Философия сомнения Р. Декарта

Философия сомнения Р. Декарта

Кубанский государственный технологический университет

Кафедра Философии

реферат по философии

на тему: «Философия сомнения Р. Декарта»

Выполнил аспирант АМТИ

Жарков Денис Александрович

Проверил д.ф.н., профессор

Хакуз Пшимаф Муратович

Краснодар 2002 г.

Содержание

Введение

1 Жизнь и творчество

2.1 Процедуры, пути и результаты сомнения

2.2 Декартовское "Я мыслю, следовательно, я есть, я существую"

2.3 Дух (чувство и мысль, рассудок, разум, интеллект). Идеи.

2.4 Скептицизм Декарта

Заключение

Литература

Введение

В истории философии творчество Рене Декарта - одна из самых больших

вершин, одно из величайших достижений. Великий философ, предложивший свою

систему координат в математике (декартова прямоугольная система координат)

предложил и точку отсчета для общественного сознания. По Декарту научное

знание должно быть построено как единая система в то время как оно было

лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета)

такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное

утверждение (своеобразная "истина в последней инстанции"). Декарт считал

абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую"

("cogito ergo sum").

Декартовское сомнение призвано снести здание традиционной прежней

культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву

для постройки нового здания - культуры рациональной в своем существе.

Антитрадиционализм - вот основа философии Декарта. Когда мы говорим о

научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип

революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, но и

не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа

человека. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью

выразил сам Декарт: "...никогда не принимать за истинное ничего, что я не

познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то, что

представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не даст мне

никакого повода подвергать их сомнению". Истинное знание мы должны

получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни,

в своем жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно, должно

ныне стать предметом сознательной и целенаправленной воли,

руководствующейся принципами разума.

Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и

незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме,

точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании. "Мыслю,

следовательно, существую" - вот самое достоверное из всех суждений. В

основу философии нового времени, таким образом, Декарт положил не просто

принцип мышления как объективного процесса, а именно субъективно

переживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которого невозможно

отделить мыслящего. "...Нелепо, - пишет Декарт,- полагать несуществующим

то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит..."

1 Жизнь и творчество

Рене Декарт (Renatus Cartesius Decartes) родился в имении своих

аристократических предков в южной Турени 31 марта 1596 г. С 1604 по август

1612 г. Декарт был воспитанником основанной Генрихом IV привилегированной

коллегии Ла Флеш, где под руководством отцов-иезуитов изучал древние языки,

риторику, поэзию, физику, математику и особенно основательно — философию.

1612-1628 гг. были для Декарта временем его первых путешествий, изучения

"великой книги мира", поиска и выбора путей, которыми "можно было бы

уверенно идти в этой жизни". Возвращаясь из путешествий на родину, он

уединенно жил в парижском предместье Сен-Жермен. В 1617 г. Декарт поступил

на военную службу волонтером, что лишало его чинов и жалованья, но зато

предоставляло определенную свободу. Годы службы в Нидерландах (1617-1619)

совпали с периодом мира. Времени для научных занятий было достаточно. В

армии, предводительствуемой принцем Морицем Нассауским, с особой

благосклонностью относились к тем, кто занимался математикой. Первые

наброски Декарта-ученого и были посвящены математике, точнее, ее приложению

к музыке.

В 1619 г. в Европе разразилась война, которой было суждено продлиться

тридцать лет. Декарт вместе с армией, в которой он служил, отправился в

Германию. До 1621 г. он принимал участие в военных действиях. Впрочем, даже

такое событие, как война, не помешало ученому далеко продвинуться в

новаторских научных и философских размышлениях. С 1621 по 1628 гг., живя во

Франции, Декарт совершал путешествия по Европе. В Париже, где он поселился

с 1623 г., Декарт входил в круг выдающихся французских ученых первой

половины XVII века и постепенно завоевал славу оригинального математика и

философа, искусного спорщика, способного опровергать ходячие мнения и

закрепившиеся в науке предрассудки. Есть основания предположить, что в 20-х

годах Декарт делал наброски к своему методологическому труду «Правила для

руководства ума». Сочинение при жизни Декарта полностью опубликовано не

было, хотя идеи и фрагменты из него были использованы в последующих работах

философа. Последнюю часть жизни, 1629-1650 гг., Декарт провел в

Нидерландах. Жизнь в Голландии - уединенная, размеренная, сосредоточенная

на научных занятиях — отвечала ценностям и устремлениям ученого. Правда,

"голландское уединение" отнюдь не было для Декарта духовной изоляцией. В

Голландии процветали искусство, наука, гуманистическая мысль;

протестантские богословы вели небезынтересные для Декарта теологические

дискуссии. Мыслитель оживленно переписывался с учеными, философами,

теологами Франции и других стран, узнавая о новейших открытиях в науке и

сообщая о своих идеях. Письма составляют важнейшую часть оставленного

Декартом духовного наследия. Но, не отъединяясь от мира культуры, Декарт

берег от любых посягательств свободу мысли и духа.

Как полагают, к 1633 г., когда осудили Галилея, Декарт уже в основном

обдумал или даже набросал свой трактат «Мир», в осмыслении Вселенной и ее

движения созвучный идеям Галилея. Потрясенный инквизиторским решением,

веропослушный Декарт "почти решился сжечь все свои бумаги или, по крайней

мере, не показывать их никому". Однако позднее пришло более мудрое решение:

тесно объединить космологическую тематику с методологической, физику — с

метафизикой и математикой, подкрепить основные принципы учения более

сильными доказательствами, еще более обширными данными опыта. Наброски были

сохранены. Декарт, видимо, включил некоторые из них в последующие работы.

Итак, напряженная работа великого ума продолжалась. Пример Декарта

отчетливо показывает: свободную новаторскую мысль, когда она уже набрала

силу, нельзя остановить никакими запретами.

До середины 30-х годов XVII в. Декарт создавал, вынашивал и

корректировал свою концепцию. И вот исторический час ее включения в науку и

философию наконец пробил. Одно за другим стали выходить в свет знаменитые

Декартовы сочинения- В 1637 г. в Лейдене были опубликованы «Рассуждения о

методе». Работа содержала первый очерк центральных идей Декартовой

философии. Вместе с «Рассуждениями» появились «Диоптрика», «Метеоры» и

«Геометрия», задуманные как приложения универсальных правил метода к

конкретным научным областям. В 1641 г. в Париже на латинском языке вышли

первым, а в 1642 году — вторым изданием «Метафизические размышления»

Декарта. В 1644 г. были опубликованы «Начала философии», самое обширное

сочинение Декарта, уточняющее и резюмирующее главные идеи и разделы его

философии — теорию познания, метафизику, физику, космологию и космогонию.

Последние произведения мыслителя — это «Описание человеческого тела» и

«Страсти души». Вошедшее в моду картезианство простирало свое влияние и на

королевские дворы Европы. В конце 40-х годов учением Декарта

заинтересовалась молодая шведская королева Христина. Она пригласила

знаменитого философа в Стокгольм, чтобы из его уст услышать разъяснения

наиболее трудных положений картезианства. Декарт колебался: его отрывали от

дел, он боялся северного климата. Однако ответить отказом на высочайшее

приглашение не счел возможным. Он прибыл в Стокгольм в октябре 1649 г. Имея

привычку проводить утренние часы в постели, Декарт был вынужден вставать

зимой посреди ночи и добираться до королевского дворца, преодолевая

значительное расстояние. Возвращаясь как-то с уроков, назначенных на пять

утра, он простудился и умер от пневмонии на девятый день болезни 11 февраля

1650. . Погребение состоялось в Стокгольме. В 1667 г. останки великого

философа были перевезены во Францию и захоронены в Париже, в церкви Сент-

Жермен-де-Пре (теперь — Пантеон).

2.1 Процедуры, пути и результаты сомнения

Истоки и задачи методического сомнения, обоснованного Декартом,

вкратце таковы. Подлежат проверке сомнением все знания, в том числе и те,

относительно истинности, которых имеется давнее и прочное согласие (что в

особенности относится к математическим истинам). Теологические суждения о

Боге и религии не составляют исключения. Согласно Декарту, надо — по

крайней мере временно - оставить в стороне суждения о тех предметах и

совокупностях, в существовании которых хотя бы кто-то на земле может

сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям.

Метод сомнения, методический скепсис не должен, однако, перерастать в

скептическую философию. Напротив, Декарт мыслит положить предел

философскому скептицизму, который в XVI-XVII вв. как бы обрел новое

дыхание. Сомнение не должно быть самоцельным и беспредельным. Его

результатом должна стать ясная и очевидная первоистина, особое

высказывание: в нем пойдет речь о чем-то таком, в существовании чего уже

никак нельзя усомниться. Сомнение, разъясняет Декарт, надо сделать

решительным, последовательным и универсальным. Его цель — отнюдь не

частные, второстепенные по значению знания; "я — предупреждает философ, -

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты