Философия сомнения Р. Декарта
Кубанский государственный технологический университет
Кафедра Философии
реферат по философии
на тему: «Философия сомнения Р. Декарта»
Выполнил аспирант АМТИ
Жарков Денис Александрович
Проверил д.ф.н., профессор
Хакуз Пшимаф Муратович
Краснодар 2002 г.
Содержание
Введение
1 Жизнь и творчество
2.1 Процедуры, пути и результаты сомнения
2.2 Декартовское "Я мыслю, следовательно, я есть, я существую"
2.3 Дух (чувство и мысль, рассудок, разум, интеллект). Идеи.
2.4 Скептицизм Декарта
Заключение
Литература
Введение
В истории философии творчество Рене Декарта - одна из самых больших
вершин, одно из величайших достижений. Великий философ, предложивший свою
систему координат в математике (декартова прямоугольная система координат)
предложил и точку отсчета для общественного сознания. По Декарту научное
знание должно быть построено как единая система в то время как оно было
лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета)
такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное
утверждение (своеобразная "истина в последней инстанции"). Декарт считал
абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую"
("cogito ergo sum").
Декартовское сомнение призвано снести здание традиционной прежней
культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву
для постройки нового здания - культуры рациональной в своем существе.
Антитрадиционализм - вот основа философии Декарта. Когда мы говорим о
научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип
революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, но и
не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа
человека. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью
выразил сам Декарт: "...никогда не принимать за истинное ничего, что я не
познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то, что
представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не даст мне
никакого повода подвергать их сомнению". Истинное знание мы должны
получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни,
в своем жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно, должно
ныне стать предметом сознательной и целенаправленной воли,
руководствующейся принципами разума.
Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и
незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме,
точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании. "Мыслю,
следовательно, существую" - вот самое достоверное из всех суждений. В
основу философии нового времени, таким образом, Декарт положил не просто
принцип мышления как объективного процесса, а именно субъективно
переживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которого невозможно
отделить мыслящего. "...Нелепо, - пишет Декарт,- полагать несуществующим
то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит..."
1 Жизнь и творчество
Рене Декарт (Renatus Cartesius Decartes) родился в имении своих
аристократических предков в южной Турени 31 марта 1596 г. С 1604 по август
1612 г. Декарт был воспитанником основанной Генрихом IV привилегированной
коллегии Ла Флеш, где под руководством отцов-иезуитов изучал древние языки,
риторику, поэзию, физику, математику и особенно основательно — философию.
1612-1628 гг. были для Декарта временем его первых путешествий, изучения
"великой книги мира", поиска и выбора путей, которыми "можно было бы
уверенно идти в этой жизни". Возвращаясь из путешествий на родину, он
уединенно жил в парижском предместье Сен-Жермен. В 1617 г. Декарт поступил
на военную службу волонтером, что лишало его чинов и жалованья, но зато
предоставляло определенную свободу. Годы службы в Нидерландах (1617-1619)
совпали с периодом мира. Времени для научных занятий было достаточно. В
армии, предводительствуемой принцем Морицем Нассауским, с особой
благосклонностью относились к тем, кто занимался математикой. Первые
наброски Декарта-ученого и были посвящены математике, точнее, ее приложению
к музыке.
В 1619 г. в Европе разразилась война, которой было суждено продлиться
тридцать лет. Декарт вместе с армией, в которой он служил, отправился в
Германию. До 1621 г. он принимал участие в военных действиях. Впрочем, даже
такое событие, как война, не помешало ученому далеко продвинуться в
новаторских научных и философских размышлениях. С 1621 по 1628 гг., живя во
Франции, Декарт совершал путешествия по Европе. В Париже, где он поселился
с 1623 г., Декарт входил в круг выдающихся французских ученых первой
половины XVII века и постепенно завоевал славу оригинального математика и
философа, искусного спорщика, способного опровергать ходячие мнения и
закрепившиеся в науке предрассудки. Есть основания предположить, что в 20-х
годах Декарт делал наброски к своему методологическому труду «Правила для
руководства ума». Сочинение при жизни Декарта полностью опубликовано не
было, хотя идеи и фрагменты из него были использованы в последующих работах
философа. Последнюю часть жизни, 1629-1650 гг., Декарт провел в
Нидерландах. Жизнь в Голландии - уединенная, размеренная, сосредоточенная
на научных занятиях — отвечала ценностям и устремлениям ученого. Правда,
"голландское уединение" отнюдь не было для Декарта духовной изоляцией. В
Голландии процветали искусство, наука, гуманистическая мысль;
протестантские богословы вели небезынтересные для Декарта теологические
дискуссии. Мыслитель оживленно переписывался с учеными, философами,
теологами Франции и других стран, узнавая о новейших открытиях в науке и
сообщая о своих идеях. Письма составляют важнейшую часть оставленного
Декартом духовного наследия. Но, не отъединяясь от мира культуры, Декарт
берег от любых посягательств свободу мысли и духа.
Как полагают, к 1633 г., когда осудили Галилея, Декарт уже в основном
обдумал или даже набросал свой трактат «Мир», в осмыслении Вселенной и ее
движения созвучный идеям Галилея. Потрясенный инквизиторским решением,
веропослушный Декарт "почти решился сжечь все свои бумаги или, по крайней
мере, не показывать их никому". Однако позднее пришло более мудрое решение:
тесно объединить космологическую тематику с методологической, физику — с
метафизикой и математикой, подкрепить основные принципы учения более
сильными доказательствами, еще более обширными данными опыта. Наброски были
сохранены. Декарт, видимо, включил некоторые из них в последующие работы.
Итак, напряженная работа великого ума продолжалась. Пример Декарта
отчетливо показывает: свободную новаторскую мысль, когда она уже набрала
силу, нельзя остановить никакими запретами.
До середины 30-х годов XVII в. Декарт создавал, вынашивал и
корректировал свою концепцию. И вот исторический час ее включения в науку и
философию наконец пробил. Одно за другим стали выходить в свет знаменитые
Декартовы сочинения- В 1637 г. в Лейдене были опубликованы «Рассуждения о
методе». Работа содержала первый очерк центральных идей Декартовой
философии. Вместе с «Рассуждениями» появились «Диоптрика», «Метеоры» и
«Геометрия», задуманные как приложения универсальных правил метода к
конкретным научным областям. В 1641 г. в Париже на латинском языке вышли
первым, а в 1642 году — вторым изданием «Метафизические размышления»
Декарта. В 1644 г. были опубликованы «Начала философии», самое обширное
сочинение Декарта, уточняющее и резюмирующее главные идеи и разделы его
философии — теорию познания, метафизику, физику, космологию и космогонию.
Последние произведения мыслителя — это «Описание человеческого тела» и
«Страсти души». Вошедшее в моду картезианство простирало свое влияние и на
королевские дворы Европы. В конце 40-х годов учением Декарта
заинтересовалась молодая шведская королева Христина. Она пригласила
знаменитого философа в Стокгольм, чтобы из его уст услышать разъяснения
наиболее трудных положений картезианства. Декарт колебался: его отрывали от
дел, он боялся северного климата. Однако ответить отказом на высочайшее
приглашение не счел возможным. Он прибыл в Стокгольм в октябре 1649 г. Имея
привычку проводить утренние часы в постели, Декарт был вынужден вставать
зимой посреди ночи и добираться до королевского дворца, преодолевая
значительное расстояние. Возвращаясь как-то с уроков, назначенных на пять
утра, он простудился и умер от пневмонии на девятый день болезни 11 февраля
1650. . Погребение состоялось в Стокгольме. В 1667 г. останки великого
философа были перевезены во Францию и захоронены в Париже, в церкви Сент-
Жермен-де-Пре (теперь — Пантеон).
2.1 Процедуры, пути и результаты сомнения
Истоки и задачи методического сомнения, обоснованного Декартом,
вкратце таковы. Подлежат проверке сомнением все знания, в том числе и те,
относительно истинности, которых имеется давнее и прочное согласие (что в
особенности относится к математическим истинам). Теологические суждения о
Боге и религии не составляют исключения. Согласно Декарту, надо — по
крайней мере временно - оставить в стороне суждения о тех предметах и
совокупностях, в существовании которых хотя бы кто-то на земле может
сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям.
Метод сомнения, методический скепсис не должен, однако, перерастать в
скептическую философию. Напротив, Декарт мыслит положить предел
философскому скептицизму, который в XVI-XVII вв. как бы обрел новое
дыхание. Сомнение не должно быть самоцельным и беспредельным. Его
результатом должна стать ясная и очевидная первоистина, особое
высказывание: в нем пойдет речь о чем-то таком, в существовании чего уже
никак нельзя усомниться. Сомнение, разъясняет Декарт, надо сделать
решительным, последовательным и универсальным. Его цель — отнюдь не
частные, второстепенные по значению знания; "я — предупреждает философ, -