Грядущий миропорядок

общепринятом согласии на мирную передачу власти одной (побежденной) партии

другой (победившей) партии в ходе избирательного процесса. Важно учесть,

что именно через институт выборов, именно через избирательный процесс

политическая культура в наибольшей степени воздействует на политическое

поведение. Характерно не только и не столько возможно более полное участие

масс в принятии политических решений, сколько открытая конкуренция с целью

завоевания тех или иных правительственных постов и контроль над

деятельностью тех, кто находится у власти.

Акт участия в выборах уже сам по себе увеличивает веру граждан в

законность и ответственность правительства. Для многих из них сам факт

участия в голосовании имеет чуть ли не ритуальное значение. Как не без

основания отмечает политолог Б. Гинзбург, влияние участия в избирательном

процессе аналогично влиянию организованной религии на отдельных индивидов,

которые подчиняются принципу отправления веры в выбранной ими церкви. Здесь

сам факт отправления веры важнее выбора церкви, в которой этот акт

осуществляется.

Еще со времен Аристотеля считается, что демократические системы

сохраняют жизнеспособность и эффективно функционируют в силу активного

участия граждан в делах общества, обеспечения высокого уровня информации о

состоянии общественных дел и широко распространенного чувства гражданской

ответственности. Что касается современных условий парламентской

демократии, всеобщего голосования, плюрализма партий и политических

организаций, представляющих разного рода заинтересованные группы, то

очевидно, что ни одно правительство не может завоевать власть без согласия

и доброй воли большинства избирателей. Здесь состояние умов общества,

социально психологический климат, общественное мнение имеют немаловажное

значение.

Либерально-демократическая модель включает принцип “согласие не

соглашаться” с мнениями и позициями других членов или групп общества. В

таком случае при решении сколько-нибудь значимых проблем в идеале

отвергается волевое навязывание позиций одной части общества другой его

части. Где нет свободы несогласия, там нет и не может быть демократии,

независимо от того, как она называется - “народной”, “либеральной”,

“буржуазной”, “социалистической” и т.д. Обращает на себя внимание

отмеченная выше расщепленность позиций значительной части людей, с одной

стороны как личностей, членов гражданского общества, с другой стороны. как

граждан государства, членов политического сообщества.

О расщепленности политической и общественной сфер свидетельствует, в

частности, наблюдающийся у многих англичан, американцев, французов и т.д.

разрыв между тем, как они ведут себя в повседневной, так сказать, мирской

жизни, и их идейно-политическими позициями. Зачастую личные вкусы,

предпочтения, симпатии и антипатии людей во взаимоотношениях между собой

могут, порой существенно, не совпадать с их идейными и партийно-

политическими позициями. Здесь нет той тотальности личности, которая

характерна для тоталитарного общества, где, как правило, политические,

идеологические, философские и просто жизненные позиции людей как бы слиты в

интегральном единстве, в результате чего личные симпатии и антипатии во

многом определяются политическими и идеологическими установками и

предпочтениями. В странах с устойчивыми либерально-демократическими

традициями нередки случаи, когда люди, будучи друзьями в повседневной жизни

или близкими родственниками, могут принадлежать к различным, зачастую

конкурирующим и даже враждующим друг с другом политическим партиям или

лагерям. Нам не всегда понятны такие, например, явления, как дружба

представителя левого либерализма и идеолога правого радикализма в США,

принадлежность мужа и жены или отца и сына к разным партиям, поведение

английский парламентариев, которые чуть ли не врукопашную дерутся на

сессиях парламента, а вне его стен являются друзьями.

Исключая монополию на власть со стороны какого-либо одного лица,

социальной группы, партии и т.д., либерально-демократическая модель

постулирует идею самого широкого выбора во всех сферах общественной жизни.

Основополагающее значение с данной точки зрения имеет свобода

экономического выбора. Здесь в качестве разумеющихся, самоочевидных

постулатов принимаются идеи частной собственности, свободного рынка,

свободного предпринимательства. Наиболее рьяные приверженцы этих идей

рассматривают индивидуализм и свободную конкуренцию в условиях свободного

рынка в качестве естественных законов, не подвластных действиям отдельных

людей и общественных институтов, политических партий и государства.

Считается , что свобода, равенство, конкуренция и индивидуализм в условиях

саморегулирующегося рынка в рамках гражданского общества способны

обеспечить социальную гармонию и прогресс.

В либерально-демократической модели важное место занимает проблема

соотношения свободы, равенства и справедливости. Здесь наблюдается

множество противоречий, различий, оттенков, переходных ступеней от

откровенной апологии неравенства до признания социального равенства, от

приверженности либертаристски трактуемой идее анархической свободы до

признания в тех или иных сферах жестких ограничений на индивидуальную

свободу со стороны государств. В целом зачастую предпочтение отдается

равенству возможностей, с которым отождествляется справедливость, перед

социальным равенством, равенству стартовых условий перед равенством

результатов.

Но вместе с тем в глазах носителя либерально-демократической модели

политической культуры право, правовая система представляют собой гарант

свободы отдельного индивида в выборе по собственному усмотрению морально-

этических ценностей, сферы их деятельности. По его мнению, закон призван

гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, жилища,

частной жизни, духовную свободу. В обществе должен господствовать закон, а

не люди, функции государства состоят в регулировании отношений между

гражданами на основе закона. Для него самоочевидной истиной являются право

участия в политическом процессе, соблюдение определенных правил игры между

политическими партиями, разного рода заинтересованными группами, ротация

власти в процессе всеобщих выборов на всех уровнях власти, другие нормы и

принципы парламентаризма и плюралистической демократии.

Следует учесть, что в развитых странах Запада средний гражданин в

повседневной жизни при нормальных условиях лишь спорадически соприкасается

с государством, зачастую имея лишь весьма смутное представление о

политических событиях, происходящих в “коридорах власти” и “столицах”, за

пределами своей общины, деревни, городка. Более того, для него государство

нечто отдаленное, чуждое, вмешательство которого в частные дела

нежелательно и гарантировано обычаем, традицией и законом. Например,

значительной части американцев присущи недоверие и даже неприязненное

отношение к государству, государственным институтам и отождествляемой ими

политике вообще. Общеизвестен еще тот факт, что американцы отдают

предпочтение правительствам штатов перед федеральным правительством,

органам местного самоуправления перед правительствами штатов, семье, общине

и индивиду перед обществом в целом.

Для значительной части населения стран Запада характерно

амбивалентеное отношение к государству и связанным с ним институтам. С

одной стороны, в их глазах государство - это источник и гарант закона и

морали, без сильного государства общество может оказаться во власти

анархии. Здесь обнаруживается склонность к позитивному, зачастую даже

авторитарному отношению к государству. С другой стороны, в их глазах

чрезмерно раздутое государство может оказаться инструментом подавления и

нарушения прав личности. При необходимости выбора между индивидом и

обществом значительная часть людей , придерживается консервативных

воззрений, на первое место ставит общество. По их мнению , это последнее,

будучи значительно шире правительства, исторически, этнически и логически

выше отдельного индивида. Права отдельного человека носят одновременно и

естественный, и социальный характер: естественный, потому что принадлежат

человеку, созданному самим богом в качестве неотъемлемого элемента великого

плана природы, а социальный, потому что человек может реализовать эти права

лишь в организованном обществе. Правительство же является политическим

оружием общества, призванным обеспечивать и защищать права человека. Для

наиболее консервативной части данной категории людей власть - это

предпосылка всех свобод. Придавая первостепенное значение закону и порядку,

авторитету и дисциплине, они склонны высказываться за восстановление

авторитета и престижа власти и правительства. Они убеждены в том, что

современное общество нуждается в повиновении и послушании, и для достижения

этих целей государство вправе принимать соответствующие меры.

Все это, естественно, усложняет выявление политических предпочтений

основных категорий населения, особенно это касается государства и

важнейших государственно-политических институтов. политике вмешательства

государства в экономические и социальные процессы. Достижение ясности в

этом вопросе затрудняется также тем, что здесь противоречия, так сказать, в

горизонтальном разрезе совмещаются с противоречиями по вертикальной линии

между идеологическим и практическим, теоретическим и обыденным уровнями

сознания.

В либерально-демократической модели политической культуры

политическому плюрализму соответствует религиозный и идеологический

плюрализм. Здесь и религия, и идеология, которые при всех их различиях

эпистемологического, сущностного и концептуального характера в

методологическом плане представляют собой однопорядковые явления, отделены

от государства. Парламентская демократия с ее этно-культурным, социальным,

социокультурным и иными формами плюрализма не приемлет ни государственной

религии, ни государственной идеологии. Здесь идеология, равно как и

религия, отделена от государства, хотя, как представляется, нет каких-либо

законодательных актов, узаконивающих это положение. Признав плюрализм

интересов и партий, религиозных, этно-культурных, социально-экономических и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты