Философское творчество и жизнь Эммануила Канта

деятельности, высшую ее форму - разум. В широком смысле слова разум для

философа равнозначен всему логическому мышлению. Разум - высшая контрольная

и направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферой

науки, - это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту - логика

видимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии,

принимать кажущееся за действительное. Задача критики - внести ясность.

Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями

(сфера рассудка), а с идеями. Идея - это такое понятие, которому в

созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно

направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для

деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы,

которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он

выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к

определенной цели, ставит перед ним задачи. (Функция рассудка

конститутивна, то есть конструктивна, он создает понятия). Разум очищает и

систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику,

идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. В

теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный

категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения,

выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему,

выведенную из трех возможных вариантов отношения к реальности: во - первых,

отношение к субъекту, во - вторых, - к объекту, в - третьих, - к тому и

другому вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о

душе, о мире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разум

нуждается в самой основательной проверке и самокритике.

Таковы основные идеи "Критики чистого разума". Работа завершается

программой на будущее. Ни о каких новых "критиках" автор не помышляет.

Критическая работа завершена. Философу предстоит изложение позитивных начал

метафизики. До него в метафизике "можно было нести всякий вздор, не

опасаясь быть уличенным во лжи", так как она не располагает теми средствами

проверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика не

была наукой, но у нее, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. По

замыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырех частей

- онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение о

природе, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука о

мире в целом) и теологии (наука о боге).

В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание уделяет

размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его статья

"Идея всеобщей истории во всемирно - гражданском плане". Статья открывается

констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более или менее

общим достоянием, - действия законов в жизни общества. Затем, Кант

высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных результатов

человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека наличие

разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие, злоба и

страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если отвлечься от

них, то в общем ходе истории можно увидеть некую общую для всего

человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в

человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность

вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление,

которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной

любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает,

что путь раздора в конечном итоге ведет к достижению всеобщего правового

гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода,

совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе

будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких

условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в

человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в

некоторых более поздних работах, например, в статье "Предполагаемое начало

человеческой истории" (1786).

В 1787 году "Критика чистого разума" была издана повторно. Тем временем

Кант был избран ректором университета (на этой должности находились в

течение года), а Берлинская академия наук включила его в число своих членов

(это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться на невнимание

к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой появлялись уже не

статьи, а целые книги, направленные против него. Его обвиняли в скептицизме

и субъективном идеализме. Отвечать всем не было возможности, да и

необходимости: одновременно с количеством критиков росло и число

сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам.

Научный спор, по его мнению, интересен только тогда, когда можешь сказать

что - то новое. Уличать противника в недобросовестности или глупости -

занятие неблагодарное, тем более, что перед Кантом открылся наконец

неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великие

философы и к которому он сам стремился много лет.

2. Этика Канта

Именно интерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении,

в первую очередь побудили Канта взяться за написание "Критики чистого

разума". Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге

"Основы метафизики нравов", которая увидела свет в 1785 году. Философ

стремился показать единство практического и теоретического разума (т.е.

нравственности и науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии

решить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал

"Критику практического разума". Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание

этих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет друг

друга. В них изложены лишь начала кантовского учения о нравственности.

Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика

предстала в завершенном виде, это - "Метафизика нравов". Новое слово,

сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности.

Предшествовавшие теории были гетерономны, т.е. выводили мораль из внешних

по отношению к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных

принципов в некоем принудительном предписании - воле бога, установлениях

общества, требованиях врожденного чувства. Другие настаивали на том, что

представления о добре и зле суть производные от целей, которых добивается

человек, и последствий, которые вытекают из его поведения, от его

стремления к счастью, наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную

самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро,

даже если никто не добр. Философский анализ нравственных понятий говорит о

том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме

человека. Исходное понятие этики Канта - автономная добрая воля. Она не

пассивна, от ее носителя мыслитель требует действия, поступка. Моральный

поступок выглядит как результат некоего внутреннего императива (повеления),

порой идущего вразрез с аморальной практикой окружающей действительности. В

связи с этим философ подчеркивает первенство практического разума по

сравнению с теоретическим. Главное - поведение, а знание вторично. Поэтому

для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно специального образования,

достаточно интуиции ("способности суждения"). Здесь Кант расходится с

"первооткрывателем" морали Сократом, для которого добро совпадает со

знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого

морального несовершенства. Таким образом автор "Критики" и "Основ" выходит

за пределы просветительского рационализма. Природа человека по Канту - его

свобода. Свобода с точки зрения этики не произвол, не просто логическая

конструкция, при которой из данной причины могут на равных правах

проистекать различные действия. Нравственная свобода личности состоит в

осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми. "Свободная

воля и воля, подчиненная нравственным законам, - это одно и тоже". Свобода

человека возможна постольку, поскольку он - дитя двух миров. Принадлежность

к чувственно воспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней

причинности, здесь он подчинен посторонним силам - законам природы и

установлениям общества. Но как член ноуменального мира "вещей самих по

себе" он наделен свободой. Эти два мира взаимодействуют друг с другом. Мир

содержит основание чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный характер

человека лежит в основе его феноменального характера. Раздвоенность

человека устраняется механизмом совести. Нельзя все правильно понимать, но

неправильно поступать. Определи сам себя, проникнись сознанием морального

долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки - такова

квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Существенное

место в философской системе Канта занимает его философия религии, которая

примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль не

возникает из божественных установлений, и антитезис: мораль неизбежно ведет

к религии. Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести

в соответствие право людей на счастье с их обязанностями, поэтому

необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира.

Обоснованию антитезиса посвящен трактат "Религия в пределах только разума".

Кант присматривается к прошлому, ищет социально - психологические корни

веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал -

добра и зла. Философ начинает с размышлений о нравственной природе

человека. Человек, утверждает он, по природе зол. В нем заключена

неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная,

будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем, человек обладает и

первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит,

чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в

борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа возможна только как

революция в образе мыслей и чувств самого человека и требует для этой цели

наличия общественной потребности в добре. Переживание вины (своей

собственной или чужой, к который ты лишь сопричастен) - основа морали. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты