Философская мысль в Башкортостане

Философская мысль в Башкортостане

Научно-исследовательский институт

проблем укрепления законности и правопорядка

при Генеральной прокуратуре РФ

Философская мысль в Башкортостане

Москва 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

1. Философские идеи в башкирском фольклоре.

2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.

3. Философская и социологическая мысль в Башкортостана в XVIII-XX вв.

Заключение.

Список литературы

Предисловие.

Философия - это самая древняя область знаний. Она возникла в середине

первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах

мира - в Китае, Индии и Греции. Уже это свидетельствует о том, что

рождение философии было вызвано настоятельными общественными потребностями.

Сам термин "философия" древнегреческого происхождения: "фило" -

люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию

на Руси так и называли - "любомудрием". Однако сам термин мало что говорит

о содержании этой науки. Можно сказать, что философия - это совокупность

ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи,

ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как

особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его

отношении к человеку и человека в его отношении к миру.

Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от

той или иной позиции философа составляет проблема человека в его

взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека

в нем.

Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности

человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы

мировоззрения.

Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека

в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в

жизни. Этим и объясняется непреходящая жизненность философии,

необходимость изучения её для обретения человеком надежной ориентации в

непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях и для разумного

подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом

обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка

разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное

отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к

жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют

философской культурой.

Выработка навыков разумного мышления, овладение философской

культурой требуют серьезных усилий, интеллектуального напряжения, так как

философия проникает в глубины человеческого бытия, открывает путь в

сущность, в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что

неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.

1. Философские идеи в башкирском фольклоре.

Башкирский народ до ХХ в. не имел «профессионалов-философов», т.е.

лиц, специально занимавшихся философией. Однако, философские идеи в

башкирской культуре существовали с древнейших времен не вызывает сомнений.

Древнейшие философско-мировоззренческие идеи у башкир в своих истоках

восходят к древнетюркской эпохе, когда из общетюркской племенной

общности начинают отпочковываться предки современных тюркских народов.

Известно, что древние тюрки создали на территории Евразии свои

государственные образования - это Восточный, Западный тюркский и Хазарский

каганаты, которые существовали в VI-X вв. На обломках этих государств в

более поздний период возникали новые государственные образования тюрков:

государство древних киргизов (хакасов), древнеуйгурский каганат,

государство булгар и т.д. В степях Евразии формировались племенные союзы,

распадались, а на их обломках создавались новые. Известны большие

племенные объединения (союзы) тюрков, печенегов, половцев и т.д.

Некоторые племенные союзы были весьма близки по своей

организованности, единству и военной мощи к раннеклассовым государствам.

Нечто подобное в IX-XII вв. представляли собой и башкирские племена,

первые сведения о которых известны с IX в.

Первые письменные сведения о мировоззрении древних башкир

содержатся в записях Ахмеда ибн-Фадлана - арабского путешественника,

который в 921 г. посетил Волжскую Булгарию. Ахмед ибн-Фадлан сообщает,

что башкиры поклоняются различным богам (это боги времен года, различных

природных стихий, животных и т.д.), во главе которых стоит главный бог -

бог неба Тенгри. Однако не все башкиры поклонялись Тенгри, среди них были

и мусульмане, что означает, что в Х в. к башкирам начинает проникать ислам.

Культ неба - Тенгри зафиксирован еще всемирно-известными орхоно-

енисейскими надписями, в нем нельзя не увидеть генетических корней башкир

в древнетюркском мире. Эпический памятник "Урал-батыр" несет значительную

философско-мировоззренческую нагрузку. Прежде всего это связано с той

особенностью произведения, что оно возникло на основе древних мифов. А

сюжеты мифического характера в поэме непосредственно связаны с

антропоморфизацией (очеловечиванием) животных и предметов окружающего мира,

а также с попыткой объяснить их происхождение.

В "Урал-батыре" уже проявляется стремление к позитивному преодолению

тенгрианства, что нашло выражение в негативном отношении к человеческим

жертвоприношениям в честь бога неба - Тенгри. Это был тот период

башкирской истории, когда к башкирам начинает проникать ислам, который

отрицает человеческие жертвоприношения. Поэтому в "Урал-батыре" отражена

борьба двух тенденций в религиозном сознании башкир: мусульманской и

тенгрианской. Аналогичные явления в научной литературе получили название

богоборчества. В "Урал-батыре" фактически осуществился переход от

тенгрианского многобожия (политеизма) к мусульманскому однобожию

(монотеизму).

Эпическая поэма "Урал-батыр" представляет особую ценность и как

источник по изучению истории общественного сознания башкир. Здесь

содержатся сведения о воззрениях башкир, поставлена проблема первоосновы

мира, в качестве которой выступает вода. Объяснение возникновения всего

из воды говорит о неосознанном стремлении древних людей вывести все из

единого начала. Это были стихийные догадки о единстве мира.

Осуждая власть над людьми и стремление к ней, поэма превозносит

равенство и справедливость, т.е. в ней отражена переломная эпоха от

доклассового к классовому обществу. Главная цель произведения нашла

воплощение в утверждении идеи борьбы со смертью, олицетворяющей зло

(несправедливость, неравенство, господство одних над другими и т.д.) и

все противостоящее жизни. Таким образом, в "Урал-батыре" поставлена

гуманистическая общечеловеческая цель.

Постановка общечеловеческих целей есть не что иное, как философская

проблема, ибо если перевести проблему общечеловеческого с человеческих

отношений на язык мировоззренческо-философского осмысления, то

общечеловеческое есть всеобщее. Именно поэтому данное произведение в

большей мере, чем другие произведения народного творчества башкирского

народа является источником изучения мировоззрения древних башкир,

раскрывающего истоки его менталитета, определившего основные идеи

нравственной культуры народа. Философский подход к действительности здесь

находит выражение и в попытках выйти за пределы непосредственного бытия

человека, в попытке рассмотреть деяния человека во временном аспекте, в

историческом срезе.

Вторым значительным произведением башкирского народного эпоса, в

котором философские мотивы занимают значительное место, является "Акбузат".

В нем так же, как и в "Урал-батыре", философско-мировоззренческое

содержание связано с очеловечиванием окружающих явлений. Если в "Урал-

батыре" воспевается живая природа, все живое и утверждается место человека

в природе, то в "Акбузате" объектом внимания в гораздо большей мере

выступают человеческие взаимоотношения. В "Урал-батыре" силы зла воплощены

в образах чудовищных животных и только один персонаж выступает на стороне

злых сил. В "Акбузате" же носителями зла являются хан, его вассалы, а

носители добра - это батыры - народные заступники. В "Акбузате" налицо

отражение имущественного расслоения людей, нашедшего выражение в форме

барымты. Барымта одновременно выступала и как моральная, и как правовая

норма (вернее, норма обычного права).

Философский смысл барымты как социальной нормы феодальной эпохи

состоит в том, что народ, разобщенный на отдельные племена и племенные

союзы, не имел единого государственного образования, которое могло бы

охватить общим масштабом поведение каждого и отдельного. Это есть не что

иное, как недостаточное развитие идеи подчинения отдельного (частного)

всеобщему, выступающее выражением недостаточного общефилософского уровня

культуры. При достаточно высоком уровне общефилософского мышления (что

так или иначе в первоначальном виде связано с осознанием необходимости

примата всеобщего над частным) возникает право.

В башкирском народном эпосе такие подходы уже намечаются. Своей

обращенностью к порядку, к общему интересу, а значит, выражая известную

высоту морального сознания и уровень правового (т.е. юридического)

мышления, барымта одновременно представляет собой некий стереотип

философского мышления, философской культуры, ибо философское мышление,

философская культура отражают меру выражения всеобщего. В этом ракурсе

могут быть рассмотрены все феномены духовной культуры. И барымта в этом

отношении не является исключением.

Философское видение мира в башкирском народном эпосе проявляется не

только в общемировоззренческом нравственно-эпическом, политико-правовом

аспектах, но и в эстетическом. Как и для эпических сказаний других народов

мира, для башкирского эпоса характерно синкретическое единство

моральных и эстетических оценок.

Изучение эстетики башкирского эпоса должно быть нераздельно связано

с обращением к проблеме специфики героического. Ведь значительная часть

эпического наследия башкир - это героические сказания. Героика эпоса

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты