Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта

Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им.

А.И. Герцена

РЕФЕРАТ

По дисциплине философия

Тема: Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта

Санкт-Петербург

2000

содержание

Введение 3

Глава I. Теоретико-методологические основы концепции В. Гумбольдта 5

Глава II. Учение В. Гумбольдта о языке 9

2.1. Происхождение языка 9

2.2. Язык и мышление 11

2.3. Язык как деятельность 13

2.4. Понятие формы языка 14

2.5. Соотношение понятий «национальный дух» и «язык» 17

2.6. Сравнительное языковедение 19

2.7. Антиномии языка 20

Заключение 22

Список литературы 24

Введение

Языкознание наряду с науками о мышлении принадлежит к числу тех

отраслей человеческого знания, которое обнаруживает наиболее тесные связи с

философией на всем протяжении его развития, что объясняется природой самого

предмета лингвистики. Язык представляет собой непременное условие

осуществления абстрактного, обобщенного мышления и рациональной ступени

человеческого познания. Те или иные философские направления оказывают

влияние на лингвистические течения. Сознательно или бессознательно, но

любой лингвист исходит в своих исследованиях языка из определенной

философской; концепции о закономерностях бытия и познания.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), «один из величайших людей

Германии» (по словам В.Томсена), считается основателем общего языкознания и

философии языка. Однако, круг интересов этого выдающегося немецкого

мыслителя и гуманиста, помимо языка и языкознания, охватывал философию,

литературоведение, классическую филологию, теорию искусства,

государственное право. Ему принадлежат переводы эсхиловского «Агамемнона» и

од Пиндара. Он .был дипломатом, принимавшим участие в европейских

конгрессах, крупным государственным деятелем.

Блестящее образование, происхождение и материальная обеспеченность

дали ему возможность общаться не только с монархами и видными политическими

деятелями, но и с учеными, писателями и поэтами, в том числе и с Гёте и

Шиллером, с которыми он находился в тесной дружбе.

Гуманистический идеал Гумбольдта - всестороннее и гармоничное развитие

как личности, так и всего человеческого рода; этому идеалу он оставался

верен и в своей практической деятельности. Основанный им Берлинский

университет ныне носит имя братьев Гумбольдтов. Оценка его как ученого и

гражданина дана в обобщающей характеристике известного лингвиста XIX века

Б.Дельбрюка: «Его высокая и бескорыстная любовь к истине, его взгляд,

направленный всегда к высшим идеальным целям, его стремление не упускать из-

за подробностей целое и из-за целого отдельные факты, его всесторонне

образованный ум и благородная гуманность - все эти свойства действуют

укрепляюще и просветляюще на каждую другую научную личность, приходящую в

соприкосновение с Вильгельмом фон Гумбольдтом, и такое влияние Гумбольдта,

по моему мнению, сохранит еще надолго и будет производить даже на тех, кто

останавливаться беспомощно перед его теориями».

В. Гумбольдт был первым среди лингвистов, который сознательно положил

в основу своей концепции языковой принцип деятельности: «Язык следует

рассматривать не как мертвый продукт. Но как созидающий процесс» (Гумбольдт

1984).

Одним из первых в истории языкознания Гумбольдт обосновал системный

характер языка. Гумбольдт приходит к выводу о том, что «в языке нет ничего

единичного, каждый его элемент проявляет себя лишь как часть целого»

(Гумбольдт 1984).

Гумбольдт был убежден, что посредством языка можно «обозреть самые

высшие и глубокие сферы и всё многообразие мира». Он размышлял о совершенно

новой форме сравнения языков. Задачу, стоящую перед сравнительным

языкознанием, Гумбольдт сформулировал следующим образом: «Главное здесь...

верный и достойный взгляд на язык, на глубину его истоков и обширность

сферы его действия». Отмежевываясь от традиционного подхода и философски

осмыслив (вслед за Гердером) проблему генезиса языка, Гумбольдт переносит

её на такую плоскость, где фактор времени как бы иррелевантен. Его

рассмотрение ориентировано не на внешние факторы происхождения, а на

внутренний генезис, усматривающий в языковой способности не только

уникальный дар человека, но и его сущностную характеристику.

В своей теории Гумбольдту удалось восстановить нужное равновесие между

языком и мышлением.

Гумбольдтовский способ рассмотрения языка в широком контексте

связанной с ним проблематики в одинаковой мере отвечает требованиям как

философии, так и лингвистики. Перед нами попытка их интеграции, в которой

преодолены односторонности как одной, так и другой науки. Однако, по мнению

Г. В. Рамишвили, такое сочетание не следует понимать в обычном смысле как

философское языкознание или философию языка, наподобие философии права,

религии, или философии физики, и т.д. поскольку язык касается не того или

иного фрагмента действительности, а мира как целого в его первоначальном

постижении, то связь изучающей его науки с философией более органична и

будет иного порядка, чем отношение к философии других специальных наук,

исследующих лишь отдельные сферы деятельности (Рамишвили 1978).

Способ рассмотрения ученым самых различных аспектов языка и связанной

с ним проблематики, глубина и сила его аргументации убеждают, что Гумбольдт

постепенно вырабатывает метод, посредством которого можно подойти к

изначальному единству языка и мышления, а также к единству феноменов

культуры, заложив тем самым лингвистический фундамент для объединения наук

о культуре.

Глава I. Теоретико-методологические основы концепции В. Гумбольдта

Проблема человека всегда приковывала глубокое внимание такого ученого

как Гумбольдт, и если свести вместе все философские интересы В. Гумбольдта,

то их можно обозначить одним термином - философская антропология.

Большинство исследователей учения В. Гумбольдта, в частности

А.В.Гулыга, Р. Гайм, Г. В. Рамишвили, Г. Шпет, В.И.Постовалова, отмечают

влияние идей немецкой классической философии на философскую концепцию языка

В.Гумбольдта. В первую очередь упоминаются имена Гердера, Гегеля, Канта.

Для позднего Канта основная задача философии состояла в ответе на вопрос:

«Что такое человек?». Гумбольдт здесь примыкает непосредственно к Канту.

Народ - такой же организм, как человеческий индивид. Эта мысль,

зародившаяся в эстетических работах Гумбольдта, затем пронизывает его

работы по философии и истории языка.

Таким образом, и теоретико-методологическую базу учения Гумбольдта о

языке составляет антропологический подход, в соответствии с которым

адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и

мышлением человека, его культурной и духовной жизнью.

Всем своим анализом языка Гумбольдт показывает, что «язык разделяет

природу всего органического, где одно проявляется через другое, общее в

частном, а целое обладает всепроникающей силой» (Гумбольдт 1859: 102).

Основным в лингвистической концепции Гумбольдта является учение о

тождестве «духа народа» и его языка («язык народа есть его дух и дух народа

есть его язык – трудно представить себе что-либо более тождественное») Как

отмечает Ф.М.Березин, в этом положении идеи Гумбольдта перекликаются с

идеями Шеллинга и Гегеля (Березин 1975).

Философия природы Шеллинга и его трансцендентальный идеализм

основывались на тождестве духа и природы. Субъект и объект неразрывно

связаны в абсолютном разуме. Разум перестает быть чем-то субъективным или

объективным, так как объект возможен только по отношению к мыслящему

субъекту. Философия приходит к тождеству субъективного и объективного.

Именно так подходит к пониманию языка и Гумбольдт: «Являясь по отношению к

познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен...Сам по

себе субъективный характер всего человечества снова становится для него чем-

то объективным... Ибо объективное является тем, что, собственно, и должно

быть постигнуто, и когда человек субъективным путем языкового своеобразия

приближается к этому, он должен приложить новое усилие для того, чтобы

отделить субъективное и совершенно вычленить из него объект» (Гумбольдт

1859: 95).

Гумбольдовское понимание духа перекликается с трактовкой духа у

Гегеля. В концепции абсолютного идеализма Гегеля абсолютный дух - это

природное начало, «абсолютная идея», наделенная самостоятельным

существованием. Дух составляет третью и последнюю (после логики и природы)

ступень абсолютной идеи. Дух, в понимании Гегеля, есть идеальное целое,

характеризующееся чертами системности и динамичности. Гегель понимает это

целое как процесс и видение в отличие от классического рационализма, где

при трактовке системности такого идеального целого подчеркивалась его

неподвижность. Всепроникающая характеристика духа есть деятельность,

порождаемая его имманентной потребностью в само изменении, которое и

составляет стимул к его движению и развертыванию. Проходя три этапа

развития, дух выступает первоначально как субъективный дух (общество и

общественное сознание - мораль, право), и, наконец, - как абсолютный дух

(единство того и другого), принимающей форму искусства, религии, философии.

Основной чертой духа, по Гегелю, является спонтанная, разумная активность;

она свойственна и деятельности как атрибуту духа, которая, по Гегелю, носит

целерациональный характер.

В понимании Гумбольдта, дух не имеет других позитивных атрибутов,

кроме деятельностного начала. По Гумбольдту, дух самобытен, свободен,

самостоятелен, целеустремлен, деятелен, всепроникающ , в известной степени

индивидуализирован. Как отмечает В.И. Постовалова, понятие духа

используется Гумбольдтом для формального замыкания своей теории и

достижения ее внутренней целостности. По Гумбольдту, все, что живет в

духовной и телесной природе, можно представить действием самобытной силы,

которая лежит в основании всего, но развивается при неизвестных для нас

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты