Философия (шпора по курсу)

ті основні етапи, які в своєму розвитку пройшло людство.

Психіка, за Фрейдом, - це засіб взаємозв’язку всіх епох. А соціокультурні

стереотипи поведінки визначаються сімейно-сексуальними відносинами.При

цьому буття людини тлумачиться як постійна боротьба між Еросом (інст.

Життя) і Танатосом (інст. Смерті).Фрейд заперечує соціокультурні

закономірності.Він вважає, що культура грунтується на відмові від

задоволення бажань несвідомого.,а релігію він вважав загальнолюдським

нав’язливим неврозом , формою масового божевілля .Вражений крахом

культурних цінностей та насильницькою смертю тисяч людей в роки 1 світ.

Війни, Фрейд підкреслює трагічність існування людини в суспільстві, він

вважає, що суспільство розвивається неправильно.

Неофрейдизм виник в 30-х роках 20 ст.Осн. увага – дослідження соціально-

філософських проблем

Н. Представлений багатьма течіями.

1)Індивідуальна психологія Адлера – психічна хвороба є результатом

неусвідомленного потягу до переваги, яке збільшується почуттям

неповновартості (тілесний недолік),Адлер не погоджувався з Фрейдом щодо

перебільшення ролі сексуальності і несвідомого у поведінці людей, він

акцентував увагу на ролі соц. чинників.

2)Сексуально-економічна теорія Райха – Р. Вважав фрейдизм і марксизм

взаємодоповнюючими, він намагався на основі психоаналізу інтерпретувати

взаємовідносини між ек. базисом та ідеологією.

Фромм – осн. представник неофрейдизму, вірний основним положенням

психоаналізу, був переконаний , що критерієм соц. Розвитку є самопочуття

людини – психологічна вдоволенність чи невдоволенність загальною життєвою

ситуацією.Згідно з концепцією Фромма, не соц. структура суспільства формує

потреби людини, а навпаки.Ф. виділив такі типи соц. хар-

рів:експлуаторський, нагромаджувальний, ринковий, рецептивний.

Філософія американського прагматизма.

Прагматизм (от греч. – дело, действие), субъективно-идеалистическое

философ. учение.

Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение в 20

в. В период до 2-й мировой войны 1939-45 Осн. идеи высказал Пирс, затем

Джемс, Дъюи, Мид.Обвинив всю прежнюю ф-ию в отрыве от жизни, в

созерцательности, П. выступил с программой “реконструкции философии” : ф-ия

должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она

считалась со времен Аристотеля, а общим методом решения тех проблем, к-рые

встают перед людьми в различных жизненных

(проблематических) ситуациях, в процессе их деятельности, протекающей в

непрерывно меняющемся мире.Согласно П., опыт никогда не дан нам изначально

как нечто определённое, но все объекты познания формируются нашими

познават. усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач.Функция мысли

- в преодолении сомнения, к-рое явл. помехой для действия(Пирс), в выборе

средств, необходимых для достижения цели(Джемс) или для решения

проблематической ситуации(Дъюи).Идеи, понятия и теории – это лишь

инструменты или планы действия.Их значение , по П., целиком сводится к

возможным практическим действиям .Соответственно “истина определяется как

полезность...” или работоспособность идеи, из этого определения вытекает

абсолютизация роли успеха, превращение его в содержание понятия истины. С

конца 1930-х гг. влияние П. в американ. ф-ии начинает ослабевать.С

иммиграцией ряда европ. ф-фов получают распространение др. фил. течения.

Однако П. продолжает оказывать влияние на решение мн. методологич. и логич.

проблем, в значит. мере определяя и стиль политич. мышления в США.

Проблема людини в філософії

Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии чел-ка, его безграничных

возможностей. Представление Декарта о мышлении как единственно достоверном

свидетельстве чел. существования (мыслю, следовательно существую) легло в

основу новоевроп. рационализма, к-рый именно в разуме, мышлении усматривает

специфич. особенность чел-ка, его сущность.

У Канта вопрос «Что такое чел-к?» формулирует как осн. вопрос ф-ии.

Ч-к принадлежит к 2 мирам – природной необходимости и нравств. свободы. Для

нем. классич. ф-ии определяющим явл. Представление о чел-ке как о субъекте

духовной деятельности, создающем мир культуры, как о носителе общезначимого

сознания, всеобщего идеального начала – духа, разума. Критикуя эти идеи

нем. идеализма, Фейербах осуществляет антропологич. переориентацию ф-ии,

ставя в центр её чел-ка, понимаемого прежде всего как чувственно-телесное

существо.

В 19-20 ст. доминирующими становятся внемыслит. способности и силы

(чувство, воля) Ницше - воля к власти, Шопенгауер – (волюнтаризм-все

подчиняется слепой воле, воля к жизни) Проблема личности – центральная для

концепции чел-ка в экзистенцианализме (одинокий чел-к с его крайним

индивидуализмом, с чувством обреченности, тревоги, безнадежности и страха.)

Екзист-м оторвал чувства от разума, чел-ка от общества.

Проблема истины в философии. Критерии истины.

Истина занимает центр. место среди проблем гносеологии. Все ученые, фил-фы

обращаются к проблеме истины. " Истина- дочь времени"-зависимость истины от

времени (историии, эпохи). Аристотель-создатель классической истины,

корреспондентской теории истины. Согласно Ар. истина- есть знание, мысль,

высказывание, соответствующее действительности или предмету.

ИСТИНА (мысль, знание,

представление) - образ

I

ПРЕДМЕТ - корреспондент.

Форма истины - субъективна. Истина- адекватное отражение в познании

объективной реальности познающим субъектом.

Но философы заметили, что сущ. противоположное для истины понятие-

заблуждение-содержание сознания, не соответствующее реальности, но

принимаемое за истиное, это момент, часть истины. Нарушение правил логики,

неумение использовать методы- причина заблуждений. Забл. имеет объективную

природу, источник. Оно играет важную гносеологическую роль в процессе

познания. Ведь наш разум не может сразу фотографировать истину, поэтому

через заблуждение мы приходим к истине.

Сущ. такое понятие, как ошибки. Их источником явл. субъект, человек,

поэтому ошибки имеют субъективную природу. Истина- это процесс, ведь объект

есть процесс, он развивается. А изменения мира приводят к изменению знаний

о нём.

Истина- дух. проекция на мир (моё представление проектируется на мир,

производит изменение на мир).

* ,,Не потому ты белый, что мы так считаем, а наоборот мы так считаем,

потому что ты действительно белый" - АРИСТОТЕЛЬ - мы соотносим предмет с

знаниями.

* ,,Каждое поколение переписывает историю заново"- ПОППЕР-предмет

подганяется под представления.

Истина - истор теория, знание, соответствующее реальным фактам - по

АРИСТОТЕЛЮ.

Структура истины

Сущ 4 момента истины:

. Объективность

. Абсолютность

. Относительность

. Конкретность

Но истина одна- она и абсолютна, и об, и конкретна, и относительна

Объективность истины

В науках не сущ субъективной истины (суб истина - в искусстве…). Истина

объективна потому, что иначе мы будем противоречить определению истины.

Объект нам даёт информацию о себе, т. есть носитель, источник информации-

объект.

Истина - информация об объекте, хотя это информация субъекта, то есть

содержание инф-ции мы получаем из объекта. Если же это будет наша выгадка,

сознание - это не истина, а наше субъект. представление.

Абсолютность и относительность истины

Абсолютная истина:

> Знание обо всём, что было, есть и будет-ГЕГЕЛЬ-мировой разум

> ,,Вечная истина''-ЭНГЕЛЬС-2*2=4, человек без пищи и воды умирает, Париж

-столица Франции

> элемент, часть истины относительной Соотношение абсолютной

истины:

Любая истина- относитльная истина, потому что любое значение-неполное,

неточное, ограниченное. В каждой относительной истине сущ элемент истины

абсолютной. Это такое значение, которое не будет пересматриваться,

достоверное знание- в процессе наук. А.И будет расти, но не вытеснит О. И.

А.И-недостижимая-это идеал, к которому мы вечно стремимся. А.И-маяк, идеал,

к кот мы всегда будем стремиться, но никогда не достигнем.

Конкретность истины.

Под конкретностью истины мы понимаем зависимость истины от результатов

места и времени. Любое знание ограничено истор эпохой, то есть сущ истор

границы разных знаний. Любая истина- знание, ориентированное на какой-то

объект-знание, описывающе определённый объект. Но если это знание перенести

на объект, истина станет заблуждением.(Н-р механика описывает макромир, кот

движется с min скоростямы. Но для микромира механика потерпела неудачу в

начале ХХ ст. Возникает квантовая механика).

Критерии истины-

Это мера достоверности человеческих знаний, их соответствия объективной

действительности. Предлагаются следующие критерии истины:

. ясность и очевидность

. уверенность

. общезначимость (истинно то, что соответствует мнению большинства)

. практика (в знании истинно то, что подтверждено на практике)

. логика (логичность мысли при достоверности исходных положений явл

гарантией истинности).

Философский аспект проблемы происхождения человека. Основные концепции и

гипотезы.

В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время

существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,

возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе

естественного отбора.

б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в

наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и

произошел человек.

в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное

существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,

космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.

2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка

“дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке

выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки.

Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей,

сознание - продукт мрового разума..

3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления

мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во

выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез.

Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется

человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал

производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.

появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается

язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер.

смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для

общения . Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово

позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать

внутр. наглядным.

4. Бог сотворил человека по своему подобию.

-Культура и цивилизация. Цивилизационный анализ исторического процесса (А.

Тойнби).

Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в

понимании цивилизации.

1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой.

2) Цивилизация – этап в развитии культуры. .

3) Цивилизация как ступень в развитии человечества.

Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культура - это

созданный человеком мир. Культура = живая деятельность человека +

овеществленная деятельность человека. Трактовка к-ры в разных науках разная

(перечислить).Культурный мир расширяется. Её функционирование и развитие

обусловлено причинами и факторами общественного характера. На состояние к-

ры влияют:

. экономика, производительные силы

. политический и общественный строй

. нац особенности народа……..

Определенный этап в развитии к-ры представляет собой цивилизация.

Цивилизация характеризуется: 1) превращение материального производства в

основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства

переходит к производству; 2) материальное производство становится на

ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие,

скотоводство.

А. ТОЙНБИ.

Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что же

Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация».Цивилизации

«представляют собой ... общества с более широкой протяженностью как в

пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-

государства или любые другие политические союзы»; А.Тойнби считает , что

всем история-это сумма специфических, не связанных друг с другом

цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же стадии в своём

развитии, то есть зарождается, достигает расцвета, приходит в упадок и

погибает.

Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, но на

данный момент их осталось пять :

1. Западная христианская

2. Православная христианская

3. Исламская

4. Дальневосточная

5. Индуистская

Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения,

цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять

друг на друга.

Его теория является циклической в том смысле, что она не рассматривает

историю как единое поступательное движение всех народов к одной общей

цели. В то же время она и не трактует историю как бесцельный круговорот

различных культур и цивилизаций.

Стадии цикла

Каков же жизненный цикл цивилизаций в концепции Тойнби ? Вот как отвечает

Тойнби на этот вопрос. Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути

следующие стадии: Стадия зарождения - генезис. За стадией генезиса следует

стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную

социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает

опасность перехода в стадию надлома, которая как правило сменяется стадией

распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли либо дает жизнь

новым цивилизациям.

Антропологічний матеріалізм Л.Фейербаха

Вопрос критики религии Фейербах разрабатывал всю свою жизнь.Религия –

враждебная сила к ф-ии, несовместимая с разумом и чуждая теоретич.

Мышлению. Сущность религиозных представлеий лежит , за Ф., в чувстве

зависимости людей от окружаещего их мира. Чел-к сам создал Бога, по подобию

себе, все свои наилучшие свойства перенес на Бога.Таким образом, основой

всего явл. Чел-к, познавая к-рого , можно постичь все, в том числе и тайны

религиозной веры.

Чел- к – существо природное, ощущая свою зависимость от среды, он ее

обожествляет, точнее очеловечивает.постоянно от естественных видов религии

пролисходит переход к духовным ее формам , из к-рых христианство наиболее

законченная, ибо включает в себя неограниченные желания и потребности

личности.Религия только обещает , а дать совет , определить путь в совр.

Мире может одна ф-ия.Основой всего Ф. Считает сущность чел-ка ,

проявляющююся в чувственности, деятельности ума и сердца, переживаниях

любви, страданиях и стремлении к счастью.Они составляют антропологический

принцип ф-фа.Источником и тела и духа он считает природу.Приода первична,

бесконечна, содержит сама в себе источник развития.Пространство и время ее

хар-ки.У природы нет ни начала ни конца.Все в ней находится во

взаимодействии, все относительно, все явл. Действием и причиной. У Ф.

Источник познания – матер. Природа.Ощущения – это сведение об отдельном,

единичном, а мышление – данные о многом.Высшим естественным влечением чел-

ка выступает стремление к счастью.Ощущение явл. Первым условием морали.

Мораль же эгоистична.Эгоизм – любовь к самому себе.Добродетельным будет

эгоизм, согласованный с альтруизмом.Осн. чел. качество – любовь.Любовь к

себе, к-рая находит удовлетворение в любви к другим . Неудовлетворенность

этого чувства компенсируется религией. Бог возникает из чувства

недостатка.В несчастьях чел-к уходит от себя и сосредотачивается в Боге,

как в стремлении к радости.

Категорії свободи та необхідності. Концепція свободи в ф-ії

Свобода и необходимость – ф-ские категории, выражающие взаимоотношение

между деятельностью людей и объектив. Законами природы и об-ва. Идеалисты

рассматривают С и Н как взаимоисключающие понятия и понимают С как свободу

воли, как возможность поступать согласно волиизъявлению, к-рое

недетерминировано внешними условиями .С выступает единственной основой

человеч. Ответственности.Крайний субъективизм в объяснении С допускают

экзистенцианалисты .Они отрицают С воли, мотивируя это тем , что действия и

поступки чел-ка определены внешними независищями от него

обстаятельствами.(фатализм)Спиноза определяет С как осознанную Н, единство

С и Н с идеалист. Позиций было дано Гегелем(Н – первично, воля, сознание

чел-ка – вторично, производные)

В начале своей истории чел-к будучи не в состоянии проникнуть в тайны

природы , оставался рабом непознанной Н, был не свободен.Помимо природы

ограничение чел. С обусловлено ещё зависимостью людей от общественных сил

.В об-ве разделенном на классы, обществ. Отношения противостоят людям,

господствуют над ними.

1) Гегель понимал С как С духа, мысли, интелектуальную свободу личности

2) Экзистенциализм (о С):

Чел-к - не вещь, а должен выбирать себя , формировать себя

действием и поступком

3) Марксизм – С – способность выбирать, принимать решения со знанием

дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты