проявляется в прекрасных подвигах батыров, борцов за социальную
справедливость, самоотверженно защищающих народ, за сохранение жизни на
земле. Ценой собственной жизни эпический Урал-батыр окропляет бессмертной
водой природу, хотя мог бы воспользоваться этой водой сам и стать
бессмертным. Столь же прекрасны и деяния сыновей Урал-батыра, которые,
прорубив скалы в горах, дали начало Уральским рекам.
Проблема героического в башкирских сказаниях в свою очередь
перерастает в проблему трагического. Трагическое не имеет самодовлеющего
характера, оно преодолевается верой и надеждой в лучшее будущее. В этом
смысле почти любое произведение башкирского героического эпоса является
своеобразной "оптимистической трагедией": герой умирает, но содеянное им
прекрасно и продолжает жить в памяти народной и служит людям, служит родной
земле.
У башкирского народа создание эпоса (героических народных сказаний)
продолжается на протяжении всей его истории. Эпические сказания башкиры
создавали как в дописьменный период своей истории, так и в условиях
существования письменной культуры. Это связано с существованием традиции
героического в народном сознании. Героическое как полное слияние человека и
общества во имя блага общества, когда человек добровольно выбирает лишения
во благо народа, было жизненно необходимой потребностью башкирского народа,
которого судьба поставила перед дилеммой: быть или не быть?
После того как Башкортостан попал в зависимость от Золотой Орды,
культура народа претерпевает существенные изменения. Среди башкир
появляются люди, получившие образование на мусульманском Востоке,
некоторые из них остаются в мусульманских странах, становясь заметными
представителями общественной жизни.
2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.
Философско-мировоззренческие взгляды ряда народов Урала и Поволжья,
в том числе и башкир, испытали значительное влияние арабо-мусульманской
философской традиции, пришедшей в регион вместе с религией ислама. Каковы
особенности и основные направления данной философской традиции? Говорить о
некоторых общих чертах культуры различных народов, принявших в свое
время мусульманство, можно в связи с тем, что особенности религиозных
взглядов народа влияют на другие стороны его духовной культуры, а тесное
общение с единоверными народами усиливает тенденции к культурному
заимствованию. В итоге возникает межнациональный тип культуры, включающий
в себя и определенные традиции миропонимания, философствования. Поскольку
ислам возник у арабского народа, исходный импульс философской мысли
мусульманских народов исходил от арабских (или арабоязычных) мыслителей,
хотя в дальнейшем в развитии данной философской традиции принимали участие
представители разных народов (Ибн Сина и Аль Фараби - тюрки, Сухраварди
- перс, Хамза Фансури – индонезиец и т.д.).
Основные особенности исламского учения о мире, повлиявшие на развитие
философии. Согласно учению ислама всемогущий Аллах сотворил мир из ничего
и полностью управляет им. Бог неизмеримо превосходит все в мире и является
разумной духовной силой, похожей на человека (поэтому в исламе нет
изображений Бога, он неизобразим, и его нельзя описать словами). Мир
устроен иерархично, имеет несколько уровней, различающихся по степени
совершенства (7 земель, 7 небес). Все вещи и существа также различаются
по степени совершенства. Самым совершенным творением Аллаха является
человек (даже совершеннее ангелов). Человек - малое подобие всей
Вселенной, в нем заключены все силы и способности, существующие в мире.
Вселенная - "большой человек", а человек - "малая Вселенная", микрокосмос.
Человек - наместник (халифа) Аллаха в мире, мир создан для него, долг же
человека - следовать божественному порядку ("ислам" значит покорность).
Божественное знание о мире и божественный закон переданы людям в словах
самого Аллаха, содержащихся в священной книге - Коране. Коран передан
богом пророку Мухаммеду через архангела Джабраиля. До этого был еще целый
ряд пророков (ислам следует иудейско-христианской традиции, признавая
библейских пророков и Иисуса - Ису), но Мухаммед "печать пророков",
последний и самый совершенный пророк, а Коран - самое полное божественное
откровение.
Следует подчеркнуть, что в Коране и в хадисах (рассказах о
поступках и изречениях пророка Мухаммеда) не содержится указаний о
соответствии исламу каких-либо философских учений.
Когда сформировалось первое мусульманское государство - Халифат, в
его составе оказались страны с давними философскими традициями, что
способствовало появлению философских идей в рамках мусульманской культуры.
Эти философские идеи развивались по трем направлениями: из
рационалистически-логического комментария к Корану и его осмысления и
толкования - калам (Аль-Ашари (873-935); путем изучения и нового
истолкования античной философии – фальсафа (первый "философ арабов" -
Аль Кинди (600-670 гг.), Аль Фараби (870-950 гг.), Ибн Сина (980-1037
гг.), Ибн Рушд (1126-1198 гг.) и др.); путем философского осмысления
мистических настроений и практики - суфизм (Аль Газали (1058-1111 гг.),
Ибн Араби (1165-1240 гг.), Ас-Сухраварди (1155-1191 гг.), Хамза Фансури
(XVI в.).
Наиболее самобытным философским направлением в исламской культуре
является калам, т.к. особенности этого учения наиболее тесно связаны
именно с мусульманской религией. Исходя из представления о всемогуществе и
вечной активности Бога, философы калама считали, что все вещи в мире
состоят из мельчайших частиц - атомов, а время не течет непрерывно, а
тоже состоит из отдельных мгновений. При этом все, что происходит в каждой
точке пространства в каждый миг времени, и сам этот миг времени постоянно
и непосредственно создаются самим Богом, который непрерывно снова и
снова творит мир. Нет многих причин, а у всего, что происходит, есть
лишь одна абсолютная причина - Бог. Когда человек совершает какой-либо
поступок, он лишь "присваивает" себе божественное действие. Последователи
калама считали, что если, например, мы пишем текст на бумаге, то нельзя
сказать, что наше желание писать вызывает движение руки, а рука движет
ручкой, которая, в свою очередь, оставляет след на бумаге. По их мнению,
и наше намерение, и след на бумаге - все это создает Бог, причем по
отдельности. По его же воле эти различные события связываются в данную
последовательность. Таким образом, калам создал учение об атомарном
строении не только вещей, но и самого времени (миги-атомы времени), а также
об абсолютной и единственной причине всего и о вечном обновлении
мироздания.
Фалсафа (от греч.- философия) сыграла огромную роль в истории мировой
культуры в целом. Именно усилиями мусульманских философов были сохранены,
по-новому осмыслены и введены в средневековую культуру философские идеи
Древнего Мира. Западная Европа познакомилась с наследием античности во
многом через труды арабо-мусульманских ученых, широко пользовалась их
комментариями (если Аристотеля в средневековой Европе называли просто
философ, без упоминания имени, то Ибн Рушд - Аверрозо звался просто
Комментатор, как лучший знаток аристотельского учения). Но арабоязычная
Фалсафа не была простым комментированием древних мыслителей. На базе
античной философии (прежде всего учений Платона и неоплатоников, а также
Аристотеля) было создано новое, соответствующее новой эпохе философское
учение. При этом такие воззрения ислама, как громадное различие между
Богом и человеком, иерархичность строения мироздания и др., давали
возможность ввести идеи античной философии в мусульманскую культуру.
Обобщенно суть воззрений Фалсафы можно изложить так. Бог - это
бесконечное, не имеющее человеческих чувств разумное духовное первоначало,
перводвигатель, источник всего в мире. Он - первый, высший уровень бытия.
Из его активности возникают один за другим низшие уровни мироздания - от
более совершенных к менее совершенным. При этом их возникновение нисколько
не уменьшает полноты Первоначала - оно не убывает, порождая другие уровни
бытия, как не убывает предмет, отражаясь во многих зеркалах, хотя и
порождает свои отражения. При этом различается вечная и неизменная,
совершенная небесная часть мироздания, подверженная изменению и
разрушению, несовершенная земная. Весь мир подчинен неизменным законам, и
само божественное Первоначало следует логике и разумному порядку вещей,
не допуская никаких чудес и своеволия. Человек устроен по подобию
Вселенной, и разные уровни его существа соответствуют разным уровням
мироздания (от телесных состояний до разумного духа). Бессмертие души
возможно лишь через слияние разума мудреца с разумной силой, управляющей
Вселенной, божественное же воскрешение, рай и ад не признаются. Коран
считался представителями фалсафы изложением истинного учения о мире,
приспособленным для восприятия массами населения, не способными к
философскому мышлению, а воспринимающими только яркие образы и прямые
моральные увещевания и поучения.
Общество устроено тоже подобно мирозданию или человеческой душе:
разные социальные группы соответствуют разным уровням. В идеальном
обществе править должны мудрецы-философы, воплощающие разумное начало;
выполнять их решения - воины, чиновники, представляющие волевое начало;
торговцы, ремесленники, земледельцы представляют телесно-чувственное
начало и должны заниматься своим делом на благо обществу в рамках законов,
устанавливаемых правителями. Тогда общество будет совершенным, как человек,
разум которого контролирует его волю и его телесные чувства и побуждения.
В других случаях общество будет в той или иной степени несовершенным
(преувеличение роли воли ведет к тирании и т.д.).
Подобное учение о Боге как о первоначале, не вмешивающемся затем в
естественный ход развития мира, называется деизмом.
Фалсафа приобщила мусульманскую культуру к античной философской
традиции, сделала знакомство с идеями Платона и Аристотеля частью общего
образования, сохранила античное наследие и для Европы.
Оригинальные и глубокие философские идеи были высказаны в рамках
такого направления исламской культуры, как суфизм. Суфии - представители