Философия Сократа

нравственности, установить нравственную всеобщую основу отдельных, частных

добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной

"индукции" и "определения". "Индукция" и "определение" в диалектике Сократа

взаимно дополняют друг друга.

1."индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем их

анализа и сравнения

2. "определение" - это установление родов и видов, их соотношения.

Пример:

Разговор с Евтидемом, готовившимся к государственной

деятельности и желавшим знать, что такое справедливость

и несправедливость.

Сократ применил свой "диалектический" метод мышления:

Он предложил дела справедливости заносить в графу "дельта",

а дела несправедливости - в графу "альфа".

И начал задавать вопросы Евтидему, куда, что занести:

вопрос Сократа ответ Евтидема

ложь "альфа"

обман “альфа”

воровство “альфа”

похищения людей для

продажи в рабство “альфа”

можно ли что-либо из

перечисленного занести в

графу "дельта" нет

Хорошо сказал Сократ и задал Евтидему вопрос такого рода:

справедливо ли обращение

в рабство жителей неспра-

ведливого неприятельского

города “дельта”

обмана неприятеля и отно-

сительно кражи и грабежа

добра у жителей

неприятельского города “дельта”

Подобные поступки были приняты справедливыми. Евтидем первоначально

думал, будто бы вопросы Сократа касаются только друзей. Хорошо, но тогда

все эти поступки раннее занесенные в графу “несправедливость” следует

занести в графу “справедливость”. Евтидем согласился. Следовательно,

прежнее "определение" неправильно и следует выдвинуть новое "определение":

"По отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям

несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как можно

справедливее".

Вроде бы он уже и так многое доказал, но таков Сократ. Он не

остановился и, снова прибегая к "индукции", показал, что и это

"определение" неправильно и требует замены его другим. Для достижения этого

результата Сократ снова обнаруживает противоречия в положении, признанном

собеседником за истинное, а именно в тезисе о том, что в отношении друзей

следует говорить только правду.

Правильно ли поступит

военачальник, если он,

для того чтобы поднять

дух войска, солжет своим “дельта”

войнам, будто бы приб-

лижаются союзники.

не справедливо ли будет,

если отец обманет своего

заболевшего сына, не же- Евтидем соглашается

лающего принимать ле - и признает, что этот

карство, и под видом пищи обман следует признать

заставит его это лекарство справедливым

принять, и тем самым

своей ложью вернет сыну

здоровье.

как назвать поступок того

человека, который, видя

своего друга в состоянии

отчаяния и боясь, как бы И этот грабеж он

он не кончил жизнь само- заносит в графу

убийством, украдет или справедливости.

просто отнимет у него оружие.

В результате Евтидем нарушает свое предыдущее “определение” и

приходит к выводу, что и с друзьями не всегда надо быть правдивым.

Далее Сократ переходит к вопросу о различии добровольного и

недобровольного поступка, продолжая свою "индукцию" и добиваясь нового, еще

более точного "определения" справедливости и несправедливости. Определение

несправедливых поступков по Сократу, такие поступки, которые совершаются в

отношении друзей с намерением им навредить.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого

разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством

в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, «столь

великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду

присутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные

исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом

отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин.

Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим

ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно

выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-

нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал

делом ненужным и безбожным.

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению

Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким

индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию

справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты,

изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты

подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому,

согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в

нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский

вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух,

сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не

стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для

обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший

путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая

этика Сократа перерастает в теологию.

Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в

противоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе",

ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших

вопросах,- знаменитый "демон" Сократа.

«Даймон» Сократа

Что такое «демон», «демоний», или «даймон» Сократа, какова сущность

его «даймониона», было неясно уже ученикам и друзьям философа, не говоря о

более поздних античных авторах — Цицероне, Плутархе, Апулее,

высказывавшихся на этот счет. О демонии Сократа говорили и отцы церкви.

Одни исследователи видят в демоне Сократа метафору, которой он

иронически прикрывал свои собственные совесть, разум или здравый смысл;

другие — просветленное чувство, просветленное внутреннее чутье или

инстинкт; третьи — выражение внутреннего откровения или проявление

религиозного энтузиазма; четвертые — «чудовищный» феномен, при котором

инстинкт и сознание (их функция) заменяют друг друга; пятые — свидетельство

того, что внутреннему миру каждого присуща трансцендентность.

О демоне Сократа писал также молодой Маркс. Он высказывал мысль о

тенденции философа освободиться от всего мистического и загадочно-

демонического (божественного). Маркс писал, что Сократ, сознавая себя

носителем даймония, не замыкался в себе: «...он носитель не божественного,

а человеческого образа; Сократ оказывается не таинственным, а ясным и

светлым, не пророком, а общительным человеком».

Действительно, Сократ не был ни вдохновенным провидцем, ни

исступленным пророком, ни гением озарения. Но в личности Сократа было нечто

такое, что сближало его, по представлениям его современников, с провидцем и

пророком или, во всяком случае, позволяло (и позволяет) говорить о нем как

об уникальной фигуре.

Феноменальность Сократа состояла в крайне редко наблюдаемом

соединении горячего сердца и холодного ума, обостренного чувства и трезвого

мышления, фанатизма и терпимости — фанатической преданности идее, доходящей

до всецелого подчинения ей своей жизни, и способности понимать чужие

взгляды и воззрения. Сократ — это воплощение аналитического ума в

соединении с пророческой вдохновенностью; это сплав критического мышления,

свободного исследования с горячим энтузиазмом, граничащим с мистическим

экстазом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученики Сократа

расходились в характеристике его личности и его «даймониона».

По словам Ксенофонта, «божественный голос» (даймонион) давал Сократу

указания относительно того, что ему следует делать и чего не следует.

Основываясь на этом «голосе», Сократ будто бы давал советы друзьям, которые

всегда оправдывались. Таким образом, по Ксенофонту, Сократ предвидел

будущее и признавал за собой дар пророчества. Иное о даймонионе Сократа

сообщает Платон. У последнего ничего не говорится ни о предсказаниях, ни о

велениях божества, обращенных к Сократу, ни о каких-либо советах друзьям. У

Платона сократовский даймонион — явление более сложное и редкое. «Началось

у меня это с детства, — заявляет Сократ в «Апологии» Платона, — возникает

какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня оттого, что я бываю,

намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то

голос и возбраняет мне заниматься государственными делами».

У Ксенофонта сократовский даймонион и отвращает от чего-либо, и

побуждает (склоняет) к чему-либо. У Платона даймонион только отвращает

(отговаривает), но никогда не склоняет. Сообщение Ксенофонта дает некоторое

основание для трактовки даймониона Сократа как голоса совести и разума, или

как здравого смысла. Сообщение же Платона, напротив, на первый взгляд, во

всяком случае, не дает каких-либо явных поводов для подобной трактовки.

Надо полагать, что сократовский даймонион (называемый также «божественным

знамением») у Платона означает некое обостренное предчувствие, некое

«шестое чувство», или сильно развитый инстинкт, который каждый раз отвращал

Сократа от всего того, что было для него вредным и неприемлемым.

Оказывается, что и бездействие «привычного знамения» многозначительно: если

«божественное знамение» не останавливает Сократа и не запрещает ему что-

либо говорить и делать, тем самым оно молчаливо склоняет его к этому либо

же предоставляет полную свободу действия.

Отсюда можно сделать вывод, что между ксенофонтовской и платоновской

характеристиками даймониона Сократа нет столь существенного различия, как

принято считать. Это и позволяет трактовать даймонион Сократа в

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты