Фридрих Ницше: ОПЫТ КРИТИКИ ХРИСТИАНСТВА
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет Менеджмента
Фридрих Ницше:
опыт Критики христианства
Реферат по философии
Преподаватель - Ростошинский
1999 год
Фридрих Ницше: опыт критики христианства
Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 году в местечке Реккен в
Тюрингии, входившей в то время в состав Пруссии. Отец Ницше был
протестантским священником, мать – дочерью пастора. После смерти отца в
1849 году семейство перебирается в Наумбург, где Фридрих Ницше поступает в
гимназию. Домашнее воспитание, пронизанное духом протестантского
благочестия, в окружении матери, сестры, теток наложило отпечаток на Ницше:
он с детства хорошо знал библию, любил поэзию и музыку. Его мягкие манеры,
рассудительность, вежливый тон вызывали постоянные насмешки над «маленьким
пастором», как его окрестили одноклассники.
Гимназия давала основательное образование, особенно в области
классической филологии. Неудивителен поэтому выбор Ницше: хотя в Боннском
университете он сначала, по желанию матери, записался на теологический
факультет, но через год, осенью 1865, сменил богословие на классическую
филологию. Вслед за своим профессором, известным филологом, Ницше
перебирается в Лейпциг, где и заканчивает университет. Будучи студентом,
Ницше пишет настолько квалифицированные исследования, что его профессор
рекомендует еще не окончившего университетский курс Ницше на место
профессора классической филологии в Базельском университете. Сдав экзамены,
быстро получив докторскую степень за уже опубликованные студенческие
работы, Ницше перебирается в Базель, где с 1869 года преподавал
классическую филологию.
Уже в гимназических сочинениях Ницше был виден незаурядный
литературный талант. У него появились и первые сомнения в достоверности
священного писания. В апреле 1864 года Ницше создал два философско-
поэтических эссе: «Рок и история» и «Свобода воли и рок», где содержатся
чуть ли не все основные идеи его будущих произведений. Во втором эссе
самыми примечательными кажутся резкие выпады Ницше против христианской идеи
потустороннего мира: «То, что Бог становится человеком, указывает лишь:
человек должен искать свое блаженство не в бесконечности, а создать свое
небо на земле; иллюзия неземного мира исказила отношение человеческого духа
к миру земному: она была созданием детства народов… В тяжких сомнениях и
битвах мужает человечество: оно осознает в самом себе начало, сердцевину и
конец религий». Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позже.
В 1882 году Ницше написал в Генуе «Веселую науку», в одном из
фрагментов которой – «Безумном человеке» - возникает тема «смерти Бога»,
авторитет Бога и церкви исчезает, на их место приходит авторитет совести,
авторитет разума. В 1883 году Ницше всего за несколько месяцев написал
книгу «Так говорил Заратустра», первая часть которой заканчивается словами:
«Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек».
Сверхчеловек Ницше – это результат культурно-духовного совершенствования
человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, что он
образует новый и особый биологический тип. Сверхчеловек – это нравственный
образ, означающий высшую ступень духовного расцвета человечества,
олицетворение новых моральных идеалов, этот сверхчеловек приходит на место
умершего Бога, он должен вести человечество к совершенству, должен
восстановить в силе все качества человека.
Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в
вечное существование по милости Бога в потустороннем мире. Ему казалось
абсурдом то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и
Евы, он высказал поразительную мысль о том, что чем сильнее воля к жизни,
тем ужаснее страх смерти. И как можно жить, не думая о смерти, а зная о ее
неумолимости и неизбежности, не бояться ее?
Перед лицом смерти мало кто найдет в себе мужество сказать, что «Бога
нет». Достоинство сверхчеловека появляется из преодоления страха смерти, но
совершенно по иному, чем в христианстве. В то время как христианин не
боится смерти, поскольку верит в данную ему Богом вечную жизнь, то
сверхчеловек Ницше не боится смерти, хотя не верит ни в Бога, ни в
бессмертие, он сам себя чувствует Богом. Ницше говорит, что мужественный
высший человек «с гордостью» созерцает бездну. Люди верят в Бога только
потому, что боятся смерти. Тот, кто победит страх смерти, сам станет Богом.
Свою мечту о совершенстве люди в прошлые века воплотили в идее о
существовании Бога как высшей и совершенной личности и тем самым признали
невозможность достижения совершенства, ибо Бог – это потустороннее,
недоступное, непостижимое бытие. Смерть Бога потребовалась Ницше для
утверждения жизни сверхчеловека как высшего идеала земного существования
человека. Сверхчеловек Ницше предстает земным, посюсторонним и вроде бы
вполне достижимым идеалом, устремляясь к которому человек приобретает
реальную возможность преодолеть свое несовершенное состояние и стать выше
самого себя.
У Ницше аргументация сведена к минимуму и фрагментарна. Речь не идет о
теоретическом опровержении Бога. Констатация факта «Бога нет» не играет
решающей роли, хотя, разумеется, Ницше не утверждает и обратного. Он не
придает особого значения теоретическому обоснованию этого высказывания.
Существует Бог или нет, - это не так уж и важно, хотя Ницше считает, что
Бога нет. Главное для Ницше то, что вера в Бога вредна, что эта вера
парализует и порабощает. Что означают слова «Бог мертв»? – То, что мир
лишился своего смысла. Значит, необходимо наполнить мир иным смыслом,
вместо умерших ценностей утвердить новые. «Умерли все боги, теперь мы
хотим, чтобы жил сверхчеловек», - говорит Заратустра. Смерть Бога открывает
возможность свободы создания новых ценностей и сверхчеловека.
После «Заратустры» все созданное ранее казалось Ницше столь слабым,
что у него возник замысел переписать прежние работы, но из-за своей
физической слабости он ограничился лишь новыми предисловиями к уже вышедшим
книгам. И вместо ревизии прошлого Ницше создает «прелюдию к философии
будущего» – книгу «По ту сторону добра и зла», в которой предсказывал
катастрофические процессы будущего.
В 1888 году Ницше начинает подготовку фундаментального труда, который
должен был бы вместить в себя всю его философию. У него сложился следующий
план книги «Переоценка всех ценностей»: Книга первая. Антихристианин: опыт
критики христианства. Книга вторая. Вольный дух: критика философии как
нигилистического движения. Книга третья. Имморалист: критика невежества как
самого фатального рода, повседневной морали. Книга четвертая. Дионис:
философия вечного возвращения.
Ницше набросал около 400 заметок для «главного сочинения» всей жизни,
которые после его смерти были собраны и объединены его сестрой в книгу
«Воля к власти». Долгое время эта книга считалась главным его сочинением,
но на деле представляла собой фальсификацию: эти и иные разрозненные записи
Ницше были скомпонованы так, чтобы Ницше мог выглядеть идеологом
германского национализма, а впоследствии и нацизма. В действительности
такого труда как «Воля к власти» не существовало. Таким образом, написанный
в сентябре 1888 года «Антихристианин» является первой и единственной
законченной частью главного философского труда Ницше, а критика
христианства является лишь одним из элементов его учения.
К рукописи работы «Антихристианин» самим Ницше был приклеен набросок
следующего содержания:
«Закон против христианства - издан в День Спасения, первый день
Первого Года (30 сентября 1888 г. ложного календаря). Смертельная война
пороку: порок есть христианство.
Тезис 1. Порочность есть всякого рода противоестественность.
Порочнейшим человеком является священник, он учит противоестественному.
Против священника нужны не доводы, а каторга.
Тезис 2. Всякое участие в богослужении есть покушение на общественную
нравственность. Нужно быть суровее к протестантам, чем к католикам, суровее
к либеральным протестантам, чем к правоверным. Чем ближе к науке
принимающий участие в христианской службе, тем он преступнее.
Следовательно, преступником из преступников является философ.
Тезис 3: Достойные проклятия места, где христианство высиживало свои
яйца-базилики, должны быть сровнены с землей. Как безумные места Земли они
должны стать ужасом для всего мира. Там должно разводить ядовитых гадов.
Тезис 4: Проповедь целомудрия есть публичное побуждение к
противоестественности. Любое презрение к половой жизни, любое загрязнение
ее понятием «нечистое» есть грех против святого духа жизни.
Тезис 5: Запрещается есть за одним столом со священником: этим человек
исключает себя из порядочного общества. Священник – это наш чандала –
должен быть объявлен вне закона, его должно морить голодом, гнать во
всякого рода пустыни.
Тезис 6: Должно называть священную историю теми именами, каковых она
заслуживает, а именно проклятая история; должно пользоваться словом «бог»,
«спасение», «избавитель» как ругательствами, клеймом преступника.
Тезис 7: Все остальное следует из вышеизложенного.
Антихрист».
В чем же Ницше обвинял христианство? В том, что христианство - это
религия сострадания, религия слабых и больных людей, что христианство ведет
к несвободе и несопротивлению человека, что христианство оперирует сплошь
воображаемыми понятиями, что оно возводит «греховность» человека и что,
наконец, религия и наука несовместимы.
Христианство подхватило вымышленный Платоном истинный,
сверхчувственный, потусторонний мир высших идеалов, норм, принципов, целей
и ценностей, который был возведен над земной жизнью, чтобы придать
последней порядок и внутренний смысл. Поскольку потусторонний мир понимался
как совершенный, безусловный, абсолютный, истинный, добрый, прекрасный,
желанный, постольку земной мир, в котором живут люди со всеми своими
делами, заботами, трудностями и лишениями, представлялся в качестве лишь