Философское творчество и жизнь Эммануила Канта

Защитив ее, ученый получает звание приват-доцента, т.е. внештатного

преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. В первую свою

университетскую зиму Кант читал логику, математику, метафизику,

естествознание. Затем к ним прибавилась физическая география, этика и

механика. В то время не создавалось культа из узкой специализации, и

будущий философ смог полностью проявить свои разносторонние знания. Его

лекции пользовались неизменным успехом среди студентов. Самым значительным

трудом 50-х годов можно назвать диссертацию "Физическая монадология",

которую Кант написал, безрезультатно претендуя на экстраординарную

профессуру. Преподавание поглощает все время и все силы, но безбедное

существование обеспечено. В этот период естественно - научные материи по -

прежнему занимают доминирующее положение в духовных исканиях Канта, но

наряду с этим усиливается и интерес к философии. Первой собственно

философской работой была габилитационная диссертация "Новое освещение

первых принципов метафизического познания". В ней Кант исследует

установленный Лейбницем принцип достаточного основания. Он проводит

различие между основанием бытия предмета и основанием его познания,

реальным и логическим основанием. В этих рассуждениях Канта содержится

зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знаний не

тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит с поведением

человека. Так в этой диссертации впервые возникает проблема свободы,

которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта. Он

считает, что идея определяющего основания не противоречит свободе. Он

понимает свободу как сознательную детерминизацию поступка, как приобщение к

воле мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придет к

выводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так как

все они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними

- значит оставаться животным. В целом в этой диссертации Кант отстаивает

лейбницианско-вольфианскую точку зрения. Значительное влияние на жизнь и

творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и

Россией.

В декабре 1758 года умер профессор философии Кипке. На освободившееся

место объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший свою

кандидатуру по настоянию давнего благожелателя - пастора Шульца, который

стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти

кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Бука и Канта.

Однако, окончательно вопрос о вакансии был решен не в пользу философа.

Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и по

преподавательскому стажу. Может быть сыграло роль и другое обстоятельство.

В этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его

творчества. Много лет спустя философ назовет свое состояние в магистерские

годы, свою приверженность к вольфианству "догматическим сном". Он запретит

пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как "Опыт

некоторых рассуждений об оптимизме (1759) и "Мысли магистра Иммануила Канта

... по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа" (1760), в

которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал

мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и любое другой

отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что

подобные утверждения противоречат идее: "Человек есть цель сама по себе",

которую он развивал в более поздние годы.

III. Критический период творчества

1762 год стал переломным для философа. Принято считать, что важнейшую

роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его

критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака-Руссо.

Помимо Руссо, Кант в последствии называл еще и Давида Юма в качестве

мыслителя, который "помог ему пробудиться от догматического сна". Руссо

повлиял на Канта как человека и моралиста, Юм подтолкнул его новым

теоретико-познавательным поискам, пересмотру метафизических догм,

формированию новой теории познания.

В предверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше,

брошюру - приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном

естественно научные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят

философский вопрос. Брошюра называлась "Ложное мудрствование в четырех

фигурах силлогизма" и содержала первую попытку критики формальной логики,

служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианское

преклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительной

деятельности человека для познания, и был убежден, что возможности

выведения одних понятий из других путем построения умозаключений

бесконечны. В этой работе он серьезно задумывается над тем, как ввести в

философию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная также в

1762 году работа "Исследование очевидности принципов естественной теологии

и морали". Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинской

академией наук. Работа не получила первой премии, однако была признана ее

почти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этой

работе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественном

многообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируя

указанную проблему ученый приходит к выводу, что истинная философия еще не

написана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, который

Ньютон ввел в естествознание и который принес там столь плодотворные

результаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта,

отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, -

это не только показания чувств, но и "внутренний опыт", непосредственно

очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему

становится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказывает

важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя

смешивать истину и благо, знание и моральное чувство. Грядущую философскую

революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате "Опыт

введения в философию понятия отрицательных величин". Внимание мыслителя

привлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений

- установленное еще в габилитационной диссертации различие между логическим

и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики может

быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность

состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое - либо

высказывание или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в

результате чего получается ничто. Иное - реальная противоположность,

которая стоит в противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет

другое, но следствием будет нечто реально существующее.

Лекции Канта пользуются успехом, аудитория всегда полна, и некоторые

курсы он передоверяет своим ученикам. Книги хорошо расходятся, а написанные

в 1762 году "Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного" принесли

ему славу модного автора. Но он все еще приват-доцент, не получающий ни

гроша от университета. В Берлине понимают неестественность подобной

ситуации. В августе 1764 года из министерства юстиции, ведавшего делами

образования, поступает предложение занять место профессора поэзии и

красноречия, которое пустовало в Кенигсберге уже два года. Кант отказался.

У него была цель, он шел к ней прямой дорогой. Отказ оценили. Специальным

рескриптом от имени короля было обещано "весьма умелого и со всеобщим

успехом преподающего доцента Канта выдвинуть при первой же возможности".

Значительное место среди работ этого периода занимает работа "Грезы

духовидца, поясненные грезами метафизики", экземпляры которой были посланы

Ламберту и Мендельсону. "Грезы ..." примечательны тем, что на одну доску с

"духовидцами" Канта ставит и приверженцев спекулятивной метафизики.

Метафизики тоже грезят и свои идеи принимают за подлинный порядок вещей. Он

смеется не только над визионерством, но и над умозрительными спекуляциями,

он призывает людей науки полагаться только на опыт, представляющий собой

"альфу и омегу познания". Таким образом Кант прощается с вольфианской

метафизикой, приверженцем которой он был ранее.

К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только в

Пруссии. В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать

"Биографии знаменитых философов и историков XVIII века в Германии и за ее

пределами". Кант включен в сборник, и автор обращается к нему за

необходимыми материалами. Почти одновременно приходит приглашение на работу

в Эрланген. Куратор местного университета предлагает Канту занять только

что созданную кафедру теоретической философии. Кант отклоняет это

предложение. Другое приглашение, пришедшее в январе 1770 года из Иены, тоже

было отклонено. Извиняясь и отказываясь от этого предложения, философ

ссылается на привязанность к родному городу, а также на "возможные

проблески близкой вакансии" у него дома. Наконец 31 марта 1770 года мечта

Канта сбылась. Специальным указом короля он был назначен ординарным

профессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить еще одну

формальность, без которой назначение было недействительно: необходимо

защитить профессорскую диссертацию. Новая диссертация называлась "О форме и

принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира". В ней был

зафиксирован новый "переворот" во взглядах, совершившийся, по словам самого

автора, год назад. На смену эмпирической, доходившей до скептицизма позиции

пришел своеобразный дуализм во взглядах. Канта уже не волнует вопрос, как

данные органов чувств связаны с интеллектом, - он развел в разные стороны

эти два вида духовной деятельности. "Источники всех наших представлений, -

говорится в работе, - либо чувственность, либо рассудок и разум. Первые

дают нам причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам

познающего субъекта... Вторые относятся к самим предметам". Чувственность,

с точки зрения Канта, имеет дело с явлениями, феноменами; интеллигибельный,

т.е. умопостигаемый, предмет он называет ноуменом. Мир, рассматриваемый как

феномен, существует во времени и пространстве. Но время и пространство не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты