т.е. природа одухотворена. Следующая идея которая была порождена – это идея
творчества, Именно в рамках данной Ф. эта идея была выражена наиболее
полно: 1) в мире существует творческое начало т.е. источник творчества, но
в то же время источником творчества объявляется бог Демиург. Т.е. в мире
существует единый источник творчества. Сам мир является результатом
творческого начала. 2) творчество характерно для всей действительности, оно
является универсальным свойством всей действительности, в особенности такое
существо как человек. 3) В рамках концепции творчества обосновывается в
качестве универсального числа – число 7, выражающее полный замкнутый цикл
творчества. Т.о. исходя из этого мы видим то, она в качестве самого
универсального числа обосновала число 137.(С точки зрения современной науки
данная концепция подтверждается). Т.о. религиозная ф-фия делает попытку
органического соединения религии и науки, конечным результатом является
сознание. Теологической концепцией Ф.Аквинского, который совершил переворот
в том смысле, что соединил науку и религию.
Идея истины (откровения). В действительности существует единый источник
всех знаний, т.е. существует божественная истина (Логос). Логос –
непосредственное слово божье. Существует связующее звено между Логосом и
людьми. Это звено называется богочеловек (По сути дела это есть сын божий).
Эта идея утверждает, что всегда среди людей есть избранные. Те люди,
которые обладают способностями первоначального восприятия слова божьего,
конечным пунктом реализующим идею откровения является религиозная вера
всего народа. Главным объектом этой ф-фии является не действительность как
таковая, а текст библии, поэтому эта ф-фия определяется, как патристика
(т.е. наука изучающая библейские тексты).
3. 1)Августин (блаженный) родоначальник средневековой ф-фии (4в.) в то
время когда практически и окончательно были написаны все тексты библии.
Августин в рамках этой ф-фии создает ряд теоретических учений, и
обосновывает определенные идеи. В частности его ф-фия исходит, основывается
на учении о красоте, где он вслед за Платоном на основе библии пытается
доказать объективность идеи красоты. Главное, что красота основана на
творчестве, результатом чего является гармония. Источником творчества
является воля. В воле и проявляется, прежде всего, свобода человека.
Августин первый из философов ставит проблемы свободы человека (одним из
первых). Свобода связана с выбором. Выбор есть воля. Человек не ограничен в
плане выбора. Он постоянно выбирает, поэтому постоянно свободен и главная
проблема свободы заключается в выборе между добром и злом. Августин также
является основателем концепции социального, человеческого времени. Он
выдвигает идею абсолютности и относительности времени. Т.е. с одной стороны
время абсолютно, направляемо, контролируемо во всей его троичной структуре,
прошлого, настоящего и будущего. Время абсолютно только в связи с
божественной сущностью, время относительно. Относительность времени связана
с жизнью человека. Здесь относительность времени проявляется в том, что
человеку подвластно только настоящее время, т.е. один из трех элементов
структуры времени – настоящее. Прошлое и будущее в человеческом времени
являются частями настоящего, формами настоящего времени. Прошлое время как
часть настоящего выражается, прежде всего, в человеческой памяти. Будущее
время как часть настоящего выражается в человеческой надежде и вере.
Проблема человеческого времени снимается, разрешается любовью. Любовь –
главный критерий времени. Она растворяет время в бесконечность. Фома
Аквинский завершает развитие средневековой ф-фии как Аристотель
древнегреческой. Он является систематизатором всей средневековой ф-фии
(13в.). Он является также основателем новой мыслительной системы, которая
возникает на стыке ф-фии, науки и религии. Эта система называется
теологией, которая по своему объему значительно выше, чем ф-фия. Ведущим
началом в этой системе является религия. Позже возникает новое понятие –
теософия. Есть также система синтеза науки, религии и ф-фии, но здесь
ведущим элементом является ф-фия (поэтому теософия). Теология есть
универсальное учение, выражающее логику постижения божественных истин. В
узком смысле теология есть патристика. Теологическая логика заключается: -
прочтение двух изначальных книг: 1) книга природы, также написанная
божественной сущностью, но не раскрытая для человека (человек должен сам ее
раскрыть). Т.е. идея всестороннего изучения природы и развитие
естествознания. 2)Книга, созданная самим человеком, это и есть вся история
ф-фии, т.е. человек должен знать всю ф-фию. Конечным пунктом этой логики
является человеческая воля, выраженная в том, что человек должен доводить
до конца все дела, которые он начинает. Т.е. в этой системе объединяются
вера, этика, весь комплекс научных знаний, включая и религиозную ф-фию.
Общие особенности ф-фии Возрождения.
XV-XVI вв. – исторические границы данного периода. Родина этой ф-фии
Италия, Нидерланды и др. страны Запада. Ф. Возрождения есть попытка
возродить Греческую ф. И науку как основу светской культуры, в особенности
внимание уделяется ф. Аристотеля. Т.к. он систематизировал все науки,
заложил основы многим наукам, таким, которые актуальны в наше время
(например, экономика и политика). Причины появления ф. Возрождения – к
концу XV в. в Европе накопились значительные недостатки эпохи
средневековья. (груз антисоциальности, груз плебейства), которые и
становятся препятствием для развития общества. Появилась масса людей
ограниченных как в материальном благополучии, так и людей социально
пассивных, лишенных человеческого достоинства, и в тоже время в обществе
возникли предпосылки перехода к новым формам цивилизации. Данные тенденции
развития общества были восприняты передовыми слоями интеллигенции, которые
сформулировали историческую задачу всестороннего развития человека,
личности как таковой. Основные идеи: новые идеи вытекают из новой ф - кой.
антологии (учение о бытии, о мире и его структуре). В учении о мире
происходит коренной переворот. Если в средневековой ф. центром или основой
действительности является божественная сущность, то ф. Возрождения центром
действительности определяет реально живущего конкретного человека. Сколько,
людей столько и центров мира, хотя божественная сущность не отвергается, но
выводится за пределы реальной действительности, становится над
действительностью, т.е. идея теоцентризма заменяется идей антропоцентризма.
Главным объектом всех наук становится человек. Красота и творчество, прежде
всего, связываются с человеком. Сама действительность представляется
дискретным, бесконечным началом, т.к. основой действительности является
каждый человек, который определяется понятием дискретного минимума, т.е.
это основная точка дискретности действительности. Общее, которое
вырабатывается всеми людьми, есть максимум. Максимум есть единство
действительности (Н. Кузанский "Теория максимума и минимума – теория
отражающая все во всем ”). Т.о. ф. Возрождения по сути дела субъективный
идеализм, где центр тяжести ф-ого анализа переносится на субъективное
начало реальных людей. Вера в бога смещается в веру в человека, в веру в
светское образование. Человек определяется как безграничное существо в
своем совершенстве. Эта ф. определяется понятием гуманизма, т.е.
направленная на человека и поэтому эта ф. стремилась выразиться в формах,
доступных самым широким слоям населения. Ф. Возрождения выразилась в
необычных формах, недостаточно разнообразных, как никакая другая ф.
–Литературно-художественная ф-кая форма Данте “Классическая божественная
комедия”. Боккаччо “ДеКамерон” идея полноты земной и человеческой жизни
раскрывается в глубинный мир человеческих чувств. – Форма живописных
полотен, глубинная основа внутреннего человеческого мира (Леонардо Да Винчи
“Сикстинская Мадонна”). – Философские идеологии, например Петрарка “Моя
тайна”. Этика, внутренняя человеческая этика раскрывается. – Философская
эссе (Монтень “Опыты” – отражается ф. повседневной жизни. Человек творец
своего счастья). Существует и традиционная ф-кая форма ф.: - теоретические
ф-кие произведения. Н. Кузанский. - форма ф-ого естествознания. Когда ф.
выражается в произведениях естествоиспытателей (Галилей, Кеплер, Дж. Бруно
и др.). Значение этих произведений: происходит обоснование необходимости
разработки общенаучных методов познания, таких как теория опыта, теория
эксперимента. Математика вновь объявилась царящей наук. Математика должна
была объединить все естествознание в одну систему. Вершиной натур ф. была ф-
фия Дж. Бруно. Он обосновал следующие ф-кие положения. 1)Мир является
бесконечным в его физической реальности. 2) Динамичность является всеобщей
закономерностью действительности. В тоже время у материального мира
существуют первопричины, т.е. формы, в которых выражено понятие проматерии.
Т.е. существует связующее начало всех материальных явлений. 3) Мир и его
единство в тоже время обусловлены тем, что внутри этого мира существует
всеобщий разум, т.е. Дж. Бруно пытается заменить идею бога идеей всеобщего
разума. Следовательно, конфликт с христианством. Ф. должна исходить не из
библии, а из обоснованных факторов и научных данных. 4) Мир связан, истина
связана с человеческим разумом с доказательностью. 5) Значение религии
определяется двояким образом. С одной стороны религия в целом не
отвергается и не отвергается в целом идея бога, только смещается акцент.
Полезность религии связана с тем, что она должна оказывать решающее
воздействие на отсталые народы. Задача религии применительно к этим народам
сводятся к воспитанию человека, устранение проблем насилия к грубости, т.е.
религия должна решать первейшие этические проблемы. Обосновался также
принцип разделения религии и ф. Т.о. ф. Возрождения отразила переход
традиционного общества к новому капиталистическому, заложила необходимые
духовные основания этого перехода.
Ф-фия Нового Времени.
Ф. нового времени. Родина: Англия, Франция.XVII в. начало современной
цивилизации. Создаются новые основы развития общества: 1) коренным образом
меняется социальная структура общества. Формируются новые социальные
классы, возникают предпосылки гражданского общества: — рыночная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13