Философская мысль в Башкортостане
Научно-исследовательский институт
проблем укрепления законности и правопорядка
при Генеральной прокуратуре РФ
Философская мысль в Башкортостане
Москва 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.
1. Философские идеи в башкирском фольклоре.
2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.
3. Философская и социологическая мысль в Башкортостана в XVIII-XX вв.
Заключение.
Список литературы
Предисловие.
Философия - это самая древняя область знаний. Она возникла в середине
первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах
мира - в Китае, Индии и Греции. Уже это свидетельствует о том, что
рождение философии было вызвано настоятельными общественными потребностями.
Сам термин "философия" древнегреческого происхождения: "фило" -
люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию
на Руси так и называли - "любомудрием". Однако сам термин мало что говорит
о содержании этой науки. Можно сказать, что философия - это совокупность
ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи,
ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как
особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его
отношении к человеку и человека в его отношении к миру.
Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от
той или иной позиции философа составляет проблема человека в его
взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека
в нем.
Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности
человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы
мировоззрения.
Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека
в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в
жизни. Этим и объясняется непреходящая жизненность философии,
необходимость изучения её для обретения человеком надежной ориентации в
непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях и для разумного
подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом
обостряющихся глобальных проблем.
Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка
разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное
отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к
жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют
философской культурой.
Выработка навыков разумного мышления, овладение философской
культурой требуют серьезных усилий, интеллектуального напряжения, так как
философия проникает в глубины человеческого бытия, открывает путь в
сущность, в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что
неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.
1. Философские идеи в башкирском фольклоре.
Башкирский народ до ХХ в. не имел «профессионалов-философов», т.е.
лиц, специально занимавшихся философией. Однако, философские идеи в
башкирской культуре существовали с древнейших времен не вызывает сомнений.
Древнейшие философско-мировоззренческие идеи у башкир в своих истоках
восходят к древнетюркской эпохе, когда из общетюркской племенной
общности начинают отпочковываться предки современных тюркских народов.
Известно, что древние тюрки создали на территории Евразии свои
государственные образования - это Восточный, Западный тюркский и Хазарский
каганаты, которые существовали в VI-X вв. На обломках этих государств в
более поздний период возникали новые государственные образования тюрков:
государство древних киргизов (хакасов), древнеуйгурский каганат,
государство булгар и т.д. В степях Евразии формировались племенные союзы,
распадались, а на их обломках создавались новые. Известны большие
племенные объединения (союзы) тюрков, печенегов, половцев и т.д.
Некоторые племенные союзы были весьма близки по своей
организованности, единству и военной мощи к раннеклассовым государствам.
Нечто подобное в IX-XII вв. представляли собой и башкирские племена,
первые сведения о которых известны с IX в.
Первые письменные сведения о мировоззрении древних башкир
содержатся в записях Ахмеда ибн-Фадлана - арабского путешественника,
который в 921 г. посетил Волжскую Булгарию. Ахмед ибн-Фадлан сообщает,
что башкиры поклоняются различным богам (это боги времен года, различных
природных стихий, животных и т.д.), во главе которых стоит главный бог -
бог неба Тенгри. Однако не все башкиры поклонялись Тенгри, среди них были
и мусульмане, что означает, что в Х в. к башкирам начинает проникать ислам.
Культ неба - Тенгри зафиксирован еще всемирно-известными орхоно-
енисейскими надписями, в нем нельзя не увидеть генетических корней башкир
в древнетюркском мире. Эпический памятник "Урал-батыр" несет значительную
философско-мировоззренческую нагрузку. Прежде всего это связано с той
особенностью произведения, что оно возникло на основе древних мифов. А
сюжеты мифического характера в поэме непосредственно связаны с
антропоморфизацией (очеловечиванием) животных и предметов окружающего мира,
а также с попыткой объяснить их происхождение.
В "Урал-батыре" уже проявляется стремление к позитивному преодолению
тенгрианства, что нашло выражение в негативном отношении к человеческим
жертвоприношениям в честь бога неба - Тенгри. Это был тот период
башкирской истории, когда к башкирам начинает проникать ислам, который
отрицает человеческие жертвоприношения. Поэтому в "Урал-батыре" отражена
борьба двух тенденций в религиозном сознании башкир: мусульманской и
тенгрианской. Аналогичные явления в научной литературе получили название
богоборчества. В "Урал-батыре" фактически осуществился переход от
тенгрианского многобожия (политеизма) к мусульманскому однобожию
(монотеизму).
Эпическая поэма "Урал-батыр" представляет особую ценность и как
источник по изучению истории общественного сознания башкир. Здесь
содержатся сведения о воззрениях башкир, поставлена проблема первоосновы
мира, в качестве которой выступает вода. Объяснение возникновения всего
из воды говорит о неосознанном стремлении древних людей вывести все из
единого начала. Это были стихийные догадки о единстве мира.
Осуждая власть над людьми и стремление к ней, поэма превозносит
равенство и справедливость, т.е. в ней отражена переломная эпоха от
доклассового к классовому обществу. Главная цель произведения нашла
воплощение в утверждении идеи борьбы со смертью, олицетворяющей зло
(несправедливость, неравенство, господство одних над другими и т.д.) и
все противостоящее жизни. Таким образом, в "Урал-батыре" поставлена
гуманистическая общечеловеческая цель.
Постановка общечеловеческих целей есть не что иное, как философская
проблема, ибо если перевести проблему общечеловеческого с человеческих
отношений на язык мировоззренческо-философского осмысления, то
общечеловеческое есть всеобщее. Именно поэтому данное произведение в
большей мере, чем другие произведения народного творчества башкирского
народа является источником изучения мировоззрения древних башкир,
раскрывающего истоки его менталитета, определившего основные идеи
нравственной культуры народа. Философский подход к действительности здесь
находит выражение и в попытках выйти за пределы непосредственного бытия
человека, в попытке рассмотреть деяния человека во временном аспекте, в
историческом срезе.
Вторым значительным произведением башкирского народного эпоса, в
котором философские мотивы занимают значительное место, является "Акбузат".
В нем так же, как и в "Урал-батыре", философско-мировоззренческое
содержание связано с очеловечиванием окружающих явлений. Если в "Урал-
батыре" воспевается живая природа, все живое и утверждается место человека
в природе, то в "Акбузате" объектом внимания в гораздо большей мере
выступают человеческие взаимоотношения. В "Урал-батыре" силы зла воплощены
в образах чудовищных животных и только один персонаж выступает на стороне
злых сил. В "Акбузате" же носителями зла являются хан, его вассалы, а
носители добра - это батыры - народные заступники. В "Акбузате" налицо
отражение имущественного расслоения людей, нашедшего выражение в форме
барымты. Барымта одновременно выступала и как моральная, и как правовая
норма (вернее, норма обычного права).
Философский смысл барымты как социальной нормы феодальной эпохи
состоит в том, что народ, разобщенный на отдельные племена и племенные
союзы, не имел единого государственного образования, которое могло бы
охватить общим масштабом поведение каждого и отдельного. Это есть не что
иное, как недостаточное развитие идеи подчинения отдельного (частного)
всеобщему, выступающее выражением недостаточного общефилософского уровня
культуры. При достаточно высоком уровне общефилософского мышления (что
так или иначе в первоначальном виде связано с осознанием необходимости
примата всеобщего над частным) возникает право.
В башкирском народном эпосе такие подходы уже намечаются. Своей
обращенностью к порядку, к общему интересу, а значит, выражая известную
высоту морального сознания и уровень правового (т.е. юридического)
мышления, барымта одновременно представляет собой некий стереотип
философского мышления, философской культуры, ибо философское мышление,
философская культура отражают меру выражения всеобщего. В этом ракурсе
могут быть рассмотрены все феномены духовной культуры. И барымта в этом
отношении не является исключением.
Философское видение мира в башкирском народном эпосе проявляется не
только в общемировоззренческом нравственно-эпическом, политико-правовом
аспектах, но и в эстетическом. Как и для эпических сказаний других народов
мира, для башкирского эпоса характерно синкретическое единство
моральных и эстетических оценок.
Изучение эстетики башкирского эпоса должно быть нераздельно связано
с обращением к проблеме специфики героического. Ведь значительная часть
эпического наследия башкир - это героические сказания. Героика эпоса