мировоззрением (любая религия — объективный идеализм). Несмотря на близость
религии и ф-фии, они различны — идеализм ф-кий есть теоретическая основа
религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи
по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.
Их различие состоит в том, что ф-фия есть отражение мира в теоретической,
рационально понятной форме. В ф-фии сформировался жесткий категориальный
аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д. Язык ф-
фии — не образы, не картинки, а категории, понятия, ф-фия обычно сводит
дело к логичности, к доказательствам. Положения ф-фии не просто
утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей
систематизированной, логически упорядоченной форме. Ф-фия относится к
рефлексивному типу мировоззрения, т. е. такому, в котором содержатся
размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом
мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт ф-
ого сознания. Свободомыслие — объективный принцип ф-фии, который, к
сожалению, субъективно часто нарушается. По самой своей природе ф-фия
требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те
догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Ф-
фия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само
существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Ф-фия
формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она
рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на
протяжении всей истории. «Чистые» типы мировоззрения практически не
встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют
сложные и противоречивые сочетания.
Плюрализм.
Плюрализм — есть теоретическая ф-кая концепция обосновывающая
объективность, многообразие развития путей и форм развития объектов, их
возможностей, т.к. любой объект находится в бесконечных связях с другими
объектами, с другой стороны многообразие всегда ведёт к единству. В ф-фии
как и в любой другой науке существует плюрализм, т.е. многообразие
различных теорий, школ и направлений, в результате чего и развивается любая
наука. В ф-фии существует две основные ветви развития. 1) материализм. 2)
идеализм. Материализм абсолютирует материальные основы развития. Идеализм
отдаёт предпочтение идеальным (духовным) основам развития, поэтому главной
проблемой (вопросом) ф-фии является проблема взаимосвязи материального и
духовного.
Условия, особенности, причины возникновения ф-фии.
Ф-фия является одним из обобщающих типов человеческого мышления,
отражающим всю действительность в целом и всеобщее и единое в этой
действительности реально существующее. Существовал ли до ф-фии обобщающий
тип мышления? Существовал, это была мифология. Мифология — есть попытка
обобщения всей действительности, но под углом зрения отражения всеобщего не
как реально существующего, а как мнимого, поэтому мифология есть обобщение
всей действительности, но с помощью чудес. Итак, до определённого
исторического момента не существовало реальных причин для возникновения ф-
фии. Эти причины впервые появляются в первое столетие до н.э. Ф-фия
появляется вначале и одновременно в трёх основных точках формирующейся
единой человеческой цивилизации (Др. Египет, Др. Китай, Др. Индия).
Возникает целый комплекс причин для возникновения ф-фии. Эти причины
принято называть с одной стороны социальные и гносеологические с другой.
Социальные причины. Причин возникновения ф-фии много, но все их можно
свести к одной истине: в жизни людей не было всеобщего и единого. 1)
возникает подвижная социальная структура (социальная классовая структура).
2) появляется разделение труда (умственный и физический), т.е. возникает
класс людей, занимающийся постоянным умственным трудом (появляется
интеллигенция). 3) социально территориальное разделение, т.е. разделение
населения на две части: село и город. Город — аккумулятор человеческой
культуры и опыта. 4) возникновение политики, т.е. государственности и
межгосударственных связей. Гносеологические (познавательные) причины. 1)
возникновение науки (особенно геометрии и математики). В этих науках
обобщение действительности и нахождение всеобщего и единого. Геометрия —
отражение всеобщих форм. Математика — нахождение всеобщих числовых
закономерностей. 2) возникновение религии. Т.е. отражение всей
действительности и нахождение в ней единой божественной сущности, единого
духовного основания. 3) возникновение противоречий между наукой и религией.
Т.е. ф-фия является посредником между наукой и религией, возникает
триединый духовный комплекс, обслуживающий формирование человечества:
наука, религия, ф-фия. Особенности возникновения. 1) сначала ф-фия
возникает как плюралистическая (материализм, идеализм, религиозная ф-фия).
2) ф-фия возникает в двух основных типах: а) рациональная ф-фия (греческая
ф-фия с опорой на науку и на теоретическую форму изложения, а также на
социальную проблематику). Греческая ф-фия становится духовным выражением
западной культуры. б) иррациональная ф-фия (восточная) с опорой на
художественную или полоухудожественную форму изложения и на вселенскую
проблематику. Т. е. человек есть космическое существо. А с точки зрения
греческой ф-фии человек есть социальное существо.
Хронология и краткая характеристика основных этапов.
Причины возникновения ф-фии являются и причиной её развития. Данный
вопрос является дискуссионным. Основные этапы развития мировой ф-фии
преимущественно связываются только с развитием западной ф-фии. Существуют
разногласия в том вопросе, какую ф-фию считать как этап развития, а какую
не считать. Этап – есть существенное приращение, новое слово, новый шаг в ф-
фии. Основные этапы. 1) Греческая (античная) ф-фия. 7 в. до н.э. – 4 в.
н.э. (классика – Сократ, Платон, Аристотель). 2) Средневековая ф-фия. до 15
в. н.э. На этом этапе ф-кое обоснование божественности мироздания
(теоретическое) Фома Аквинский, Августин. 3) ф-фия Возрождения 15 – 16 вв.
(Джордано Бруно, Галилей, Коперник, Кузанский). 4) ф-фия Нового Времени
17вв. Это ф-фия науки и прав человека. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Джон Локк ).
5) 18 в. ф-фия Просвещения: ф-фия энциклопедических знаний, науки. (Руссо,
Вольтер). 6) немецкая классическая ф-фия 1780–1830г. (Кант, Гегель).
Создана ф-фия познания в лице Канта, классическая теория движения и
развития (Гегель). 7) неклассическая западная ф-фия, вторая половина19в.
Иррационализм Шопенгауэра и Ницше, рациональная ф-фия (Спенсер). 8) вторая
половина 19в. марксистская ф-фия. начало 20в. (Маркс, Энгельс, Ленин). 9)
русская ф-фия. середина 19 – начало 20в. (П. Чаадаев, Владимир Соловьёв,
Булгаков, Бердяев). Обобщение этапов: самыми выдающимися этапами мировой ф-
фии были греческая и германская ф-фии. Самыми длительными этапами были:
греческая и средневековая ф-фия. Самым насыщенным ф-ким временем был 19
век.
Структура ф-фии.
1) Ф-фия структурируется по уровням: всеобщая ф-фия, общая и прикладная.
Всеобщая – теория систем. Общая – этика, натур ф-фия. прикладная – ф-фия
математики, экономики, права. 2) по направлениям подразделяется:
материализм, идеализм, религиозная ф-фия. 3) по методологии: метафизика и
диалектика. Т. о. Ф-фия является важнейшим признаком цивилизации,
неотъемлемым атрибутом единой человеческой системы.
Общие особенности античной ф-фии.
8 в. до н.э. – 9 – 10 в. н.э. – античная ф-фия. 4 основные этапа: 1)
досократовский период. 2) классический период. 3) эллинистический период.
4) римский период. Длительность существования античной ф-фии объясняется
следующим: 1) ф-фия долгое время выходила из мифологических знаний. 2) ф-
фия в этот период вбирала в себя все существующие научные знания. 3) в
рамках греческой ф-фии обосновывались практически все основные проблемы ф-
фии. Общие особенности греческой ф-фии в целом: 1) носила фундаментальный
классический характер. 2) ф-фия была по преимуществу рациональной
(опиралась на науки, носила теоретический характер, ставила перед собой
социальные проблемы). 3) заложила основы европейской культуры. 4)
охватывала практически все вопросы бытия и в тоже время носила
космологический характер.
Досократовский период ф-фии.
Досократовский период характерен тем, что ф-фия была космологической.
Отсутствуют литературные источники за этот период. Данные о периоде
излагаются в учениях Платона, Аристотеля, и др. Греческая ф-фия начинается
с произведений Гомера, написанных в художественной форме, где боги и люди
высказывают свои мысли. Гессиод. Первым поставил вопрос об основе
мироздания, о первопричинах мира, об его структуре, основе, и формах
действительности. Он считал основой мироздания – хаос. А человек с помощью
каких – то сил или богов этот хаос упорядочил. Основными формами
действительности являются: жизненная энергия, земля. Он разделил
действительность на: 1) действительность, излучающая свет 2) тьма. Милет –
город (6 в. до н.э.) – первая в истории образовательная школа (первый
университет, где проводили первые занятия по изысканию ф-фии). Основателем
её был Фалес Милесский. Данная школа была основана на передовых знаниях
математики и геометрии, т.к. эти понятия были абстрактными. Фалес выдвинул
идею существования проматерии, т.е. существования в мире изначально до
материи форм. А материальный мир есть дополнение этих идеальных форм.
Считается, что Фалес был материалистом. В качестве материальной основы мир
он обосновывает воду. Именно вода воплощает в себе все математические и
геометрические формы и закономерности. Т.о. Фалес первым из мыслителей
обосновывал существование мира как противоречивого между материальностью и
идеальностью и определил связь между ними. Следующее направление характерно
постановкой проблемы движения. Деятели: Анаксимандр, Гераклит. С точки
зрения этого направления миром управляет не хаос, а законы связи
противоположностей, т.е. это было началом диалектики, сутью которой
является связь противоположностей. Т.е. источником движения является именно
эта связь. Т.е. движение есть взаимодействие противоположностей.
Взаимодействие противоположностей есть противоречие, которое и правит
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13