Фридрих Ницше: ОПЫТ КРИТИКИ ХРИСТИАНСТВА

Фридрих Ницше: ОПЫТ КРИТИКИ ХРИСТИАНСТВА

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Факультет Менеджмента

Фридрих Ницше:

опыт Критики христианства

Реферат по философии

Преподаватель - Ростошинский

1999 год

Фридрих Ницше: опыт критики христианства

Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 году в местечке Реккен в

Тюрингии, входившей в то время в состав Пруссии. Отец Ницше был

протестантским священником, мать – дочерью пастора. После смерти отца в

1849 году семейство перебирается в Наумбург, где Фридрих Ницше поступает в

гимназию. Домашнее воспитание, пронизанное духом протестантского

благочестия, в окружении матери, сестры, теток наложило отпечаток на Ницше:

он с детства хорошо знал библию, любил поэзию и музыку. Его мягкие манеры,

рассудительность, вежливый тон вызывали постоянные насмешки над «маленьким

пастором», как его окрестили одноклассники.

Гимназия давала основательное образование, особенно в области

классической филологии. Неудивителен поэтому выбор Ницше: хотя в Боннском

университете он сначала, по желанию матери, записался на теологический

факультет, но через год, осенью 1865, сменил богословие на классическую

филологию. Вслед за своим профессором, известным филологом, Ницше

перебирается в Лейпциг, где и заканчивает университет. Будучи студентом,

Ницше пишет настолько квалифицированные исследования, что его профессор

рекомендует еще не окончившего университетский курс Ницше на место

профессора классической филологии в Базельском университете. Сдав экзамены,

быстро получив докторскую степень за уже опубликованные студенческие

работы, Ницше перебирается в Базель, где с 1869 года преподавал

классическую филологию.

Уже в гимназических сочинениях Ницше был виден незаурядный

литературный талант. У него появились и первые сомнения в достоверности

священного писания. В апреле 1864 года Ницше создал два философско-

поэтических эссе: «Рок и история» и «Свобода воли и рок», где содержатся

чуть ли не все основные идеи его будущих произведений. Во втором эссе

самыми примечательными кажутся резкие выпады Ницше против христианской идеи

потустороннего мира: «То, что Бог становится человеком, указывает лишь:

человек должен искать свое блаженство не в бесконечности, а создать свое

небо на земле; иллюзия неземного мира исказила отношение человеческого духа

к миру земному: она была созданием детства народов… В тяжких сомнениях и

битвах мужает человечество: оно осознает в самом себе начало, сердцевину и

конец религий». Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позже.

В 1882 году Ницше написал в Генуе «Веселую науку», в одном из

фрагментов которой – «Безумном человеке» - возникает тема «смерти Бога»,

авторитет Бога и церкви исчезает, на их место приходит авторитет совести,

авторитет разума. В 1883 году Ницше всего за несколько месяцев написал

книгу «Так говорил Заратустра», первая часть которой заканчивается словами:

«Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек».

Сверхчеловек Ницше – это результат культурно-духовного совершенствования

человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, что он

образует новый и особый биологический тип. Сверхчеловек – это нравственный

образ, означающий высшую ступень духовного расцвета человечества,

олицетворение новых моральных идеалов, этот сверхчеловек приходит на место

умершего Бога, он должен вести человечество к совершенству, должен

восстановить в силе все качества человека.

Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в

вечное существование по милости Бога в потустороннем мире. Ему казалось

абсурдом то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и

Евы, он высказал поразительную мысль о том, что чем сильнее воля к жизни,

тем ужаснее страх смерти. И как можно жить, не думая о смерти, а зная о ее

неумолимости и неизбежности, не бояться ее?

Перед лицом смерти мало кто найдет в себе мужество сказать, что «Бога

нет». Достоинство сверхчеловека появляется из преодоления страха смерти, но

совершенно по иному, чем в христианстве. В то время как христианин не

боится смерти, поскольку верит в данную ему Богом вечную жизнь, то

сверхчеловек Ницше не боится смерти, хотя не верит ни в Бога, ни в

бессмертие, он сам себя чувствует Богом. Ницше говорит, что мужественный

высший человек «с гордостью» созерцает бездну. Люди верят в Бога только

потому, что боятся смерти. Тот, кто победит страх смерти, сам станет Богом.

Свою мечту о совершенстве люди в прошлые века воплотили в идее о

существовании Бога как высшей и совершенной личности и тем самым признали

невозможность достижения совершенства, ибо Бог – это потустороннее,

недоступное, непостижимое бытие. Смерть Бога потребовалась Ницше для

утверждения жизни сверхчеловека как высшего идеала земного существования

человека. Сверхчеловек Ницше предстает земным, посюсторонним и вроде бы

вполне достижимым идеалом, устремляясь к которому человек приобретает

реальную возможность преодолеть свое несовершенное состояние и стать выше

самого себя.

У Ницше аргументация сведена к минимуму и фрагментарна. Речь не идет о

теоретическом опровержении Бога. Констатация факта «Бога нет» не играет

решающей роли, хотя, разумеется, Ницше не утверждает и обратного. Он не

придает особого значения теоретическому обоснованию этого высказывания.

Существует Бог или нет, - это не так уж и важно, хотя Ницше считает, что

Бога нет. Главное для Ницше то, что вера в Бога вредна, что эта вера

парализует и порабощает. Что означают слова «Бог мертв»? – То, что мир

лишился своего смысла. Значит, необходимо наполнить мир иным смыслом,

вместо умерших ценностей утвердить новые. «Умерли все боги, теперь мы

хотим, чтобы жил сверхчеловек», - говорит Заратустра. Смерть Бога открывает

возможность свободы создания новых ценностей и сверхчеловека.

После «Заратустры» все созданное ранее казалось Ницше столь слабым,

что у него возник замысел переписать прежние работы, но из-за своей

физической слабости он ограничился лишь новыми предисловиями к уже вышедшим

книгам. И вместо ревизии прошлого Ницше создает «прелюдию к философии

будущего» – книгу «По ту сторону добра и зла», в которой предсказывал

катастрофические процессы будущего.

В 1888 году Ницше начинает подготовку фундаментального труда, который

должен был бы вместить в себя всю его философию. У него сложился следующий

план книги «Переоценка всех ценностей»: Книга первая. Антихристианин: опыт

критики христианства. Книга вторая. Вольный дух: критика философии как

нигилистического движения. Книга третья. Имморалист: критика невежества как

самого фатального рода, повседневной морали. Книга четвертая. Дионис:

философия вечного возвращения.

Ницше набросал около 400 заметок для «главного сочинения» всей жизни,

которые после его смерти были собраны и объединены его сестрой в книгу

«Воля к власти». Долгое время эта книга считалась главным его сочинением,

но на деле представляла собой фальсификацию: эти и иные разрозненные записи

Ницше были скомпонованы так, чтобы Ницше мог выглядеть идеологом

германского национализма, а впоследствии и нацизма. В действительности

такого труда как «Воля к власти» не существовало. Таким образом, написанный

в сентябре 1888 года «Антихристианин» является первой и единственной

законченной частью главного философского труда Ницше, а критика

христианства является лишь одним из элементов его учения.

К рукописи работы «Антихристианин» самим Ницше был приклеен набросок

следующего содержания:

«Закон против христианства - издан в День Спасения, первый день

Первого Года (30 сентября 1888 г. ложного календаря). Смертельная война

пороку: порок есть христианство.

Тезис 1. Порочность есть всякого рода противоестественность.

Порочнейшим человеком является священник, он учит противоестественному.

Против священника нужны не доводы, а каторга.

Тезис 2. Всякое участие в богослужении есть покушение на общественную

нравственность. Нужно быть суровее к протестантам, чем к католикам, суровее

к либеральным протестантам, чем к правоверным. Чем ближе к науке

принимающий участие в христианской службе, тем он преступнее.

Следовательно, преступником из преступников является философ.

Тезис 3: Достойные проклятия места, где христианство высиживало свои

яйца-базилики, должны быть сровнены с землей. Как безумные места Земли они

должны стать ужасом для всего мира. Там должно разводить ядовитых гадов.

Тезис 4: Проповедь целомудрия есть публичное побуждение к

противоестественности. Любое презрение к половой жизни, любое загрязнение

ее понятием «нечистое» есть грех против святого духа жизни.

Тезис 5: Запрещается есть за одним столом со священником: этим человек

исключает себя из порядочного общества. Священник – это наш чандала –

должен быть объявлен вне закона, его должно морить голодом, гнать во

всякого рода пустыни.

Тезис 6: Должно называть священную историю теми именами, каковых она

заслуживает, а именно проклятая история; должно пользоваться словом «бог»,

«спасение», «избавитель» как ругательствами, клеймом преступника.

Тезис 7: Все остальное следует из вышеизложенного.

Антихрист».

В чем же Ницше обвинял христианство? В том, что христианство - это

религия сострадания, религия слабых и больных людей, что христианство ведет

к несвободе и несопротивлению человека, что христианство оперирует сплошь

воображаемыми понятиями, что оно возводит «греховность» человека и что,

наконец, религия и наука несовместимы.

Христианство подхватило вымышленный Платоном истинный,

сверхчувственный, потусторонний мир высших идеалов, норм, принципов, целей

и ценностей, который был возведен над земной жизнью, чтобы придать

последней порядок и внутренний смысл. Поскольку потусторонний мир понимался

как совершенный, безусловный, абсолютный, истинный, добрый, прекрасный,

желанный, постольку земной мир, в котором живут люди со всеми своими

делами, заботами, трудностями и лишениями, представлялся в качестве лишь

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты