Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и
энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать
дальше. Масштабы человеческой деятельности уже не только сопоставимы с
геологическими процессами, но в некоторых отношениях их во много раз
превосходят. Ежегодно в моря и океаны сносится водой более 15 куб. км
верхнего слоя почвы. Объем же почвы, перемещаемой человеком только в ходе
земледельческих работ, достигал еще во времена академика А. Е Ферсмана,
приводившего этот пример, 3 тыс. куб. км. Однако для антропогенных
процессов важна не только их масштабность, но и сознательная регуляция.
Чрезвычайно важной в настоящее время является разработка общей теории
взаимодействия природы и общества. Такая теория призвана вскрыть наиболее
общие и глубокие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и
общества, позволила бы видеть и оценивать не только ближайшие, но и более
отдаленные перспективы этого процесса. Общий фундамент такой теории заложен
классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов,
естествоиспытателей. Всю историю можно в общих чертах разделить на
несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества. 1.
Древнейший этап — характеризуется непосредственным присвоением и
употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота,
рыболовство, использование пещер под жилища). 2. Допромышленный этап —
экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого
транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство
(мануфактуры). 3. Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной
энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества
минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города,
средства связи, наука. 4. Этап начала техногенной цивилизации. Природные
ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества
становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды,
природного теплового баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять
запасы природы. В настоящее время широкий размах приобретает сознательное
управление и преобразование природы. Человек уже сейчас располагает
средствами, позволяющими ему оказывать существенное воздействие на течение
процессов в биосфере. Выдвигаются грандиозные проекты перекрытия Берингова
пролива с целью перекачки теплой воды из Тихого океана в Ледовитый, что
привело бы к потеплению Арктической зоны и нижележащих зон. Более 20 лет
назад группа итальянских и немецких инженеров предложила проект орошения
Сахары путем поворота реки Конго на север. Мы сейчас подошли к такому
рубежу, когда человечество должно предвидеть последствия этих изменений.
Общество включено в структуру биосферы и должно считаться с отдаленными
последствиями этих изменений. Например, в целях развития производства будут
непрерывно наращиваться нормы выработки атомной энергии, а это связано с
большим выделением тепла. Подсчитано, что если тепло, испускаемое атомными
станциями, достигнет 10% от солнечной энергии, получаемой поверхностью
Земли, то это приведет к повышению температуры биосферы на 7°. Параллельно
увеличивается потепление от повышения содержания углекислого газа в
результате промышленной деятельности человечества. Это приведет в будущем к
таянию льдов мирового океана. В XX столетии понятие о сфере взаимодействия
природы и общества стало в науке особенно актуальным.
Общее понятие о познании.
В структуре общетеоретической ф-фии обычно выделяется три основных
направления: 1) онтология учения; 2) диалектика и логика; 3) Гносеология –
это учение о законах познания или о законах получения знания. Сама теория
познания включает в себя также три основных части: 1) общая теория
познания; 2) теория общенаучного познания; 3) эпистемология – теория
общенаучного познания. Все эти три части в тоже время объединяются в одну
систему, посредством таких общих понятий как: - практика; - субъект и
объект познания; - интуиция; - истина и вера и знания и др. Познание
определяется всеобщим свойством действительности – отражением. Отражение
характерно для всех объектов и процессов без исключения. Познание же
характеризует не все объекты действительности. Т.о. 1) Познание является
только одной из форм отражения. 2) Все объекты действительности
подразделяются на отражающие и познающие. Познание, будучи только одной из
форм отражения является всегда ограниченным. Впервые границы познания были
обоснованы в ф. Кантом. Данное учение, обосновывающее границы познания
называется агностицизмом. Т.е. агностицизм есть течение, останавливающее
границы познания, но не отрицающее познавательные возможности человека, его
потенциал. В рамках агностицизма утверждается, что познание является
постоянной проблемой человека. Поэтому ограниченность познания должна быть
компенсирована и компенсируется верой, т.е. вера выступает одной из форм
познания. Или его продолжением. Вера является связующим звеном между
знаниями и истинной. В данном случае под истинной понимается универсальный
путь развития. Прежде всего, общества и жизни человека. В данном случае
достижение истины невозможно и без знаний и без веры. В этой связи знания,
вера и истина являются единым комплексом, решающим проблему познания. В
данном случае данный комплекс есть практика.
Типы познания, источник, объект, субъект.
Можно выделить три основных типа познания: - обыденное, повседневное,
познание (непосредственно отражающее действительность). – исследование
действительности с определенной целью, получение нового знания, не
существующего в системе знаний. В данном случае это и есть решение
познавательной проблемы, поэтому существует два понятия проблема и вопрос.
Проблема отражает отсутствие в системе знаний необходимого знания. Вопрос
есть отсутствие знания у субъекта познания, но его наличия в системе
знаний. – Освоение субъектом познания имеющихся или существующих знаний.
Данное познание отражается в таких понятиях как воспитание, обучение и
образование. Данный тип познания определяется как наиболее актуальный.
Источник познания неоднозначен. Он выражается в трех основных формах: 1)
Это внешние воздействия, направленные на предмет. Этот источник,
определяющий с точки зрения марксистской тории. 2) Источник познания связан
с самим предметом или субъектом познания, т.е. с тем, кто познает, т.е.
внутренние потребности, внутренние мотивы и раздражители самого предмета
или человека. С –точки зрения самого Канта именно этот источник является
определяющим, т.е. возбудители организации человека. 3) Источником познания
является противоречие. Между первым и вторым источником, т.е. нестыковка
первых и вторых возбудителей, конфликт между внутренними и внешними
возбудителями. Т.о. источник познания представляет из себя сложную
структуру. Целью или самоцелью познания является: 1) Объединение свойств
субъекта и объекта познания (свойств внутренней и внешней среды). 2)
Противопоставление или отторжение субъектом познания свойств внешней среды.
Т.е. цель познания также противоречива и неоднозначна. В целом, если
говорить о смысле познания, то познание связано, прежде всего, с
обогащением человеческого мира универсальными свойствами или дополнительной
энергией, выраженной, прежде всего в таких вещах как понятие о мире, идеях
и теориях. Т.о. границами познания выступают понятия, идеи, теории. За
пределами данных вещей существует чуждый или враждебный мир (человеку), а
отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не
просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние
обстоятельства, воздействующие наиболее актуально и активно. Отсюда
познаются именно эти объекты. Т.о. познание всегда актуально.
Все предметы в мире находятся в постоянном взаимодействии и обладают
постоянным свойством отражения. В тоже время не все предметы выступают
субъектами познания. Субъектами познания являются: 1) активно реагирующие
не раздражители; 2) обладающие избирательны отражающими способностями; 3)
предметы, наделенные способностью изменять и приспосабливать раздражители
под собственные свойства. Итак, субъект познания являются предметы,
обладающие психикой, сознанием, душой и связанные с духовной реальностью.
Природа сознания. Сознание и отражение.
Вопрос о сознании в ф. исследуется в двух основных направлениях: -
сознание рассматривается как свойство всего человечества, общества. В этом
случае это вопрос об общественном сознании, его носителях (субъектах,
формах и уровнях), т.е. сознание прежде всего должно рассматриваться как
общественное, в этом его природа. – связано с исследованием сознания как
свойства человека. В данном случае речь идет об месте создания в структуре
человека, в его организации, а также ставится вопрос о формах и структуре
самого сознания. В этой связи данная лекция рассматривает сознание во
втором его аспекте: вопрос о сознании и проблема сознания является
комплексным, т.е. изучается большим количеством наук, в частности ф.,
психология, медицина, информатика, кибернетика и др. Природа сознания
исследуется с различных сторон, это объясняется тем, что сознание является
самым сложным свойством действительности. Т.о. существует несколько
основных концепций природы сознания: 1) Религиозная концепция утверждает,
что сознание связано или определяется божественной сущностью, т.е. дано
человеку от бога. В этой связи сущность сознания выражается разумом.
Основными формами сознания являются разум, истина и вера. 2) Это объективно
– идеалистическая концепция. В данном случае сознание определяется
существованием всеобщего духа, абсолютного разума. Сознание человека
является частью последнего. Т.е. получается, что абсолютный разум не может
существовать без человеческого сознания, а существование человеческого
сознания есть доказательство существования абсолютного разума (Гегель). 3)
Концепция естественно - научая космологическая. В этой связи сознание есть
продукт творчества всей вселенной, воплощенной в определенных ее частях, в
частности в земной ее части. В этой связи сознание является универсальным
выражением организации как планетарного, так и космического сознания, т.е.
сознание, возникает связи с сами сложными системами действительности. Т.о.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13