религиозных ценностей. Отсюда в философии Ницше вытекает тотальный нигилизм
и переоценка всех ценностей.
Цель бытия человека Ницше видит в создании того, что выше человека, а
именно в создании сверхчеловека, который должен превосходить человека в той
же степени, в какой последний превосходит обезьяну. Взятый сам по себе,
человек в силу своего несовершенства не может быть целью для самого себя. В
цепи развития живого мира он представляет собой мост между животными и
сверхчеловеком, и поэтому содержанием его жизни является переход и гибель,
то есть не результат, а процесс становления, человек должен принести себя в
жертву земле, чтобы она стала землей сверхчеловека.
Раскрывая содержание христианской морали, Ницше отмечает, что это
мораль альтруизма, добра, любви к ближнему, сострадания и гуманизма.
Поскольку она является стадной моралью, не выражающей в себе естественные
жизненные инстинкты отдельно взятого человека, постольку ее утверждение и
поддержание в жизни людей возможно лишь только посредством принуждения.
Христианская мораль – это долг, которому все должны беспрекословно
подчиняться. Чтобы такое подчинение осуществилось и понадобилась идея Бога
как высшего нравственного идеала, авторитета и судьи, который не только
предписывает нравственные нормы, но и неустанно и скрупулезно следит за их
исполнением: наказывает грешников (пытками в аду) и поощряет праведников
(безмятежной жизнью в рае). Страх перед божьим наказанием является основным
мотивом морального поведения людей.
Одним из исходных и ключевых постулатов анализа особенностей
христианской морали у Ницше является тезис о наличии среди людей
прирожденных рангов, то есть о том, что люди не равны. По его мнению, в
зависимости от имеющейся у индивидов с рождения степени мощи и полноты воли
к власти, а также наличия у них физиологического превосходства люди делятся
на две породы (расы) – низшую (к которой относится подавляющее большинство
людей) и высшую (незначительное меньшинство). Сама природа выделяет сильных
духом, мускулами и посредственных людей, которых намного больше.
В этой связи в морали не может иметь силы положение «что справедливо
для одного, то справедливо и для другого». Так, если один признает
справедливыми такие моральные требования как «не убий», «не кради», то
другой может их оценить как несправедливые. Поэтому в обществе должно быть
столько моралей, сколько имеется среди людей рангов (слоев). Согласно
Ницше, «есть мораль господ и мораль рабов». При этом в жизни тех и других
возникают и утверждаются диаметрально противоположные моральные ценности.
Христианская мораль является недоразумением в силу прежде всего того,
что она призвана победить страсти и инстинкты с целью исправить человека и
сделать его лучше на основе требований разума. Однако, согласно Ницше,
подъем добродетельности несовместим с одновременным ростом ума и понимания,
а источник счастья заключается вовсе не в разуме, а в жизненных инстинктах.
Поэтому отказываться в морали от страстей и инстинктов – значит подрывать
корень человеческой жизни и тем самым придавать морали противоестественное
состояние. По мнению Ницше, всякая мораль отрицает жизнь, ибо направлена на
борьбу с инстинктами и влечениями человека.
Христианские моралисты пытались всеми силами заглушить, искоренить,
вырвать вон и тем самым очистить человеческую душу от скверны. Основанием
для этого служил тот факт, что страсти часто оказываются источником больших
бед. К тому же, будучи связаны со стремлением людей к мимолетным
удовольствиям и наслаждениям, они представлялись как проявление животного
начала в человеке, поэтому оценивались в качестве ненормальных и опасных
явлений. Когда индивид оказывается в подчинении у своих страстей, он
утрачивает способность разумного контроля за своим поведением и тем самым,
пусть временно, перестает быть мыслящим существом. Но в жизни человека
только то правильно и нормально, что направляется разумом. Отсюда делался
вывод, что человек не может быть «хорошим», пока не освободится от своих
дурных и предосудительных страстей.
Христианская мораль как инстинкт стада, как своеобразная иллюзия рода
является определенной тиранией и гнетом по отношению к отдельно взятой
личности, особенно и прежде всего высшей. Принуждая к выполнению
нравственного долга, она лишает человека свободы, независимости,
самостоятельности, активности, творчества и заставляет его жертвовать собой
для будущего. Быть моральным – значит оказывать послушание и повиновение
издревле установленному закону или обычаю. личность тем самым попадает в
зависимость от нравственных традиций. В этой связи оказывается, что
уважения в ней достойно лишь то, в какой мере она способна повиноваться.
Мораль долга требует от индивида постоянно держать себя в руках, то
есть неукоснительно руководствоваться и подчиняться ее раз и навсегда
установленным правилам, что при наличии неизбежных проявлений присущих ему
естественных побуждений и склонностей не может не порождать
раздражительность и внутреннее напряжение. выполняя одинаковые для всех
нормы нравственности, человек оказывается в своем поведении
запрограммированным на определенный стандарт и образ действия, что
уничтожает его индивидуальность, ибо не позволяет ему проявить себя.
Долг заставляет человека работать, думать, чувствовать без внутренней
необходимости, без глубокого личного выбора, без удовольствия, то есть
автоматически. Это ведет к обеднению личности, к ее самоотказу и отрицанию
ее уникальности. Попадая в сферу морали индивид обрекается кроме того на
постоянное болезненное недовольство собой, поскольку не в силах достичь
предписываемых ему нравственных идеалов и целей. Человек перестает
принадлежать себе и стремиться к достижению своих интересов, в которых как
раз и выражается воля его жизненных инстинктов. Тем самым человек начинает
выбирать и предпочитать не то, что ему нужно, а то, что ему вредно.
Ограничивающий свободу личности моральный долг посредством воспитания
внедряется в духовный мир человека в виде совести, представляющей собой
сознание вины и в то же время своеобразный внутренний трибунал, который
постоянно заставляет индивида находиться в подчинении у общества. Совесть –
это общественный долг, то есть стадный инстинкт, ставший внутренним
убеждением и мотивом поведения личности. Она осуждает поступок потому, что
он долгое время был осуждаем в обществе.
Отвергая христианскую мораль, основным понятием которой является
понятие вины, Ницше не мог не отвергать и совесть как сознание вины. Для
Ницше совесть предстает в качестве чисто негативного феномена, недостойного
какого-либо уважения. Ницше призывал «ампутировать» совесть, которая в его
понимании является только сознанием вины, ответственности, долженствования,
некоего суда…
Но место христианской морали Ницше предлагал мораль эгоизма
(имморали), когда поведение отдельно взятого человека предельно
раскрепощается. Эгоизм – это способ жизни человека за счет других. Для
эгоиста другие имеют значение только как средства. Целью же является он
сам, всегда и при любых обстоятельствах. Эгоизм выступает главным пунктом в
искусстве самосохранения личности и ее становления самой собой. Только в
морали эгоизма личность приобретает сознание своей бесконечной ценности.
Согласно Ницше, право на эгоизм должны иметь не все, а только высшие
люди, с жизнью которых якобы связано развитие человеческого рода.
Незнатные, слабые и посредственные люди не имеют права на эгоизм, поскольку
он ориентировал бы их на самоутверждение и отнимание места под солнцем у
высших людей. Поэтому «слабые и неудачники должны погибнуть: первое
положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом».
Христианство навязывает жизни воображаемый смысл, препятствуя тем
самым выявлению смысла истинного и заменяя реальные цели идеальными. В мире
же, в котором «Бог мертв» и не существует более моральной тирании, человек
остается одиноким и свободным. Но одновременно он становится и
ответственным за все существующее, ибо разум находит полное освобождение,
лишь руководствуясь осознанным выбором, лишь взваливая на себя определенные
обязательства. И если необходимости невозможно избежать, то истинная
свобода и заключается в ее полном принятии. принять мир земной и не тешить
себя иллюзиями о мире потустороннем – это означает господствовать над всем
земным. Ницше потому и отвергал христианство, что оно отрицает свободу
духа, самостоятельность и ответственность человека, превращает несвободу в
идеал, а смирение – в добродетель.
Литература
«Беспокойство духа», М.:Знание, серия «Философия и жизнь» №3/1992
1. «Сумерки богов» / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: перевод. -
М.:Политиздат, 1990.-398 с.
«Фридрих Ницше и русская религиозная философия» в двух томах / сост.
Войская И.Т., Минск, 1996
Виндельбанд В. «От Канта до Ницше» / пер. с нем. под ред.
А.И.Введенского. – М.: «Канон-пресс», 1998.- 496 с.
2. Делез Ж. «Тайна Ариадны» - Вопросы философии, №4/1993
Дудкин В.В. «Достоевский и Ницше (проблема человека)»,- Петрозаводск,
1994.- 153 с.
3. Игнатов А. «Черт и сверхчеловек. предчувствие тоталитаризма Достоевским
и Ницше» – Вопросы философии, №4/1993
Кучевский В.Б. «Философия нигилизма Фридриха Ницше»,- М., 1996.- 166
с.
Немировская А.З. «Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла»,
М.:Знание, серия «Этика» №6/1991
Новиков А. «Так говорил Фридрих Ницше» – Аврора, №11-12/1992
4. Патрушев А.И. «Жизнь и драма Фридриха Ницше» – Новая и новейшая история,
№5/1993
5. Скворцов А. «Достоевский и Ницше о Боге и безбожии» - Октябрь, №11/1996
6. Ф. Ницше «Антихристианин: Опыт критики христианства»
Ф. Ницше «К генеалогии морали»
7. Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»
8. Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»
9. Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое»
Цвейг С. «Вчерашний мир», - М.:Радуга, 1991.– 544 с.
Шаповал С.И. «Этика Фридриха Ницше и современная буржуазная теория
морали» – автореферат, - Киев, 1988
Ясперс К. «Ницше и христианство», - М.:Медиум, 1993