Грядущий миропорядок

России"? Или это мистически прорывающееся то здесь, то там буйство

"древнего родимого хаоса"? Рискну утверждать, что причины более

прозаические.

Прежде всего далеко не бесспорно, что тоталитаризация насаждается

политически и в политической сфере, что это насаждение идет как бы сверху

вниз - режим, государство, политическая система, всеобщий человеческий

мир. Скорее наоборот -гомогенизацией чреваты неполитические сферы, прежде

всего социальные сообщества. Недаром массовидность прежде всего связывает с

тоталитаризмом Ханна Арендт.

В условиях форсированной модернизации возникает искушение просто

отбросить старые, "отжившие" политические структуры и заменить их

новыми. В результате новые структуры несут как бы двойную нагрузку:

осуществляют те функции, к которым они предназначены, и те, которые

осуществлялись разрушенными структурами, но о которых система "помнит".

Получается своеобразное явление дедифференциации.

Дедифференцированные и недифференцированные политические структуры

современности отличаются немалыми чертами сходства. Одна из важнейших -

предрасположенность к дисфункциям, т.е. разрушительным или по меньшей мере

контрпродуктивным проявлениям функциональных возможностей соответствующих

структур. Среди дисфункций модернизации наиболее ярко и разрушительно

проявились тоталитарные тенденции.

Природа тоталитаризма как навязывания политическому режиму,

государству или всей политической системе принудительной гомогенности

связана с однозначной трактовкой и тем самым с извращением

функциональности такого процесса, как массовизация. Форсированное

создание однородной национальной (этническое государство национал-

социалистов) или социальной (пролетарское государство коммунистов) массы

отрывает тоталитаризуемое гражданское общество от его корней и истоков,

парадоксальным образом сближает с наиболее архаичными моделями общинной,

первобытной гомогенности, провоцирует активизацию протополитических

средств организации, прежде всего прямого принудительного насилия.

Таким образом следует различать тоталитаризм как систему навязанной

гомогенности, внедренной в ходе форсированной модернизации, и

тоталитоидности как изначальную гомогенность протополитических

образований эпохи архаики.

Тоталитаризм может быть охарактеризован как явление современности

(модерности), непосредственно связанное с отчуждением в личностном плане и

с омассовлением - в политическом. Высокая, в идеале предельная степень

омассовления общества и отчуждения личности представляют собой его

сущностные признаки. Тенденции омассовления, нивелирования

субкультурных, сословных, корпоративных, региональных, местных и прочих

различий вполне определенно проявилась уже в ходе создания наций-

государств и отвечающих им всеобщих гражданских обществ, когда для

обеспечения целостности этих гигантских для своего времени образований

потребовались специальные скрепы в виде общенациональных норм языка,

культуры, права и т.п., а также в виде новой общенациональной общности -

массы равноправных граждан, образованной эмансипированными атомами-

индивидами. Надо было быть, конечно, Гоббсом, чтобы разглядеть в событиях

английской революции и предшествующих ей десятилетий атомизацию индивидов

и возникновение Левиафана, важность этих предпосылок для создания

современной политической системы с одной стороны, их разрушительность и

угрозу обернуться "войной всех против всех" с другой стороны. Отсюда

гоббсовский императив постоянных и бесконечных усилий по обузданию хаоса,

неустанного политического благоустройства перед лицом вечной угрозы

тоталитаризации в измысленной им форме тотальной "войны всех против

всех".

Еще явственней тоталитарные тенденции обозначились в годы Великой

французской революции (якобинский террор) и постреволюционного

бонапартистского режима (массовизация, создание мобилизованного общества и

т.п.). Вполне отчетливо некоторые тоталитарные тенденции проявились в

бисмарковской Германии. Однако наиболее яркое выражение эти тенденции

нашли в нынешнем столетии, когда массовое общество и массовые общественные

движения, массовые митинги и средства массовой информации, серийное

производство и стандартизированное потребление, всеобщее образование и

массовая культура формируют "одномерного человека" и столь же однозначные

стереотипы поведения.

В отличие от тоталитаризма первобытная тоталитоидность связана

прежде всего с протополитическими образованиями типа племени, соседской

общины или квазигосударственных автократических (самодержавных) структур,

формально воспроизводящих общинные отношения в державных масштабах при

безусловном подчинении и деспота-самодержца, и последнего представителя

самодержавного народа-войска единому родовому эпосу. Яркие примеры такого

тоталитоидного самодержавия - евразийское войско-община Чингиз-хана или

героическая экспансия раннего ислама.

Общей основой и тоталитаризма, и тоталитоидности является не только

гомогенность, но и крайне ослабленная институционализация.

Институты не даны как нечто вечное и неизменное. На деле приходится

сталкиваться с большей или меньшей выраженностью, проявлением того или

иного института. Институты вновь оказываются связаны с процессом, но на

этот раз не в масштабной перспективе всей политической системы, а в

своей собственной. Каждый институт, коль скоро он опосредует,

обозначает как свое, "схватывает" то или иное действие, роль, как бы

втягивается в череду действий. Обычно опосредованные институтами

действия далеко не в равной, а тем более не в полной мере проявляют свою

институциональную сущность. Далеко не каждое, например, действие

отдельного депутата в неком парламенте, а тем более за его пределами, в

достаточной мере отвечает комплексу принципов и норм парламентаризма.

Напротив, очевидно, что множество его действий лишь в очень малой степени

институционально опосредованы. Уровень такой опосредованности может

нарастать или уменьшаться. Институт как бы растворяется в процессе

институционализации как нарастающем закреплении действий и ролей или в

процессе деинституционализации как уменьшающемся закреплении функций и

ролей. Скажем, некий президент начинает действиями, вполне отвечающими

институту президентства, но постепенно начинает придавать им характер

самовольного "хозяйничанья в своей лавке" и кончает прямым самодурством.

Это уже явная деинституционализация президентства, своего рода

политическое самоубийство, самоимпичмент.

Разрушение последующих форм ведет к деинституционализации,

преобладанию непосредственных, спонтанных действий, дополитических

отношений. Социальное приятельство оказывается важнее формальной

политической упорядоченности, влияние весомее власти. В приведенном

примере президента, ставшего диктатором-самодуром,

институционализированные политические действия все больше и больше

вытесняются непосредственными и спонтанными порывами, отражающими

стихийную волю к господству данного человека и его "группы сверстников"

(простейшей социальной общности). За скобками, это уже другая

проблема, остается вопрос, кому и почему в данном случае выгодно

использовать и усугублять деинституционализацию президентства. Важно

отметить только, что институционализация и деинституционализация при всем

их жизненном значении для непосредственно вовлеченного политического

диктатора имеют и общее системное значение для всего политического целого.

Широкая и углубляющаяся деинституционализация вызывает аномию,

т.е. такое состояние большинства политических диктаторов, когда они

последовательно или непроизвольно уклоняются от выполнения известных им

институционализированных правил и норм.

Аномия фактически равнозначна эрозии политической системы, подрыву

политических начал и отношений, возобладанию дополитических, чисто

социальных императивов поведения. Политическое сообщество все больше

деградирует в некую аморфную общность, в лучшем случае гигантский аналог

"группы сверстников" или "малой группы", а в худшем - подобие "зоны"

или даже гоббсовской "войны всех против всех".

С другой стороны дополитические по природе непосредственные

узкосоциальные действия и отношения являются необходимой предпосылкой

образования собственно политических действий и отношений, а значит и

институтов. Ключевое значение в этом случае приобретает социализация,

включение индивидов в круг своих (социальное сообщество). Социализация,

однако, происходит уже в самых простых общностях. Она распространяется,

конечно, и на более сложные общности, например, на политические

сообщества. В этом случае природа социализации существенно изменяется.

Речь идет уже не просто об интеграции в некую общность, но и об определении

своего места в ней, об отношении не только к целому, но и к отдельным

институтам. В этом случае следует говорить о политической социализации

как о совершенно своеобразном феномене, существенно отличном от простой

социализации.

Предложенные доводы не означают, что нижним, дополитическим слоем

можно было бы пренебречь. Это было бы наивной и непростительной ошибкой.

Дополитическая стихия не только не отбрасывается, но полностью

сохраняется, проникая во все поры политической системы. Она, конечно,

несколько трансформируется, рационализуется и "цивилизуется" при этом.

Более того социальная стихия существенно воздействует на целостность

политической системы. Конкретные примеры вскрыты в описании Карлом

Шмиттом значения оппозиции свой/чужой в политике, хотя эта оппозиция

обладает несомненной дополитической природой.

Боязнь аномии с одной стороны и давление слишком высоких требований

к политической личности с другой порождают различные неврозы в политике,

наиболее типичным среди которых является "бегство от свободы"(Э.Фромм).

Фашизм и другие формы тоталитаризма дают немало примеров подобного бегства

от свободы. Процесс излечения от подобных политических неврозов связан с

развитием личностного начала в политике. С другой стороны развитие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты