Философия Сократа

случае если и суд отказывал ему в претензиях на гражданство, государство

было вправе продать его в рабство. При отсутствии обвинений или при

положительном решении дела судом в пользу претендента он вносился в списки

демотов, после чего подвергался докимасии - специальной проверке Советом

пятисот.

Статус полноправного гражданина Афин предоставлял много

значительных (политических, правовых, материальных, морально-религиозных

и т.п.) льгот его обладателю и выгодно отличал последнего от всех других

лиц, по тем или иным основаниям проживавших в афинском полисе.

Успешно пройдя необходимую процедуру, молодой Сократ, подобно

другим своим сверстникам, принес, обязательную в Афинах, гражданскую

присягу, верной которой он оставался в течение всей своей жизни, вплоть до

ее трагического финала.

Лица от 18 до 20 лет назывались эфебами. В течение этих двух лет

они должны были заниматься военным делом - военно-физической подготовкой,

охраной границ государства, дежурством на сторожевых постах и т.п.

Государство обеспечивало эфебов оружием и одеждой. На ежедневное их

содержание выделялось по 4 обола. В народном собрании (экклесии) афинские

граждане начинали участвовать с 20 лет. Занятие государственных должностей

требовало, как правило, достижения 30-летнего возраста.

О первых занятиях Сократа, после того как он перешагнул возраст

эфебов и достиг двадцатилетия, существует несколько версий. Вероятнее

всего, он занялся делами отцовской профессии, и какое-то время тоже

обрабатывал камни. Помимо значительных физических усилий, этот труд - нечто

среднее между ремеслом и искусством - требовал большого мастерства и

тонкого уменья.

Резцу молодого Сократа древние приписывают скульптуру из трех

одетых Харит, которая некоторое время выставлялась у Афинского акрополя.

Интерес молодого Сократа к профессии скульптора, его авторство в отношении

трех Харит, как, впрочем, и многие другие сведения о нем, покоятся на

довольно зыбкой почве легенд, версий и догадок. Однако, сам образ Харит -

богинь дружбы и юности - внутренне близок натуре предполагаемого молодого,

общительного и жизнерадостного автора. Примечательны в этой связи обычные в

устах Сократа клятвы именем Харит, надежно засвидетельствованные

некоторыми источниками. Мотив сократовского авторства отдаленно звучит и в

сообщении Диогена Лаэртского о том, что в Академии Платона при его

преемнике Спевсиппе выставлялась скульптура Харит.

Иную версию жизни молодого Сокрта давал критически к нему

настроенный перипатетик Аристоксен. По его сообщению, Сократ в молодые годы

вел довольно беспорядочный образ жизни. Затем он был простым каменотесом.

Но как-то он приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного

молодого человека от тяжелых занятий, после чего Сократ в течение ряда лет

был учеником и любимцем Архелая.

Другие источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа

избавил Критон, его сверстник и товарищ. Оба они были из одного дема.

Влюбленный в душевные качества Сократа, и обладая, достаточным богатством

Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в

философии. Эта версия в известной мере питается из того достоверного

источника, согласно которому Критон в зрелые годы был преданным другом,

слушателем и последователем Сократа, готовым помочь ему в жизненных

невзгодах. Кстати, именно он, как сообщает Платон, задумал побег Сократа из

тюрьмы.

Как бы то ни было, занятия отцовской профессией - в качестве ли

каменотеса или начинающего скульптора - определенно не стали делом жизни

Сократа. Гораздо большую роль в его духовной судьбе сыграла профессия

Фенереты - «очень почтенной и строго повитухи», по характеристике ее

знаменитого сына. Ведь именно по аналогии с родовспомогательным искусством

своей матери Сократ именовал свой философский прием содействия рождению

истины в ходе беседы майевтикой. Для человека, родившегося в день Аполлона

и Артемиды, философская майевтика как умение и призвание приобретали

характер божественного дара: все повивальное искусство, согласно мифу,

находилось под верховным ведением Артемиды. По всему видно, что Сократ не

зря родился в Фаргелии.

Его призвание.

Своим важнейшим призванием Сократ считал “воспитание человека”

смысл, которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом

изложении какой-то области знаний. Он никогда не считал себя “мудрым”

(софос), а философом “любящим мудрость” (фило софия). Звание мудреца, по

его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на

все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему

незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться

дальше в поисках новых решений той или иной проблемы. В результате чего

мудрец оказывается “попугаем” заучившем несколько фраз и бросающимся ими в

толпу.

Предмет философии по Сократу.

В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов, человек. Но он

рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому

философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды

как мифология, так и физика. Он считал, что толкователи мифологии трудятся

малоэффективно. Вместе с тем Сократа не интересовала и природа. Проводя

аналогию с современными ему китайцами, можно утверждать, что Сократ ближе к

конфуцианцам, чем к даосцам. Он говорил: «Местности и деревья ничему не

хотят меня научить, не то что люди в городе» Однако по иронии судьбы

Сократу пришлось расплачиваться за физику Анаксагора. Ведь из-за его

воззрений в Афинах был принят закон, объявляющий «государственными

преступниками тех, кто не почитает богов по установленному обычаю или

объясняет научным образом небесные явления». Сократа же обвинили в том, что

он якобы учил, что Солнце—камень, а Луна—земля. И как Сократ ни доказывал,

что этому учил не он, а Анаксагор, его не слушали. Суть же своих

философских забот Сократ однажды с некоторой досадой выразил Федру: «Я

никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя» Дело

в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: познай

самого себя! Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим

девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они

определили суть его философии.

Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать

самого себя—значит познать себя как общественное и нравственное существо,

притом не только и не столько как личность, а как человека вообще. Главное

содержание, цель философии Сократа—этические вопросы. Аристотель позднее в

«Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нравственности,

природу же в целом не исследовал»

Мастерство диалога

Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но

распространял его путем устной беседы в форме своеобразного,

методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь

руководящей ролью в пределах своего философско-политического кружка, Сократ

бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных

собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы" с

афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские,

религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался

показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная

жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную

пропаганду своего этического идеализма.

Сократ выбирал известного политического деятеля или просто

известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ

начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно

хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в

городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный

вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос (но только на

первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него, Сократ в свою

очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса,

собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал, и это доходило до того, что

собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему

первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он

знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не

знает, и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью,

избранностью Сократ и прославился.

“Сократический” метод.

"Сократический" метод, его задача обнаружение "истины" путем беседы,

спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики". "Под

диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия

противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. В

древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении

и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения

истины".

Если учения Гераклита о борьбе противоположностей, как о движущей

силе развития природы, сосредоточение своего внимания, главным образом, на

объективной диалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и

софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной

диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части

“сократического" метода: "ирония" и "майевтика” - по форме, "индукция" и

"определение" - по содержанию.

"Сократический" метод - это, прежде всего метод последовательно и

систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение

собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного

невежества. Что и является сократовской "иронией". Но он не ставит своей

задачей только “ироническое” раскрытие противоречий в утверждениях

собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться "истины".

Продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" - "повивальное

искусство" Сократа (намек на профессию своей матери). Он говорил, что как

бы помогает своим слушателям родиться заново, познанию “всеобщего” как

основы истинной морали. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим

слушателям Основная задача "сократического" метода - найти "всеобщее" в

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты