ті основні етапи, які в своєму розвитку пройшло людство.
Психіка, за Фрейдом, - це засіб взаємозв’язку всіх епох. А соціокультурні
стереотипи поведінки визначаються сімейно-сексуальними відносинами.При
цьому буття людини тлумачиться як постійна боротьба між Еросом (інст.
Життя) і Танатосом (інст. Смерті).Фрейд заперечує соціокультурні
закономірності.Він вважає, що культура грунтується на відмові від
задоволення бажань несвідомого.,а релігію він вважав загальнолюдським
нав’язливим неврозом , формою масового божевілля .Вражений крахом
культурних цінностей та насильницькою смертю тисяч людей в роки 1 світ.
Війни, Фрейд підкреслює трагічність існування людини в суспільстві, він
вважає, що суспільство розвивається неправильно.
Неофрейдизм виник в 30-х роках 20 ст.Осн. увага – дослідження соціально-
філософських проблем
Н. Представлений багатьма течіями.
1)Індивідуальна психологія Адлера – психічна хвороба є результатом
неусвідомленного потягу до переваги, яке збільшується почуттям
неповновартості (тілесний недолік),Адлер не погоджувався з Фрейдом щодо
перебільшення ролі сексуальності і несвідомого у поведінці людей, він
акцентував увагу на ролі соц. чинників.
2)Сексуально-економічна теорія Райха – Р. Вважав фрейдизм і марксизм
взаємодоповнюючими, він намагався на основі психоаналізу інтерпретувати
взаємовідносини між ек. базисом та ідеологією.
Фромм – осн. представник неофрейдизму, вірний основним положенням
психоаналізу, був переконаний , що критерієм соц. Розвитку є самопочуття
людини – психологічна вдоволенність чи невдоволенність загальною життєвою
ситуацією.Згідно з концепцією Фромма, не соц. структура суспільства формує
потреби людини, а навпаки.Ф. виділив такі типи соц. хар-
рів:експлуаторський, нагромаджувальний, ринковий, рецептивний.
Філософія американського прагматизма.
Прагматизм (от греч. – дело, действие), субъективно-идеалистическое
философ. учение.
Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение в 20
в. В период до 2-й мировой войны 1939-45 Осн. идеи высказал Пирс, затем
Джемс, Дъюи, Мид.Обвинив всю прежнюю ф-ию в отрыве от жизни, в
созерцательности, П. выступил с программой “реконструкции философии” : ф-ия
должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она
считалась со времен Аристотеля, а общим методом решения тех проблем, к-рые
встают перед людьми в различных жизненных
(проблематических) ситуациях, в процессе их деятельности, протекающей в
непрерывно меняющемся мире.Согласно П., опыт никогда не дан нам изначально
как нечто определённое, но все объекты познания формируются нашими
познават. усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач.Функция мысли
- в преодолении сомнения, к-рое явл. помехой для действия(Пирс), в выборе
средств, необходимых для достижения цели(Джемс) или для решения
проблематической ситуации(Дъюи).Идеи, понятия и теории – это лишь
инструменты или планы действия.Их значение , по П., целиком сводится к
возможным практическим действиям .Соответственно “истина определяется как
полезность...” или работоспособность идеи, из этого определения вытекает
абсолютизация роли успеха, превращение его в содержание понятия истины. С
конца 1930-х гг. влияние П. в американ. ф-ии начинает ослабевать.С
иммиграцией ряда европ. ф-фов получают распространение др. фил. течения.
Однако П. продолжает оказывать влияние на решение мн. методологич. и логич.
проблем, в значит. мере определяя и стиль политич. мышления в США.
Проблема людини в філософії
Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии чел-ка, его безграничных
возможностей. Представление Декарта о мышлении как единственно достоверном
свидетельстве чел. существования (мыслю, следовательно существую) легло в
основу новоевроп. рационализма, к-рый именно в разуме, мышлении усматривает
специфич. особенность чел-ка, его сущность.
У Канта вопрос «Что такое чел-к?» формулирует как осн. вопрос ф-ии.
Ч-к принадлежит к 2 мирам – природной необходимости и нравств. свободы. Для
нем. классич. ф-ии определяющим явл. Представление о чел-ке как о субъекте
духовной деятельности, создающем мир культуры, как о носителе общезначимого
сознания, всеобщего идеального начала – духа, разума. Критикуя эти идеи
нем. идеализма, Фейербах осуществляет антропологич. переориентацию ф-ии,
ставя в центр её чел-ка, понимаемого прежде всего как чувственно-телесное
существо.
В 19-20 ст. доминирующими становятся внемыслит. способности и силы
(чувство, воля) Ницше - воля к власти, Шопенгауер – (волюнтаризм-все
подчиняется слепой воле, воля к жизни) Проблема личности – центральная для
концепции чел-ка в экзистенцианализме (одинокий чел-к с его крайним
индивидуализмом, с чувством обреченности, тревоги, безнадежности и страха.)
Екзист-м оторвал чувства от разума, чел-ка от общества.
Проблема истины в философии. Критерии истины.
Истина занимает центр. место среди проблем гносеологии. Все ученые, фил-фы
обращаются к проблеме истины. " Истина- дочь времени"-зависимость истины от
времени (историии, эпохи). Аристотель-создатель классической истины,
корреспондентской теории истины. Согласно Ар. истина- есть знание, мысль,
высказывание, соответствующее действительности или предмету.
ИСТИНА (мысль, знание,
представление) - образ
I
ПРЕДМЕТ - корреспондент.
Форма истины - субъективна. Истина- адекватное отражение в познании
объективной реальности познающим субъектом.
Но философы заметили, что сущ. противоположное для истины понятие-
заблуждение-содержание сознания, не соответствующее реальности, но
принимаемое за истиное, это момент, часть истины. Нарушение правил логики,
неумение использовать методы- причина заблуждений. Забл. имеет объективную
природу, источник. Оно играет важную гносеологическую роль в процессе
познания. Ведь наш разум не может сразу фотографировать истину, поэтому
через заблуждение мы приходим к истине.
Сущ. такое понятие, как ошибки. Их источником явл. субъект, человек,
поэтому ошибки имеют субъективную природу. Истина- это процесс, ведь объект
есть процесс, он развивается. А изменения мира приводят к изменению знаний
о нём.
Истина- дух. проекция на мир (моё представление проектируется на мир,
производит изменение на мир).
* ,,Не потому ты белый, что мы так считаем, а наоборот мы так считаем,
потому что ты действительно белый" - АРИСТОТЕЛЬ - мы соотносим предмет с
знаниями.
* ,,Каждое поколение переписывает историю заново"- ПОППЕР-предмет
подганяется под представления.
Истина - истор теория, знание, соответствующее реальным фактам - по
АРИСТОТЕЛЮ.
Структура истины
Сущ 4 момента истины:
. Объективность
. Абсолютность
. Относительность
. Конкретность
Но истина одна- она и абсолютна, и об, и конкретна, и относительна
Объективность истины
В науках не сущ субъективной истины (суб истина - в искусстве…). Истина
объективна потому, что иначе мы будем противоречить определению истины.
Объект нам даёт информацию о себе, т. есть носитель, источник информации-
объект.
Истина - информация об объекте, хотя это информация субъекта, то есть
содержание инф-ции мы получаем из объекта. Если же это будет наша выгадка,
сознание - это не истина, а наше субъект. представление.
Абсолютность и относительность истины
Абсолютная истина:
> Знание обо всём, что было, есть и будет-ГЕГЕЛЬ-мировой разум
> ,,Вечная истина''-ЭНГЕЛЬС-2*2=4, человек без пищи и воды умирает, Париж
-столица Франции
> элемент, часть истины относительной Соотношение абсолютной
истины:
Любая истина- относитльная истина, потому что любое значение-неполное,
неточное, ограниченное. В каждой относительной истине сущ элемент истины
абсолютной. Это такое значение, которое не будет пересматриваться,
достоверное знание- в процессе наук. А.И будет расти, но не вытеснит О. И.
А.И-недостижимая-это идеал, к которому мы вечно стремимся. А.И-маяк, идеал,
к кот мы всегда будем стремиться, но никогда не достигнем.
Конкретность истины.
Под конкретностью истины мы понимаем зависимость истины от результатов
места и времени. Любое знание ограничено истор эпохой, то есть сущ истор
границы разных знаний. Любая истина- знание, ориентированное на какой-то
объект-знание, описывающе определённый объект. Но если это знание перенести
на объект, истина станет заблуждением.(Н-р механика описывает макромир, кот
движется с min скоростямы. Но для микромира механика потерпела неудачу в
начале ХХ ст. Возникает квантовая механика).
Критерии истины-
Это мера достоверности человеческих знаний, их соответствия объективной
действительности. Предлагаются следующие критерии истины:
. ясность и очевидность
. уверенность
. общезначимость (истинно то, что соответствует мнению большинства)
. практика (в знании истинно то, что подтверждено на практике)
. логика (логичность мысли при достоверности исходных положений явл
гарантией истинности).
Философский аспект проблемы происхождения человека. Основные концепции и
гипотезы.
В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время
существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:
1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,
возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе
естественного отбора.
б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в
наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и
произошел человек.
в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное
существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,
космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.
2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка
“дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке
выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки.
Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей,
сознание - продукт мрового разума..
3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления
мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во
выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез.
Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется
человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал
производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.
появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается
язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер.
смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для
общения . Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово
позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать
внутр. наглядным.
4. Бог сотворил человека по своему подобию.
-Культура и цивилизация. Цивилизационный анализ исторического процесса (А.
Тойнби).
Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в
понимании цивилизации.
1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой.
2) Цивилизация – этап в развитии культуры. .
3) Цивилизация как ступень в развитии человечества.
Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культура - это
созданный человеком мир. Культура = живая деятельность человека +
овеществленная деятельность человека. Трактовка к-ры в разных науках разная
(перечислить).Культурный мир расширяется. Её функционирование и развитие
обусловлено причинами и факторами общественного характера. На состояние к-
ры влияют:
. экономика, производительные силы
. политический и общественный строй
. нац особенности народа……..
Определенный этап в развитии к-ры представляет собой цивилизация.
Цивилизация характеризуется: 1) превращение материального производства в
основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства
переходит к производству; 2) материальное производство становится на
ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие,
скотоводство.
А. ТОЙНБИ.
Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что же
Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация».Цивилизации
«представляют собой ... общества с более широкой протяженностью как в
пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-
государства или любые другие политические союзы»; А.Тойнби считает , что
всем история-это сумма специфических, не связанных друг с другом
цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же стадии в своём
развитии, то есть зарождается, достигает расцвета, приходит в упадок и
погибает.
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, но на
данный момент их осталось пять :
1. Западная христианская
2. Православная христианская
3. Исламская
4. Дальневосточная
5. Индуистская
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения,
цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять
друг на друга.
Его теория является циклической в том смысле, что она не рассматривает
историю как единое поступательное движение всех народов к одной общей
цели. В то же время она и не трактует историю как бесцельный круговорот
различных культур и цивилизаций.
Стадии цикла
Каков же жизненный цикл цивилизаций в концепции Тойнби ? Вот как отвечает
Тойнби на этот вопрос. Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути
следующие стадии: Стадия зарождения - генезис. За стадией генезиса следует
стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную
социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает
опасность перехода в стадию надлома, которая как правило сменяется стадией
распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли либо дает жизнь
новым цивилизациям.
Антропологічний матеріалізм Л.Фейербаха
Вопрос критики религии Фейербах разрабатывал всю свою жизнь.Религия –
враждебная сила к ф-ии, несовместимая с разумом и чуждая теоретич.
Мышлению. Сущность религиозных представлеий лежит , за Ф., в чувстве
зависимости людей от окружаещего их мира. Чел-к сам создал Бога, по подобию
себе, все свои наилучшие свойства перенес на Бога.Таким образом, основой
всего явл. Чел-к, познавая к-рого , можно постичь все, в том числе и тайны
религиозной веры.
Чел- к – существо природное, ощущая свою зависимость от среды, он ее
обожествляет, точнее очеловечивает.постоянно от естественных видов религии
пролисходит переход к духовным ее формам , из к-рых христианство наиболее
законченная, ибо включает в себя неограниченные желания и потребности
личности.Религия только обещает , а дать совет , определить путь в совр.
Мире может одна ф-ия.Основой всего Ф. Считает сущность чел-ка ,
проявляющююся в чувственности, деятельности ума и сердца, переживаниях
любви, страданиях и стремлении к счастью.Они составляют антропологический
принцип ф-фа.Источником и тела и духа он считает природу.Приода первична,
бесконечна, содержит сама в себе источник развития.Пространство и время ее
хар-ки.У природы нет ни начала ни конца.Все в ней находится во
взаимодействии, все относительно, все явл. Действием и причиной. У Ф.
Источник познания – матер. Природа.Ощущения – это сведение об отдельном,
единичном, а мышление – данные о многом.Высшим естественным влечением чел-
ка выступает стремление к счастью.Ощущение явл. Первым условием морали.
Мораль же эгоистична.Эгоизм – любовь к самому себе.Добродетельным будет
эгоизм, согласованный с альтруизмом.Осн. чел. качество – любовь.Любовь к
себе, к-рая находит удовлетворение в любви к другим . Неудовлетворенность
этого чувства компенсируется религией. Бог возникает из чувства
недостатка.В несчастьях чел-к уходит от себя и сосредотачивается в Боге,
как в стремлении к радости.
Категорії свободи та необхідності. Концепція свободи в ф-ії
Свобода и необходимость – ф-ские категории, выражающие взаимоотношение
между деятельностью людей и объектив. Законами природы и об-ва. Идеалисты
рассматривают С и Н как взаимоисключающие понятия и понимают С как свободу
воли, как возможность поступать согласно волиизъявлению, к-рое
недетерминировано внешними условиями .С выступает единственной основой
человеч. Ответственности.Крайний субъективизм в объяснении С допускают
экзистенцианалисты .Они отрицают С воли, мотивируя это тем , что действия и
поступки чел-ка определены внешними независищями от него
обстаятельствами.(фатализм)Спиноза определяет С как осознанную Н, единство
С и Н с идеалист. Позиций было дано Гегелем(Н – первично, воля, сознание
чел-ка – вторично, производные)
В начале своей истории чел-к будучи не в состоянии проникнуть в тайны
природы , оставался рабом непознанной Н, был не свободен.Помимо природы
ограничение чел. С обусловлено ещё зависимостью людей от общественных сил
.В об-ве разделенном на классы, обществ. Отношения противостоят людям,
господствуют над ними.
1) Гегель понимал С как С духа, мысли, интелектуальную свободу личности
2) Экзистенциализм (о С):
Чел-к - не вещь, а должен выбирать себя , формировать себя
действием и поступком
3) Марксизм – С – способность выбирать, принимать решения со знанием
дела.