Фихте

вещей самих по себе "в неприкосновенности" и относительной

самостоятельности. Что касается Фихте, то он не приемлет философский

дуализм и хочет обрести монистическую позицию. В теоретическом смысле это

означает последовательное и детальное выведение не-Я из Я, чего во всем

объеме не осуществляли и даже не замышляли Декарт, Кант или кто-либо другой

из философов прошлого и современности.

Возвратимся к приглашению Фихте поразмышлять вместе с ним об искомой

основополагающей достоверности. Он призывает понять, сколь близко каждому

из нас, открыто нам и достоверно для нас сознание самих себя. Не менее

достоверно и то, что здесь речь идет о знании, которое непременно включено

в процесс действия. Отличие и преимущество этого знания самого себя,

обретаемого в процессе действия, Фихте видит в его непосредственности: то,

что мы знаем о себе, дано с достоверностью в созерцании. Но в созерцании

особом — направленном не на внешние предметы, а на мир внутреннего. Тут

выступает на первый план еще одна черта Я как основоположения, очень важная

в свете историко-философских споров: субъект и объект не расколоты, а

неразрывно объединены.

Но очевидно, что основоположение философии как науко-учения представляет

собой в изображении Фихте довольно сложную мыслительную конструкцию,

которая только по видимости непосредственна, интуитивно-достоверна. На деле

ее может принять за первооснову лишь тот, кто вместе с Декартом, Кантом,

Фихте защищает упомянутые ранее тезисы о cogito, о трансцендентальном

единстве самосознания, об интеллектуальной интуиции, единстве субъекта и

объекта, слитности сознания и действия и, что очень важно, сознания-

действия и свободы. От онтологического уклона в трактовке философии (когда

начинают с бытия мира или даже Бога) Фихте решительнее, чем Декарт и Кант,

уходит в мир активизма сознания и самосознания. Фихте целенаправленно идет

на то, в чем его как раз и упрекали многие его современники и потомки: он

хочет вывести из активно действующего, свободного, наделенного

самосознанием, творческого Я весь мир — причем и мир природы и мир

человеческой культуры. Понятно, что смысл и интерес подобный подход мог

получить при условии совершенно особой изначальной трактовки Я, которое

должно выходить за рамки конкретно-эмпирического единичного субъекта и

становиться средоточием чуть ли не обожествленной "чистой" субъективности.

Более того, изначальной инстанцией Я могло бы стать лишь в случае, если бы

в его конструирование сразу включался такой (почти божественный,

субстанциональный) момент, как самодостаточность и самопорождение Я.

Именно в принятии такого Я и заключено основоположение, или первое

положение наукоучения. При развертывании внутренней диалектики Я, которая

поможет понять процесс порождения не-Я, начать надо, согласно Фихте, именно

с того, что Я, отправляющееся от абстрактного знания о самом себе, в силу

исходной самодостаточности и из-за начального характера процесса полагает

самого себя просто как тождественное себе: Я = Я. Казалось бы, здесь нет

ничего, кроме тавтологии.* Но ведь формула является другим выражением

закона тождества, который, кроме формальнологического, имеет еще и логико-

диалектическое, логико-содержательное и даже философско-практическое

значение. Я, усматривающее тождество себя с самим собой, осуществляет

действие специфического типа, отличаемое у Фихте от обычных действий с

помощью изобретенного им понятийного словосочетания Tat-Handlung, т. е.

дело-действие. Именно этот акт лежит, согласно Фихте, и в основе Я семь,

декартовского cogito. Он же дает основу всякому возможному дальнейшему

повороту от cogito к онтологическим аспектам: ведь бытие Я как особое бытие

состоит главным образом не в существовании в мире природы, а в полагании

своей самости. Как раз отсюда проистекает оправданность загадочных на

первый взгляд тезисов Декарта или Канта, состоящих в трансцендентализме и

априоризме, и оправданы они лишь тогда и постольку, когда и поскольку

становится ясно: нельзя ничего помыслить, чтобы не примыслить своего Я,

чтобы как-то не созерцать, осознавать самого себя. Итак, первое положение

наукоуче-ния состоит в том, что самодостаточное Я безусловно полагает свое

собственное бытие. С этой точки зрения, готов признать Фихте, Я выступает

как абсолютный субъект: поскольку оно полагает себя, оно есть (бытийствует,

как сказали бы сегодня); и наоборот, поскольку оно есть, оно полагает и не

может не полагать себя.

Вытекающее отсюда с ясностью и необходимостью второе положение наукоучения

гласит: не-Я есть Я, ибо только "сила Я", сила его полагающей способности

делает возможным не-Я.

Третье положение наукоучения собирает воедино два ранее обоснованных

тезиса: Я есть Я и Я есть не-Я. Теперь, подчеркивает Фихте, до сознания

доведена "вся реальность", где на долю не-Я приходится то, что не присуще

Я, и наоборот. Однако в отличие от второго основоположения, которое дается

только отрицанием, в третьем основоположении перед нами представлены Я и не-

Я как противоречащие друг другу, но выведенные из одного основания. Значит,

если в первом основоположении Фихте пользуется, так сказать, диалектизацией

закона тождества, то в третьем основоположении он ставит — более

основательно и глубоко, чем Кант, — вопрос о диалектике противоположностей

и объединении их в противоречие, т. е. дает обновленную диалектическую

интерпретацию закона противоречия формальной логики.

Фихте призывает внимательнее проанализировать, что получилось в результате

выведения не-Я из Я. Единство противоположностей ясно само собой благодаря

их происхождению, выведению из Я. Но следует признать и их

взаимоограничение, и частичность его: Я не уничтожает не-Я, порождая,

полагая его; не-Я, возникая благодаря такому полаганию, тоже не отменяет Я,

а лишь частично его ограничивает. Согласно Фихте, отсюда вытекает делимость

Я и не-Я. Что касается не-Я, то это вполне укладывалось в рамки традиций,

если, например, под не-Я подразумевать мир природы, заведомо делимый и

разделеннный. А вот в отношении Я тезис о делимости мог повергнуть

сторонника классического подхода в недоумение: если под Я понимать мое

когитальное состояние и действие, то как можно говорить о его делимости?

Между тем, как раз на этом пути Фихте мырлит обосновать справедливость

перехода предшествующей, а главное, его собственной философии от

эмпирического Я к Я абсолютному, для чего и потребовался тезис о

принципиальной делимости Я, составляющий сердцевину третьего положения

наукоучения.

Для автора «Наукоучения» важно не только вывести и сделать очевидно-

достоверными основоположения. Его устремление — воспроизвести и исследовать

те приемы, процессы и методы движения мысли, которые при этом имеют место.

Философия, развивающая наукоучение, становится своеобразным полигоном

опробования и разъяснения таких давно известных и широко употребляемых,

например, у Канта понятий, как анализ, синтез, тезис, антитезис. "Таким

образом, диалектический метод Фихте, — пишет П. П. Гайденко, — состоит в

последовательном процессе опосредо-вания противоположностей. Чтобы

противоположности не уничтожали друг друга, между ними помещается нечто

третье — основание их отношения; но в нем противоположности соприкасаются,

совпадают; чтобы этому воспрепятствовать, помещают опять в середине новое

звено — и этот процесс, в сущности, можно продолжать неограниченно. Точку

ставит сам философ, когда с помощью этого приема оказываются выведенными

все теоретические способности и категории мышления"^. Действительно, в

развертывании фих-тевских размышлений последовательно появляются все

основные категории диалектики. При этом в отличие от Канта, который берет

систему категорий уже "заключенной" в формальной логике, в ее

характеристике суждений, Фихте сначала вводит действие, метод мыслительного

действия Я как результат "обработки" самосознанием прежде совершенных Я

действий. И уж вслед за этим "вторгаются", рождаются категории,

суммирующие, синтезирующие все эти процессы.

Так, внимание обращено на то, что диалектика противоположностей приводит к

частичной определяемости не-Я со стороны Я и, наоборот, частичной

зависимости полагающего Я от не-Я. Это заставляет Фихте ввести категорию

взаимодействия (Я и не-Я, или А и не-А). Поворот внимания к синтезу Я и не-

Я рождает представление о реальности, затем о причине и действии,

субстанции и акциденции и т. д.

Наряду с диалектическим подходом к категориям (что потом одобрил Гегель),

основанным на синтетических процедурах самосознания (что Гегель подвергнет

резкой критике, требуя "чистого" категориального анализа), Фихте в ходе

всех этих размышлений то и дело возвращается к самостоятельности Я, к

обоснованию его активности и "чистоты". Впрок заготавливается такое

толкование основоположений наукоучения, которое позволило бы впоследствии

оттолкнуться от развернутого в нем представления об абсолютном, активном,

т. е. свободном человеческом Я и развернуть уже не теоретическую, а

практическую философию — учение о сущности и назначении человека, об

обществе, праве и государстве. При этом Фихте разделяет и стремится

подтвердить новыми соображениями и аргументами идею Канта о примате, т. е.

первенстве, практического разума в отношении разума теоретического.

3. УЧЕНИЕ ФИХТЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, ПРАВЕ И НРАВСТВЕННОСТИ

Учению о человеке в учении Фихте принадлежит совершенно особая и

противоречивая роль. С одной стороны, требуется иметь в виду ранее

рассмотренные абстрактно-теоретические выкладки, касающиеся Я и не-Я, чтобы

"логически строго" перейти от основоположений наукоучения к пониманию

человека. С другой стороны, характер и направленность всех этих

основополагающих размышлений наукоучения будут непонятными, если сразу не

принять в расчет, какое именно Я, т. е. какую интерпретацию человека имеет

в виду Фихте. "Я действительного сознания, — пишет он, — есть, во всяком

случае, особенное и определенное; оно также представляет личность среди

многих личностей, из которых каждая для себя, в свою очередь, называет себя

"я" — и именно до сознания этой личности наукоучение доводит свое

выведение. Нечто совершенно другое представляет собой то Я, из которого

исходит наукоучение; оно лишь не что иное, как тождество сознающего и

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты