связывает кризис правосознания с духом возрождения

естественного права, ибо положительным результатом кризиса является новое

понимание общественного идеала как бесконечной задачи, имеющей смысл

морального требования и предполагающей бесконечное приближение к нему.

Гармония свободы и равенства, представимая лишь идеально, оказывается

императивом нравственного действия, а не планом государственного

устройства. Этот вывод о необходимости применения к области философии права

трансцендентального учения о бесконечной задаче, составляет важнейший

результат исследований Новгородцева. “Общим выходом из этого кризиса я

признал неизбежную замену конечного совершенства началом бесконечного

совершенствования”. Это преодоление веры в построение рая на земле

нисколько, однако, не отменяет реальной ценности права и государства.

Наоборот, только освобождение от утопии совершенствования жизни, только

через ее внешние формы приводит к подлинному историческому “оправданию

права”, ибо показывает его высшее призвание и укорененность в глубинах

духовной жизни.

Анализируя кризис, Новгородцев намечает пути к новому утверждению

философии личности. “Не вера в земной рай, которая оказывается по существу

недостижимым, а вера в человеческое действие и нравственное долженствование

- вот что становится здесь перед нами. Не обетованная земля, а непреклонная

человеческая личность, такова наша последняя опора”.

Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение

права, не сводимое к категориям силы и расчета к закону, как таковому,

возрожденная естественно-правовая доктрина должна была, сменив

позитивистские парадигмы, утвердить нравственное достоинство человека,

наделенного свободой и ответственностью. Поэтому в центре политико-правовой

теории П.И. Новгородцева находилось понятия автономной нравственной

личности.

Новгородцеву удалось выявить связь и проследить развитие целого ряда

значимых идей, без которых невозможно представить себе развитие понятия

правового государства, например идей народного суверенитета и

“суверенитета” личности, свободы и равенства, нравственности и права и

другие. Однако мыслитель был далек от того, чтобы видеть в правовом

государстве идеал, разрешающий все общественные противоречия. Идеальный

общественный строй, воплощенный в истории, есть, по его мнению,

представление, религиозно-эсхатологическое”.

Заключение

Это было время короткого и блестящего расцвета русской мысли, обещавшие

хорошие плоды. Богатство ярких индивидуальностей, необозримое количество

литературы самых разных философских жанров, необычайная популярность

периодических журналов - “Вопросы философии и психологии”, “Логос”, “Новые

идеи в философии” - и обычных в каждом “толстом” издании философских

разделов, общественно-культурная деятельность издательств, наконец,

нескончаемость философских споров в кружках, салонах, различных обществах и

собраниях - все говорило о восприимчивости русского общества к философскому

творчеству и о поощрении последнего. Для русской философии это время было

поистине “золотым веком”.[14]

Как известно, философия есть самосознание эпохи. Она создается особым

слоем людей, имя которых - интеллигенция. Связанная тысячью нитей с

обществом, государством и народом, питаемая прошлым и наличным культуры,

интеллигенция выделяет из своих рядов совсем небольшую группу мыслителей

философов и через них выражает свое видение мира.

В русских условиях другой стороной интеллигентского сознания было

народолюбие, искреннее стремление помочь освобождению народа, пробудить

дремлющие в нем силы. она считала себя ходатаем за интересы народа пред

царем и Богом и вела себя в соответствии с таким представлением. Народ был

почвой, которую следовало неустанно возделывать, чтобы на ней могли вырасти

и расцвести общечеловеческие идеалы. Интеллигенты взывали к народу, шли к

нему, “волновали” и просвещали его, ожидая от него встречи шагов.

Русская либеральная идеология представляла собой довольно сложное

образование. Наряду с европеизированными вариантами, представленными,

в основном, в социологической литературе, сложился иной, сугубо

национальный вариант идеологии, содержание которого определилось

причудливой мозаикой: западническими и славянофильскими мотивами,

интеллектуально -аристократической отстраненностью от народа и несомненным

“народолюбием”, критицизмом в отношении к религии и безусловным почтением к

ней как к жизненной ценности и культурной силе, диффамацией марксизма как

революционного учения и одновременным уважением к его “научно-

реалистическому” содержанию, боязнью революции и желанием воспользоваться

ею для установления парламентаризма, утверждением частной собственности. а

также требованиями правового регулирования социальных отношений. Этот

особенный вид либерализма обозначил свое недолгое существование тремя

знаменитыми сборниками - “Проблемы идеализма” (1902) , “Вехи” (1909)

и “Из глубины” (1918).

решительно оспаривая творческие возможности революционного социализма,

русские либералы достаточно критично оценивали и перспективы классического

буржуазного развития страны. Поэтому либеральная русская интеллигенция была

вынуждена искать некоторый третий не социалистический в понимании

революционных марксистов, и не классический буржуазный - путь развития,

учитывающий живые традиции отечественной культуры, народного быта и

приспосабливающий к ним новый технический, экономический и правовой

западнический фундамент обновленного развития.

Поиск третьего, особого, но не обособленного от мирового культурного

процесса религиозно-национального пути развития страны составил содержание

“русского духовного ренессанса”. Это явление нашей социально-культурной

жизни по своему масштабу и значению может быть сравнено лишь с

однопорядковыми ему славянофильством и западничеством.

В реальной истории России конца XIX - начала XX в., когда косность

старого слоя и нетерпение революционеров подводили страну к революционному

развитию, этот третий путь был возможной альтернативой грядущему октябрю.

Столкновение приверженцев особого пути и сторонников революционного

социализма - вот основное социокультурное противоречие, отражение которого

образовало богатый спектр содержания русской мысли этого периода.

Список использованной литературы

1.Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли

России второй половины XIX - начала XX в. (Б.Н. Чичерин) Изд-во Московского

университета 1975 г.

2. Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. Второе, исправленное,

издание - Лен.: НПЖ “Плюсминус”, № 1-2, 1995 г. - 295 с.

3. Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Сборник // Сост.:

А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин - Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.

4. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений

России XI - XX вв. - М.: Юристъ, 1995 - 378 с.

5. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей

редакцией члена - корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - 736 с.

6.Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. -

СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 152 с.

7. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Вступ. статья А.В.

Соболева. М. изд-во “Пресса”. 1991 г.

8.Новгородцев П.А. Сочинения// Сост. вступ. статьи и прим. М. А.

Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с. (Библиотека

духовного возрождения).

9.Русская философия собственности (XVII - XX вв.) : - Сборник, Авт. -

сост: К. Исупов, И. Савкин - СПб. СП “Ганза”, 1993 г.

10.Русская философия: Конец XIX - начало XX века: Антология. Учебное

пособие// Вступ. статья А.А. Ермичева, составления и примечания Б.В.

Емельянова. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 592 с.

11.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука,

1995. - 624 с.

12.Словарь - справочник “Человек и общество” (Философия)(Авторы-сост

Коротец И.Д., Штомпель А.А., Штомпель О.М.) Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс,

1996 г.-544 с.

13.Философия. Часть 1. История философии: учебное пособие для вузов//

Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. - М.: Юристъ, 1996 -

304 с.

-----------------------

[1] В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной полит. мысли России

второй половины XIX - начала XX в. М.: Из-во Московского унив-та, 1975.

[2] История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей

редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - с. 573

[3] Чичерин Б.Н. О народном представительстве. - с. 410

[4] Б.Н. Чичерин. “Курс государственной науки”, №1, стр. 3

[5] Б.Н. Чичерин. “Курс государственной науки”, ч. 1, стр. 4

[6] Б.Н. Чичерин. Собственность и государство// Русская философия

собственности XVIII - XX. Сборник.

Спб изд - во СП. Ганза, 1993 г. с. 113

[7] Б.Н. Чичерин. Курс государственной науки. Ч. II. стр. 38 - 39

[8] В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли

России. вторая половина XIX

начало XX в. (Б.Н. Чичерин). Из - во Московского университета, 1975, с. 108

[9] Новгородцев П.И. Сочинения//Сост. вступ. статьи и прим. М.Я. Колерова,

Н.С. Плотникова. - М : Раритет,

1995. - с. 5.

[10]Новгородцев П.И. Ответ Л.И . Петражицкому

[11] Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. с. 294

[12] Там же.

[13] П.И. Новгородцев. Право на достойное человеческое существование//

Русская философия соб-ти

XVII - XX вв.Сборник, Авт. - сост.: К. Исупов, И. Савкин. - СПб. СП.

“Ганза”, 1993 - 186 с.

[14] Русская философия: конец XIX- начало XX века: Антология. Учебное

пособие// Вступительная статья

А.А. Ермичева. - СПб: Из-во С-Петер. унив-та, 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты