Философия развития телекоммуникаций

интеллектуальная машина"

Анализ закономерностей развития компьютерной и «околокомпьютерной»

техники целесообразно начать с определения её сущности. Например, ныне

забываемый в широких кругах общества, известный философ начала прошлого

века В.И. Ульянов писал: "...закон и сущность понятия однородные

(однопорядковые) или вернее, одностепенные, выражающие углубление познания

человеком явлений, мира...". Можно сказать, что закономерность является

формой выражения сущности.

Сущность «интеллектуальной» техники

Сущность «интеллектуальной» техники можно раскрыть через её характерные

черты. Применимо к технике прилагательное «интеллектуальная» намеренно

взято в кавычках, о чем пойдет речь в следующих абзацах. Компьютерная

техника - это искусственные средства человеческой деятельности, усиливающие

возможности человека для аналитических и наукоемких работ; созданные

исключительно в интересах и предназначенные для достижения определенных

знаний и оценки большого количества фактов; в какой-то мере – это

овеществленная сила знаний об окружающей действительности; овеществленный

труд работников материального производства, овеществленные возможности

экономики.

Компьютерная техника органически связана с разными уровнями, сферами

развития общества. В самом широком общесоциальном плане к ним относят

политику, экономику, науку. Кроме того, в качестве относительно

самостоятельной выделяется сфера эксплуатации данного вида техники - это

область воинской деятельности. Нельзя не упомянуть применение компьютеров в

ежедневной деятельности человека. Этот вид функционирования ЭВМ – самый

распространенный. Сюда включаются и компьютерные игры, и доступ к

информационным ресурсам и многое другое.

Общесоциальные закономерности развития компьютеров

Как ни парадоксально это звучит, но, на мой взгляд, основными

социальными причинами развития вычислительной техники, резкого

технологического прорыва, организации самого капиталоемкого производства за

всю историю человечества являются лень и любопытство, присущие каждому

человеку в той или иной степени. Никому не хочется заниматься рутинными

вычислениями и сбором информации по крупицам, всегда у человека есть

желание переложить часть своей работы на кого угодно, лишь бы не делать

самому. Пусть «вкалывают» роботы – homo sapiens должен быть счастлив. В

итоге мы получили миллионную армию инженеров, которые смутно представляют

себе ход технологического процесса, а вся работа сводится к анализу двух –

трех цифр и выдаче очевидного результата. Сам компьютер в итоге превратился

в подобие детского конструктора, когда любой в силах из общеизвестного

списка деталей собрать ЭВМ и наслаждаться супер графикой последних игр.

Глубинными экономическими предпосылками возникновения и

функционирования вычислительной и телекоммуникационной техники явились

антагонистические противоречия в способе производства материальных благ.

Казалось бы, что внедрение «интеллектуальной» техники призвано повысить

эффективность технологического производства в несколько раз. Теоретически

казалось (существовали даже научные обоснования), что это должно привести к

отторжению человека из сферы производства и полной замены человека роботом.

Доказывалось, что социум ждут небывалые потрясения, новые восстания

«луддитов». На деле это оказалось не так. Действительно, там где раньше с

работой справлялась группа из двух бухгалтеров со счетами (или на худой

конец – с калькуляторами), теперь появился целый бухгалтерский отдел,

каждый специалист которого разбирается в одной – двух программах. К этому

необходимо приплюсовать системного администратора, который управляет

компьютерной сетью отдела, инженера, который решает аппаратные проблемы,

возникающие в процессе эксплуатирования техники. Сюда же необходимо

добавить работу специалистов, которые разработали вышеуказанные программы

и регулярно исправляют различного рода сбои в программном обеспечении.

Подобного рода ситуацию можно обнаружить во многих сферах деятельности

человека.

Виртуальная реальность – сегодняшний этап развития компьютерной техники

Приоритетным в последние годы XX в. стало развитие не

информационных, а симуляционных технологий - технологий виртуальной

реальности. В результате наращивания оперативной памяти и быстродействия

компьютеров, а также создания нового программного обеспечения возникают

не только качественно новые формы передачи и обработки данных, но в первую

очередь достигается все большее сходство между работой на компьютере и

управлением реальными объектами, а также сходство коммуникаций в

режиме online с общением в реальном пространстве-времени.

Настигающие одна другую волны так называемых инноваций - процессоры

286-й, 386-й, 486-й, Pentium, Pentium II, Pentium III, или операционные

системы Windows 3.1, Windows 95, Windows 98, Windows 2000 - не

вносят никаких принципиальных изменений в функционирование персонального

компьютера или сети Internet. Но зато убийство монстра игроком в Doom

или Quake и нажатие кнопок на экране пользователем программы Word

выглядит все более реалистичным. Всякий раз прирост технического

потенциала компьютера расходуется в большей мере на совершенствование

визуальных и звуковых эффектов, чем на развитие функций. Эту тенденцию,

технологически совершенно парадоксальную, можно успешно интерпретировать

социологически.

Киберпротезирование институциональных форм является характерной

особенностью виртуального взаимодействия - виртуальных сообществ,

виртуальных корпораций, виртуальных развлечений, виртуальных преступлений

и виртуального же отпущения грехов.

Сегодня с помощью компьютера, оснащенного модемом, можно

обсуждать политиков, поп-звезд, погоду или вести досужие беседы с

виртуальными друзьями или соседями - участниками chat'a, то есть

открытой дискуссии в сети Internet. Можно заработать деньги, принимая

заказы на размещение рекламы на виртуальных щитах - banner'ax, выиграть

деньги в виртуальных казино или украсть те же деньги, взломав

виртуальные замки электронной системы учета какого-нибудь банка.

Обличить пороки и покаяться в содеянном можно в виртуальных

проповедях и исповедях в chat'ax на web-страницах, открываемых

священниками в качестве виртуальных приходов.

Столь интенсивное в последние годы использование технологий виртуальной

реальности имеет социальный смысл - замещение социальной реальности

ее компьютерными симуляциями. Этот социальный аспект развития

компьютерных технологий явно превалирует над техническим аспектом.

Именно поэтому наращивание быстродействия процессора и объема

оперативной памяти практически без остатка конвертируется в

совершенствование графики и звучания компьютерных симуляций и

не сопровождается ощутимыми функциональными изменениями.

Обнаружение социального смысла развития технологий виртуальной

реальности с необходимостью приводит социологов к идее использовать

понятие виртуальности для объяснения общественных изменений.

Искусственный интеллект – апогей развития вычислительной техники

Определения и технические термины

Первой, и пожалуй, базовой идеей является следствие из закона Мура

(приблизительное удвоение количества транзисторов на новых кристаллах

микропроцессоров каждые 18 месяцев): где-то между 2015 и 2035 годами

вычислительная мощность отдельных компьютеров сравняется с "сырой"

вычислительной мощностью человеческого мозга (порядок последней оценивается

в 1016 операций в секунду), а затем и превзойдёт её. Конечно, закон Мура -

это, на самом деле, никакой не закон, а всего лишь эмпирический вывод из

наблюдаемой скорости развития технологий. Однако, если трактовать этот

закон более широко (а именно, считать не количество транзисторов на

кристалле, а доступные быстродействие процессоров и объёмы памяти), то

окажется, что держится он значительно дольше существования интегральных

схем, сменив по пути несколько технологий - электромеханические

вычислители, ламповые, транзисторы... Кроме того, сам период 18 месяцев

условен и с течением времени постепенно уменьшается. Таким образом, у нас

есть хорошие шансы, что ещё не менее 15 лет закон Мура продержится.

Разумеется, одной только вычислительной мощности мало - нужно и

соответствующее программное обеспечение. Но, как мы видим, с этим тоже всё

в порядке: достигли уровня практической применимости такие традиционно

"интеллектуальные" операции как распознавание речи, текста и других

образов; чат-роботы - успешно выдерживают тест Тьюринга в непритязательных

беседах на уровне "девушек, не обременённых умственной деятельностью"; ну и

всем уже надоевший пример Deep Blue, лишь немного не дотянувшей до ничьей с

чемпионом мира по шахматам.

Итак, давайте примем в качестве рабочей гипотезы, что возможности

компьютеров в ближайшем будущем превзойдут человеческие.

Первое (и, фактически, единственное) следствие: мы не сможем полностью

ни понять, ни предсказать дальнейшее развитие событий, когда "у руля"

цивилизации встанут не только, не столько, а затем и исключительно не люди,

а сверхинтеллекты.

Понятие виртуализации с точки зрения философии

Первые попытки создания социологических моделей современности на базе

понятия виртуальности были практически одновременно предприняты в

Германии Ахимом Бюлем и Михаэлем Паэтау, в Канаде Артуром Крокером и

Майклом Вэйнстейном и в России Ивановым Д.В.

Модели А. Бюля, А. Крокера и М. Вэйнстейна восходят к традиции

исторического материализма К. Маркса. Согласно его теории,

рост производительных сил или, говоря современным языком, развитие

новых технологий вызывает изменения в системе общественных отношений:

появляются новые отношения собственности, на их базе - новые социальные

классы, новые формы политической власти, идеологии и искусства и т.д.

Приложение этой схемы к современности приводит Бюля, Крокера и

Вэйнстейна к тезису о переходе к новой фазе капитализма, когда

классические структуры индустриального общества устраняются по

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты