кажущегося, несовершенного, ненастоящего, обманчивого, порочного мира.
Искусственно воздвигнутый истинный мир предстал в сознании людей неким
идеалом, которому были приданы соответствующие атрибуты в виде
разнообразных ценностей и целей, и который в связи с этим стал основой для
критики известного нам земного мира, ибо первый казался более ценным и
значимым, чем второй.
В связи с этим Ницше выступал против признания существования
идеального мира. Реально существующий мир – единственный мир, а некий
«идеальный мир» есть своеобразное повторение существующего мира. Этот
идеальный мир – целительный, утешающий мир иллюзий и фикций, это все, что
мы ценим и ощущаем как приятное. Он есть источник опаснейших покушений на
жизнь, величайших сомнений и всяческого обесценивания того мира, который мы
представляем собой. Так земная жизнь оказывается лишенной смысла и ценности
и начинает отвергаться.
При этом «совершенный» мир, по мнению Ницше, был создан на основе
страданий и бессилия людей. Те, кто презирает тело и землю ради
потустороннего мира, - это больные и умирающие. В глубине христианства
живет ненависть больных людей, инстинкт, направленный против здоровых
людей. Не обладая самостоятельностью, здоровьем, интеллектуальными
способностями, физической крепостью простолюдины, слабые, больные, усталые,
отверженные, обездоленные, посредственные, неудачники используют
христианскую мораль для оправдания недостатка мощи и уверенности в себе и
для борьбы с сильными и независимыми людьми.
Именно они, «упадочные люди», а не сильные личности, нуждаются во
взаимопомощи, сострадании, милосердии, любви со стороны окружающих,
человечности. Без этого они просто бы не сумели выжить и тем более навязать
свое господство и отомстить за себя и за свою врожденную ущербность и
неполноценность. Высшим же людям такого рода моральные ценности не только
не нужны, но и вредны, ибо обессиливают их души. Они поэтому разделяют
ценности противоположного характера, которые связаны с утверждением
инстинкта воли к жизни и власти. В книге «По ту сторону добра и зла» Ницше
пишет, что «всюду, где только появляется на земле религиозный невроз, мы
встречаем его в связи с тремя опасными диетическими предписаниями:
одиночество, пост и половое воздержание».
Можно вспомнить известное положение Ницше, вызывающее много споров:
«Падающего - толкни». Какой смысл вкладывает философ в этот сам по себе
неприглядный тезис? Ницше прежде всего имеет в виду критику христианства в
связи с тем, что христианство называют религией сострадания, в Библии
сострадание возведено в ранг первой добродетели… Сострадание же, считает
Ницше, «есть расточительность чувства, вредный для морального здоровья
паразит… оно патологично… это – зараза», сострадание уменьшает энергию
жизненного чувства, разносит «заразу страдания» - оно воздействует
угнетающе. Сострадая кому-то, человек сам слабеет. Сострадание во много
крат увеличивает потери силы, страдания же и без того дорого обходятся.
Ницше считает, что сострадание парализует закон развития – закон селекции,
когда слабые и больные должны умереть, чтобы дать дорогу сильным и
здоровым; сострадание поддерживает жизнь в том, что созрело для гибели.
Поэтому: «Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего
человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть. Что вреднее любого порока? –
сострадать слабым и калекам – христианство…»
Любая религия появилась из страха и нужды, когда люди не знали ничего
о природе и ее законах, все было проявлением мистических сил, которых можно
было умиротворить путем молитв и жертвоприношений. Ницше пишет, что
христианство ни в одной точке не соприкасается с действительностью, в
религии присутствуют сплошь выдуманные понятия: Бог, душа, дух, грех, кара,
искупление, благодать, страшный суд, вечная жизнь… Христианство
противопоставляет духовное (чистое) и природное (грязное). И, как пишет
Ницше, «этим все объясняется». У кого есть причины ненавидеть природное,
реальное? -–У того, кто от этой реальности страдает. А страдают от
действительности слабые и больные, которых сострадание поддерживает «на
плаву»…
Церковь же возводит в ранг святых больных или безумцев, а «высшие»
состояния души, религиозный экстаз напоминают Ницше эпилептоидные
состояния… Вспомним, как в российских деревнях дурачки и помешанные
считались святыми людьми, а их слова – пророчествами… Вспомним слова из
Библии: «… бог избрал немудрое мира … и немощное мира избрал бог … и
незнатное мира и уничиженное…»! А чего стоит образ Бога, распятого на
кресте! – Ницше пишет: «Неужели до сих пор не понятно ужасное коварство
этого символа? Божественно все страдающее…» Божественны мученики,
страдавшие за веру… Но ведь мученичество не доказывает истинность, не
меняет ценность дела, за которое люди принимают мучения. Для Ницше сама
идея жертвы на благо человечества была чем-то нездоровым, противоречащим
самой жизни. Христос жертвует собой ради человека, во искупление грехов
человеческих и примирения человека с Богом, и Ницше пишет: «бог принес
своего сына на заклание ради прощения грехов. Вот и покончено с евангелием,
да как! Искупительная жертва, да еще в самой отвратительной, варварской
своей форме – невинного приносят в жертву за грехи виновных!»
Христианство возникло, чтобы облегчить жизнь человека, но теперь оно
должно сначала отяготить их жизнь сознанием греховности, чтобы потом иметь
возможность облегчить их. Церковь устроила все так, что без нее теперь ни
шагу: все естественные события (рождение, свадьба, смерть) теперь требуют
присутствия жреца, который бы «освятил» событие. Христианство проповедует
греховность и презренность человека вообще, так что уже невозможно
презирать других людей. Путем выдвижения чрезмерных требований, сравнения
человека с совершенным Богом церковь заставляет человека чувствовать себя
греховным, дурным, ему становятся нужны сверхъестественные силы, чтобы
снять это бремя, чтобы «спастись» от «греховности», но когда отпадает
представление о Боге, то отпадает и чувство «греха» как нарушения
божественных предписаний.
Инстинктивная ненависть к реальности, неприятие антипатии, вражды, как
следствие болезненности, ведут только к тому, что человеку не хочется
сопротивляться, не хочется бороться с этой действительностью – и появляется
христианство, религия любви, то есть несопротивления и покорности. «Не
противиться, не гневаться, не призывать к ответу… И злу не противиться –
любить его». Уже в ранней юности Ницше записывал мысли, предвосхищающие его
позднейшую критику христианства: мировая скорбь, которую порождает
христианское миросозерцание, есть ни что иное как примирение с собственным
бессилием, благовидный предлог, извиняющий собственную слабость и
нерешительность, трусливый отказ от созидания собственной судьбы.
Религия – это заблуждение, еще никакая религия ни прямо, ни косвенно
не содержала истины. Ницше пишет: «Религия типа христианской, ни в одной
точке не соприкасающаяся с действительностью и немедленно гибнущая, как
только мы признаем правоту действительности хотя бы в одной точке, такая
религия не может не враждовать с «мудростью мира сего», сиречь с наукой, -
она благословит все средства, пригодные для того, чтобы отравить,
оклеветать, осрамить дисциплину духа, честность и строгость в делах,
затрагивающих совесть духа, благородную холодность и независимость духа…
Нельзя быть филологом и врачом и не быть при этом антихристианином. Ведь
филолог видит, что стоит за «священными книгами», а врач видит, что стоит
за физиологической деградацией типичного христианина».
Вот как Ницше интерпретирует знаменитую историю изгнания Адама и Евы
из рая: Бог –само совершенство – прогуливается по саду и ему скучно. Он
решает создать человека, Адама, но и Адаму тоже становится скучно… Тогда
бог создал животных, но они не развлекали человека, он был «господином»…
Бог создает женщину, но это было ошибкой! Ева подбивает Адама вкусить плод
от дерева познания, и человек стал соперником бога – ведь благодаря знанию
становишься как бог… «Наука запретна как таковая, она одна и находится под
запретом. Наука – первый грех, зародыш всякого греха, первородный грех».
Надо было заставить человека забыть о науке, человек не должен думать – и
бог создал боль и болезни, нищету, дряхлость, смерть… Но человек продолжает
думать, «дело познания растет, высится… несет с собой сумерки богам»!
Религия является для общества тормозящим, мешающим, негативным
фактором. Религия служит массам, это оружие черни и рабов. В христианстве
находит свое выражение ненависть черни, рядового человека к благородным…
Бог, святость, любовь к ближнему, сострадание – предрассудки, выдуманные
теми, чья жизнь пуста и монотонна. Вера в Бога не возвышает и не
одухотворяет человека, а, напротив, сковывает его и лишает свободы.
Свободному человеку Бог не нужен, ибо он сам для себя высшая ценность.
Церковь для Ницше – смертельный враг всего благородного на земле. Она
отстаивает рабские ценности, стремится растоптать всякое величие в
человеке. Ницше пишет: «В христианстве на первый взгляд выходят инстинкты
угнетенных и порабощенных: в нем ищут спасения низшие сословия»,
«Христианство – это восстание пресмыкающихся по земле против всего, что
стоит и высится: евангелие «низких» принижает», «Христианство вело борьбу
не на жизнь, а на смерть с высшим типом человека, оно предало анафеме все
основные его инстинкты и извлекло из них зло… Христианство принимало
сторону всего слабого, низкого, уродливого; свой идеал оно составило по
противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе».
У Ницше вопрос веры связан с проблемой морали, ценностей и поведения
человека. Смысл и цель, с которой Ницше объявил войну христианству, - это
упразднение морали. Смерть Бога открывает человеку возможность творческой
свободы для создания новых ценностных миров. В гибели заложено возрождение.
На место духовных ценностей, связанных с идеей Бога, Ницше ставит
диаметрально противоположные ценности, вытекающие из потребностей и целей
реальной жизни сверхчеловека. Приход сверхчеловека обусловлен процессом
становления человека, отвержением бытия Бога и связанных с ним моральных и