учении о религии четко проявился историзм кантовского мышления. Кант видит
изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей, затем первый, еще
не совершенный тип религии, который называется "богослужебным". Третий этап
- вера разума. Богослужебная религия рассчитана на снискание
благосклонности верховного существа, которое можно умилостивить путем
почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человек
льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобы
самому стать лучше. Религия разума - это чистая вера в добро, в собственные
моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, без
переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа
жизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог - это
моральный закон, как бы существующий объективно, это - любовь, - так
говорится на страницах "Метафизики нравов", наиболее поздней этической
работы автора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как
программу человеколюбия. Совершенствуя эту программу, он пытается
обосновать ее теоретически.
3. Эстетические взгляды
“Критика способности суждения”
Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил
между природой свободой своеобразный “третий мир” - мир красоты. Когда он
создавал “Критику чистого разума”, он считал, что эстетические проблемы
невозможно осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят
эмпирический характер и, следовательно, не могут служить для установления
всеобщих законов. Термином “Эстетика” Кант обозначал учение о
чувственности, об идеальном пространстве и времени. Однако, в 1787 году
Кант сообщает Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной
деятельности, а именно “чувства удовольствия и неудовольствия”. Теперь
философская система мыслителя обретает более четкие контуры. Он видит ее
состоящей из трех частей в соответствии с тремя способностями человеческой
психики: познавательной, оценочной (“чувство удовольствия”) и волевой
(“способность желания”). В “Критике чистого разума” и “Критике
практического разума” изложены первая и третья составные части философской
системы - теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант пока
называет теологией - учением о целесообразности. Затем термин “теология”
уступит свое место эстетике - учению о красоте. Задуманное произведение
философ намеревался окончить к весне 1788 года. Но работа затянулась.
Трактат получил название “Критика способности суждения”. В работе “Критика
чистого разума” термином “способность суждения” обозначалась одна из
интуитивных познавательных способностей. Если рассудок устанавливает
правила, то способность суждения дает возможность пользоваться этими
правилами в каждом конкретном случае. Теперь Кант размышляет над другим
видом интуиции, который называет “рефлективной способностью суждения”. Речь
идет об отыскании по данному частному некоего формального общего, но не об
абстрагировании общих признаков, - это дело рассудка). Применяя
рифлективную способность суждения, человек задумывается над целевым
назначением данного частного. Учение о целях - телеология; поэтому Кант
называет эту разновидность рефлективной способности суждения
телеологической. Телеология для него - принцип рассмотрения предмета, в
первую очередь живого организма, где все целесообразно, то есть каждая
часть необходимым образом связана с другой. Рядом он располагает
эстетическую способность суждения, исходя из того, что художественное
переживание доставляет субъекту такое же удовольствие, как и обнаружение
целесообразности. В 1788 году философ обнаружил в деятельности человека
сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое. Это
искусство. Телеология Канта - это не теология, но и не естествознание: с ее
помощью философ не отыскивает бога в природе, но и не открывает законов, ею
управляющих, в центре его рассмотрения по - прежнему человек. Только
человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате
достижения которых возникает мир культуры. Так телеология Канта перерастает
в теорию культуры. В ходе работы над “Критикой способности суждения” Кант
все более сужал сферу телеологии, лишая ее самостоятельной роли, ее функции
как центрального звена системы переходили к эстетике. Телеология у философа
фиксирует специфику предмета и границы его познания: объективная
целесообразность налицо, но суть ее непостижима. Телеология в этом плане
аналогична теоретическому разуму, который с неизбежностью наталкивается на
противоречия, пытаясь проникнуть в сущность вещей самих по себе. И
телеология и теоретический разум выполняют регулятивную функцию.
Конститутивную (т.е. конструктивную) роль разум играет в области поведения
человека, нравственности. В области познания конститутивную функцию
осуществляет рассудок. В сфере “способности суждения” конститутивна
эстетическая оценка, родственная телеологической и в тоже время
противоположная ей. Единый подход к живой природе и художественному
творчеству на основе принципа целесообразности - одна из основных идей
“Критики способности суждения”.
Предшественники философа - англичане Шефтсбери и Хатчесон подчеркнули
специфичность эстетического, его несводимость ни к знанию, ни к морали.
Кант отстаивает этот тезис. Но рядом выдвигает антитезис: именно
эстетическое есть средний челн между истиной и добром, именно здесь
сливаются воедино теория и практика. Поэтому у эстетического две ипостаси:
с одной стороны оно обращено преимущественно к знанию (это прекрасное), с
другой - преимущественно к морали (это - возвышенное). Кантовский анализ
основных этических категорий ограничивается рассмотрением указанных двух
категорий, т.к. философа интересует не эстетика как таковая, а ее
опосредующая роль, и категорий прекрасного и возвышенного ему вполне
достаточно для решения поставленной задачи. Одна из важнейших заслуг Канта
- эстетика в том, что он открыл опосредованный характер восприятия
прекрасного. До него считалось, что красота дается человеку непосредственно
при помощи чувств. Достаточно быть чутким к красоте и обладать эстетическим
чувством. Между тем, само “эстетическое чувство” - сложная интеллектуальная
способность. Чтобы насладиться красотой предмета, надо уметь оценить его
достоинства, и чем сложнее предмет, тем специфичнее его эстетическая
оценка. Сопоставляя возвышенное с прекрасным, Кант отмечает, что последнее
всегда связано с четкой формой, первое же без труда можно обнаружить и в
бесформенном предмете. Удовольствие от возвышенного носит косвенный
характер; прекрасное привлекает, а возвышенное и привлекает и отталкивает.
Основание для прекрасного “мы должны искать вне нас, для возвышенного -
только в нас и в образе мыслей”. Таким образом, Кант расчленил эстетическое
на две части - прекрасное и возвышенное, он показал связь между каждой из
этих частей с сопредельными способностями психики. В заключение он снова
говорит об эстетическом суждении как о целом. Он делает вывод, что
эстетическая способность суждения вы целом связана с разумом -
законодателем нравственности. Что касается связи эстетической способности с
разумом - законодателем знания, то, отвергая ее в непосредственном виде,
философ утверждает ее косвенным путем. С его точки зрения, эстетическая
идея “оживляет” познавательные способности. Кант находит следующую формулу
синтеза: “В применении к познанию воображение подчинено рассудку и
ограничено необходимостью соответствовать понятиям, а в эстетическом
отношении, наоборот, оно свободно давать помимо указанной согласованности с
понятием ... богатый содержанием, хотя и неразвитый материал для рассудка”.
Таким образом, сфера духовной деятельности человека обрисована, ограждена в
своей специфичности. Истина, добро и красота поняты в их своеобразии и
сведены воедино. Единство истины, добра и красоты находит дополнительное
обоснование в учении об искусстве. В эстетике Канта, развернутой в сторону
общефилософских проблем, искусству отведено сравнительно небольшое, хотя и
достаточно важное место. Все отмеченные выше особенности эстетического
проявляют себя здесь в полной мере. Искусство, по Канту, - это не природа,
не наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим.
Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные
искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения.
Изящные искусства содействуют “культуре способности души”, они дают особое
“удовольствие рефлексии”, приближая сферу эстетического сфере познания.
Однако, кантовская дихотомия искусства на этом не ограничивается. Философ
одним из первых в истории эстетики дает классификацию изящных искусств.
Основанием деления служит способ выражения эстетических идей, то есть
красоты. Различные виды искусства - различные виды красоты. Может быть
красота мысли и красота созерцания. Во втором случае материалом художника
служит либо созерцание, либо форма. В результате Кант обнаруживает три вида
изящных искусств - словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. В
свою очередь, словесные искусства - это красноречие и поэзия.
Изобразительные искусства включают в себя искусство чувственной истины
(пластика) и искусство чувственной видимости (живопись). К пластике философ
относит ваяние и зодчество (в том числе прикладное искусство). Третья часть
- искусство игры ощущений опирается на слух и зрение. Это игра звуков и
игра красок. Поэзию Кант считает высшей формой художественного творчества.
Значение поэзии, в том, что она совершенствует интеллектуальные и моральные
потенции человека; играя мыслями, она выходит за пределы понятийных средств
выражения и тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек
не только часть природы, но созидатель мира свободы.
IV. Заключение
12 февраля 1804 года Кант умирает. На его похоронах присутствует
практически весь город... Кант стал наиболее
яркой фигурой в немецкой философии. В докритический период Кант занимался
проблемами физики и математики. Кант впервые поставил вопрос о том что же
изучает наука. Формирование философских воззрений Канта проходило
постепенно.Пожалуй можно сказать, что Кант впервые в истории немецкого
идеализма восстановил диалектику. Маркс и Энгельс высоко оценили социально-
классовые основы философской системы Канта. Практически вся концепция Канта
направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих
возможностей.
V. Список литературы
1. Асмус В.Ф. “Иммануил Кант.” М., 1973.
2. Гулыга А.В. “Кант.” М., 1981.
3. Нарский И.С. “Кант.” М., 1976.
4. Философский словарь, М., 1994.
5. “Философия” Под. ред. Радугина А. А. М., 1997.