Философская мысль в Башкортостане

проявляется в прекрасных подвигах батыров, борцов за социальную

справедливость, самоотверженно защищающих народ, за сохранение жизни на

земле. Ценой собственной жизни эпический Урал-батыр окропляет бессмертной

водой природу, хотя мог бы воспользоваться этой водой сам и стать

бессмертным. Столь же прекрасны и деяния сыновей Урал-батыра, которые,

прорубив скалы в горах, дали начало Уральским рекам.

Проблема героического в башкирских сказаниях в свою очередь

перерастает в проблему трагического. Трагическое не имеет самодовлеющего

характера, оно преодолевается верой и надеждой в лучшее будущее. В этом

смысле почти любое произведение башкирского героического эпоса является

своеобразной "оптимистической трагедией": герой умирает, но содеянное им

прекрасно и продолжает жить в памяти народной и служит людям, служит родной

земле.

У башкирского народа создание эпоса (героических народных сказаний)

продолжается на протяжении всей его истории. Эпические сказания башкиры

создавали как в дописьменный период своей истории, так и в условиях

существования письменной культуры. Это связано с существованием традиции

героического в народном сознании. Героическое как полное слияние человека и

общества во имя блага общества, когда человек добровольно выбирает лишения

во благо народа, было жизненно необходимой потребностью башкирского народа,

которого судьба поставила перед дилеммой: быть или не быть?

После того как Башкортостан попал в зависимость от Золотой Орды,

культура народа претерпевает существенные изменения. Среди башкир

появляются люди, получившие образование на мусульманском Востоке,

некоторые из них остаются в мусульманских странах, становясь заметными

представителями общественной жизни.

2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.

Философско-мировоззренческие взгляды ряда народов Урала и Поволжья,

в том числе и башкир, испытали значительное влияние арабо-мусульманской

философской традиции, пришедшей в регион вместе с религией ислама. Каковы

особенности и основные направления данной философской традиции? Говорить о

некоторых общих чертах культуры различных народов, принявших в свое

время мусульманство, можно в связи с тем, что особенности религиозных

взглядов народа влияют на другие стороны его духовной культуры, а тесное

общение с единоверными народами усиливает тенденции к культурному

заимствованию. В итоге возникает межнациональный тип культуры, включающий

в себя и определенные традиции миропонимания, философствования. Поскольку

ислам возник у арабского народа, исходный импульс философской мысли

мусульманских народов исходил от арабских (или арабоязычных) мыслителей,

хотя в дальнейшем в развитии данной философской традиции принимали участие

представители разных народов (Ибн Сина и Аль Фараби - тюрки, Сухраварди

- перс, Хамза Фансури – индонезиец и т.д.).

Основные особенности исламского учения о мире, повлиявшие на развитие

философии. Согласно учению ислама всемогущий Аллах сотворил мир из ничего

и полностью управляет им. Бог неизмеримо превосходит все в мире и является

разумной духовной силой, похожей на человека (поэтому в исламе нет

изображений Бога, он неизобразим, и его нельзя описать словами). Мир

устроен иерархично, имеет несколько уровней, различающихся по степени

совершенства (7 земель, 7 небес). Все вещи и существа также различаются

по степени совершенства. Самым совершенным творением Аллаха является

человек (даже совершеннее ангелов). Человек - малое подобие всей

Вселенной, в нем заключены все силы и способности, существующие в мире.

Вселенная - "большой человек", а человек - "малая Вселенная", микрокосмос.

Человек - наместник (халифа) Аллаха в мире, мир создан для него, долг же

человека - следовать божественному порядку ("ислам" значит покорность).

Божественное знание о мире и божественный закон переданы людям в словах

самого Аллаха, содержащихся в священной книге - Коране. Коран передан

богом пророку Мухаммеду через архангела Джабраиля. До этого был еще целый

ряд пророков (ислам следует иудейско-христианской традиции, признавая

библейских пророков и Иисуса - Ису), но Мухаммед "печать пророков",

последний и самый совершенный пророк, а Коран - самое полное божественное

откровение.

Следует подчеркнуть, что в Коране и в хадисах (рассказах о

поступках и изречениях пророка Мухаммеда) не содержится указаний о

соответствии исламу каких-либо философских учений.

Когда сформировалось первое мусульманское государство - Халифат, в

его составе оказались страны с давними философскими традициями, что

способствовало появлению философских идей в рамках мусульманской культуры.

Эти философские идеи развивались по трем направлениями: из

рационалистически-логического комментария к Корану и его осмысления и

толкования - калам (Аль-Ашари (873-935); путем изучения и нового

истолкования античной философии – фальсафа (первый "философ арабов" -

Аль Кинди (600-670 гг.), Аль Фараби (870-950 гг.), Ибн Сина (980-1037

гг.), Ибн Рушд (1126-1198 гг.) и др.); путем философского осмысления

мистических настроений и практики - суфизм (Аль Газали (1058-1111 гг.),

Ибн Араби (1165-1240 гг.), Ас-Сухраварди (1155-1191 гг.), Хамза Фансури

(XVI в.).

Наиболее самобытным философским направлением в исламской культуре

является калам, т.к. особенности этого учения наиболее тесно связаны

именно с мусульманской религией. Исходя из представления о всемогуществе и

вечной активности Бога, философы калама считали, что все вещи в мире

состоят из мельчайших частиц - атомов, а время не течет непрерывно, а

тоже состоит из отдельных мгновений. При этом все, что происходит в каждой

точке пространства в каждый миг времени, и сам этот миг времени постоянно

и непосредственно создаются самим Богом, который непрерывно снова и

снова творит мир. Нет многих причин, а у всего, что происходит, есть

лишь одна абсолютная причина - Бог. Когда человек совершает какой-либо

поступок, он лишь "присваивает" себе божественное действие. Последователи

калама считали, что если, например, мы пишем текст на бумаге, то нельзя

сказать, что наше желание писать вызывает движение руки, а рука движет

ручкой, которая, в свою очередь, оставляет след на бумаге. По их мнению,

и наше намерение, и след на бумаге - все это создает Бог, причем по

отдельности. По его же воле эти различные события связываются в данную

последовательность. Таким образом, калам создал учение об атомарном

строении не только вещей, но и самого времени (миги-атомы времени), а также

об абсолютной и единственной причине всего и о вечном обновлении

мироздания.

Фалсафа (от греч.- философия) сыграла огромную роль в истории мировой

культуры в целом. Именно усилиями мусульманских философов были сохранены,

по-новому осмыслены и введены в средневековую культуру философские идеи

Древнего Мира. Западная Европа познакомилась с наследием античности во

многом через труды арабо-мусульманских ученых, широко пользовалась их

комментариями (если Аристотеля в средневековой Европе называли просто

философ, без упоминания имени, то Ибн Рушд - Аверрозо звался просто

Комментатор, как лучший знаток аристотельского учения). Но арабоязычная

Фалсафа не была простым комментированием древних мыслителей. На базе

античной философии (прежде всего учений Платона и неоплатоников, а также

Аристотеля) было создано новое, соответствующее новой эпохе философское

учение. При этом такие воззрения ислама, как громадное различие между

Богом и человеком, иерархичность строения мироздания и др., давали

возможность ввести идеи античной философии в мусульманскую культуру.

Обобщенно суть воззрений Фалсафы можно изложить так. Бог - это

бесконечное, не имеющее человеческих чувств разумное духовное первоначало,

перводвигатель, источник всего в мире. Он - первый, высший уровень бытия.

Из его активности возникают один за другим низшие уровни мироздания - от

более совершенных к менее совершенным. При этом их возникновение нисколько

не уменьшает полноты Первоначала - оно не убывает, порождая другие уровни

бытия, как не убывает предмет, отражаясь во многих зеркалах, хотя и

порождает свои отражения. При этом различается вечная и неизменная,

совершенная небесная часть мироздания, подверженная изменению и

разрушению, несовершенная земная. Весь мир подчинен неизменным законам, и

само божественное Первоначало следует логике и разумному порядку вещей,

не допуская никаких чудес и своеволия. Человек устроен по подобию

Вселенной, и разные уровни его существа соответствуют разным уровням

мироздания (от телесных состояний до разумного духа). Бессмертие души

возможно лишь через слияние разума мудреца с разумной силой, управляющей

Вселенной, божественное же воскрешение, рай и ад не признаются. Коран

считался представителями фалсафы изложением истинного учения о мире,

приспособленным для восприятия массами населения, не способными к

философскому мышлению, а воспринимающими только яркие образы и прямые

моральные увещевания и поучения.

Общество устроено тоже подобно мирозданию или человеческой душе:

разные социальные группы соответствуют разным уровням. В идеальном

обществе править должны мудрецы-философы, воплощающие разумное начало;

выполнять их решения - воины, чиновники, представляющие волевое начало;

торговцы, ремесленники, земледельцы представляют телесно-чувственное

начало и должны заниматься своим делом на благо обществу в рамках законов,

устанавливаемых правителями. Тогда общество будет совершенным, как человек,

разум которого контролирует его волю и его телесные чувства и побуждения.

В других случаях общество будет в той или иной степени несовершенным

(преувеличение роли воли ведет к тирании и т.д.).

Подобное учение о Боге как о первоначале, не вмешивающемся затем в

естественный ход развития мира, называется деизмом.

Фалсафа приобщила мусульманскую культуру к античной философской

традиции, сделала знакомство с идеями Платона и Аристотеля частью общего

образования, сохранила античное наследие и для Европы.

Оригинальные и глубокие философские идеи были высказаны в рамках

такого направления исламской культуры, как суфизм. Суфии - представители

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты