Философия (шпаргалки 2004г.)

Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и

энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать

дальше. Масштабы человеческой деятельности уже не только сопоставимы с

геологическими процессами, но в некоторых отношениях их во много раз

превосходят. Ежегодно в моря и океаны сносится водой более 15 куб. км

верхнего слоя почвы. Объем же почвы, перемещаемой человеком только в ходе

земледельческих работ, достигал еще во времена академика А. Е Ферсмана,

приводившего этот пример, 3 тыс. куб. км. Однако для антропогенных

процессов важна не только их масштабность, но и сознательная регуляция.

Чрезвычайно важной в настоящее время является разработка общей теории

взаимодействия природы и общества. Такая теория призвана вскрыть наиболее

общие и глубокие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и

общества, позволила бы видеть и оценивать не только ближайшие, но и более

отдаленные перспективы этого процесса. Общий фундамент такой теории заложен

классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов,

естествоиспытателей. Всю историю можно в общих чертах разделить на

несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества. 1.

Древнейший этап — характеризуется непосредственным присвоением и

употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота,

рыболовство, использование пещер под жилища). 2. Допромышленный этап —

экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого

транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство

(мануфактуры). 3. Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной

энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества

минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города,

средства связи, наука. 4. Этап начала техногенной цивилизации. Природные

ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества

становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды,

природного теплового баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять

запасы природы. В настоящее время широкий размах приобретает сознательное

управление и преобразование природы. Человек уже сейчас располагает

средствами, позволяющими ему оказывать существенное воздействие на течение

процессов в биосфере. Выдвигаются грандиозные проекты перекрытия Берингова

пролива с целью перекачки теплой воды из Тихого океана в Ледовитый, что

привело бы к потеплению Арктической зоны и нижележащих зон. Более 20 лет

назад группа итальянских и немецких инженеров предложила проект орошения

Сахары путем поворота реки Конго на север. Мы сейчас подошли к такому

рубежу, когда человечество должно предвидеть последствия этих изменений.

Общество включено в структуру биосферы и должно считаться с отдаленными

последствиями этих изменений. Например, в целях развития производства будут

непрерывно наращиваться нормы выработки атомной энергии, а это связано с

большим выделением тепла. Подсчитано, что если тепло, испускаемое атомными

станциями, достигнет 10% от солнечной энергии, получаемой поверхностью

Земли, то это приведет к повышению температуры биосферы на 7°. Параллельно

увеличивается потепление от повышения содержания углекислого газа в

результате промышленной деятельности человечества. Это приведет в будущем к

таянию льдов мирового океана. В XX столетии понятие о сфере взаимодействия

природы и общества стало в науке особенно актуальным.

Общее понятие о познании.

В структуре общетеоретической ф-фии обычно выделяется три основных

направления: 1) онтология учения; 2) диалектика и логика; 3) Гносеология –

это учение о законах познания или о законах получения знания. Сама теория

познания включает в себя также три основных части: 1) общая теория

познания; 2) теория общенаучного познания; 3) эпистемология – теория

общенаучного познания. Все эти три части в тоже время объединяются в одну

систему, посредством таких общих понятий как: - практика; - субъект и

объект познания; - интуиция; - истина и вера и знания и др. Познание

определяется всеобщим свойством действительности – отражением. Отражение

характерно для всех объектов и процессов без исключения. Познание же

характеризует не все объекты действительности. Т.о. 1) Познание является

только одной из форм отражения. 2) Все объекты действительности

подразделяются на отражающие и познающие. Познание, будучи только одной из

форм отражения является всегда ограниченным. Впервые границы познания были

обоснованы в ф. Кантом. Данное учение, обосновывающее границы познания

называется агностицизмом. Т.е. агностицизм есть течение, останавливающее

границы познания, но не отрицающее познавательные возможности человека, его

потенциал. В рамках агностицизма утверждается, что познание является

постоянной проблемой человека. Поэтому ограниченность познания должна быть

компенсирована и компенсируется верой, т.е. вера выступает одной из форм

познания. Или его продолжением. Вера является связующим звеном между

знаниями и истинной. В данном случае под истинной понимается универсальный

путь развития. Прежде всего, общества и жизни человека. В данном случае

достижение истины невозможно и без знаний и без веры. В этой связи знания,

вера и истина являются единым комплексом, решающим проблему познания. В

данном случае данный комплекс есть практика.

Типы познания, источник, объект, субъект.

Можно выделить три основных типа познания: - обыденное, повседневное,

познание (непосредственно отражающее действительность). – исследование

действительности с определенной целью, получение нового знания, не

существующего в системе знаний. В данном случае это и есть решение

познавательной проблемы, поэтому существует два понятия проблема и вопрос.

Проблема отражает отсутствие в системе знаний необходимого знания. Вопрос

есть отсутствие знания у субъекта познания, но его наличия в системе

знаний. – Освоение субъектом познания имеющихся или существующих знаний.

Данное познание отражается в таких понятиях как воспитание, обучение и

образование. Данный тип познания определяется как наиболее актуальный.

Источник познания неоднозначен. Он выражается в трех основных формах: 1)

Это внешние воздействия, направленные на предмет. Этот источник,

определяющий с точки зрения марксистской тории. 2) Источник познания связан

с самим предметом или субъектом познания, т.е. с тем, кто познает, т.е.

внутренние потребности, внутренние мотивы и раздражители самого предмета

или человека. С –точки зрения самого Канта именно этот источник является

определяющим, т.е. возбудители организации человека. 3) Источником познания

является противоречие. Между первым и вторым источником, т.е. нестыковка

первых и вторых возбудителей, конфликт между внутренними и внешними

возбудителями. Т.о. источник познания представляет из себя сложную

структуру. Целью или самоцелью познания является: 1) Объединение свойств

субъекта и объекта познания (свойств внутренней и внешней среды). 2)

Противопоставление или отторжение субъектом познания свойств внешней среды.

Т.е. цель познания также противоречива и неоднозначна. В целом, если

говорить о смысле познания, то познание связано, прежде всего, с

обогащением человеческого мира универсальными свойствами или дополнительной

энергией, выраженной, прежде всего в таких вещах как понятие о мире, идеях

и теориях. Т.о. границами познания выступают понятия, идеи, теории. За

пределами данных вещей существует чуждый или враждебный мир (человеку), а

отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не

просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние

обстоятельства, воздействующие наиболее актуально и активно. Отсюда

познаются именно эти объекты. Т.о. познание всегда актуально.

Все предметы в мире находятся в постоянном взаимодействии и обладают

постоянным свойством отражения. В тоже время не все предметы выступают

субъектами познания. Субъектами познания являются: 1) активно реагирующие

не раздражители; 2) обладающие избирательны отражающими способностями; 3)

предметы, наделенные способностью изменять и приспосабливать раздражители

под собственные свойства. Итак, субъект познания являются предметы,

обладающие психикой, сознанием, душой и связанные с духовной реальностью.

Природа сознания. Сознание и отражение.

Вопрос о сознании в ф. исследуется в двух основных направлениях: -

сознание рассматривается как свойство всего человечества, общества. В этом

случае это вопрос об общественном сознании, его носителях (субъектах,

формах и уровнях), т.е. сознание прежде всего должно рассматриваться как

общественное, в этом его природа. – связано с исследованием сознания как

свойства человека. В данном случае речь идет об месте создания в структуре

человека, в его организации, а также ставится вопрос о формах и структуре

самого сознания. В этой связи данная лекция рассматривает сознание во

втором его аспекте: вопрос о сознании и проблема сознания является

комплексным, т.е. изучается большим количеством наук, в частности ф.,

психология, медицина, информатика, кибернетика и др. Природа сознания

исследуется с различных сторон, это объясняется тем, что сознание является

самым сложным свойством действительности. Т.о. существует несколько

основных концепций природы сознания: 1) Религиозная концепция утверждает,

что сознание связано или определяется божественной сущностью, т.е. дано

человеку от бога. В этой связи сущность сознания выражается разумом.

Основными формами сознания являются разум, истина и вера. 2) Это объективно

– идеалистическая концепция. В данном случае сознание определяется

существованием всеобщего духа, абсолютного разума. Сознание человека

является частью последнего. Т.е. получается, что абсолютный разум не может

существовать без человеческого сознания, а существование человеческого

сознания есть доказательство существования абсолютного разума (Гегель). 3)

Концепция естественно - научая космологическая. В этой связи сознание есть

продукт творчества всей вселенной, воплощенной в определенных ее частях, в

частности в земной ее части. В этой связи сознание является универсальным

выражением организации как планетарного, так и космического сознания, т.е.

сознание, возникает связи с сами сложными системами действительности. Т.о.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты