Идея развития в философии и науке

Идея развития в философии и науке

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Аспирантура и докторантура

Кафедра философии

Реферат по курсу философии для

сдачи кандидатского экзамена

Идея развития в философии и науке

___________________________________________________________

(тема реферата)

Проверил:

MASTER

Выполнил:

STUDENT

Донецк 2003

ПЛАН

|ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... | 3 |

|1 ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ ……………………………….. | 5 |

|1.1 Сущность понятия «развитие» в философии ……………………... | 5 |

|1.2. Теоретический анализ понятия «развитие» в философии ……… | 7 |

|ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ………………... |11 |

|2.1 Историческое развитие философских взглядов на научный процесс|11 |

|…………………………………………………………………... | |

|Определение проблемной ситуации ………………………………. |14 |

|2.3 Гипотеза и ее значение ……………………………………………... |22 |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. |30 |

|ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….. |31 |

ВВЕДЕНИЕ

Проблема возникновения нового знания, научного поиска и творчества

привлекали внимание ученых с самого начала становления науки. Особую

актуальность они приобретают в настоящий момент, поскольку в сферу научно-

исследовательской деятельности вовлечены сотни тысяч людей, а результаты

этих исследований становятся непосредственной производительной силой.

Объектом исследования данной работы является не само научное открытие,

как нечто уже свершившееся и статичное, а процесс, в результате которого

это открытие свершилось. Научная деятельность включает в себя, как одну из

составляющих, творческую деятельность. Поэтому мы будем использовать

результаты, полученные в области творческой деятельности и считать их не

только полезными, но и необходимыми при исследовании процесса научного

открытия.

Целью данной работы является выявление особенностей процесса научного

открытия, анализ тех составляющих, без которых получение новых научных

истин не представляется возможным.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить сущность понятия «развитие» в философии и провести его

теоретический анализ;

- изучить историческое развитие философских взглядов на процесс

научного творчества;

- исследовать процесс научного творчества и сформировать собственные

выводы из проведенного исследования.

В философских словарях «развитие» трактуется как качественные, в

основном, необратимые, направленные изменения системы. Направленность

изменений может иметь следующие векторы: прогрессивный, регрессивный и

горизонтальный. Пример последнего - качественные изменения в химии, в

таблице Д.И. Менделеева, где изменения развертываются на одном

горизонтально-структурном уровне организации материи. Развитие может иметь

различные формы: прямолинейную, лестнично-поступательную, ломаную,

волнообразную, спиралевидную и др. [1, с. 256].

Развитие в философии понимается также как закономерное качественное

изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как

необратимое и направленное. Одновременное наличие этих свойств отличает

развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для процессов

функционирования (т.е. циклического воспроизведения постоянной системы

связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут

накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой,

внутренне взаимосвязанной линии; отсутствие закономерностей характеризует

случайные изменения катастрофического типа [2, с. 400].

Таким образом, обобщая философское понимание развития, можно сказать,

что развитие есть процесс качественных изменений, характеризующихся

необратимостью, многомерностью, направленностью и возникновением

качественно новых образований

1 ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ

1.1 Сущность понятия «развитие» в философии

Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих

характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности.

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое

развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его

направленность. Современная общественная жизнь убедительно подтверждает

сложный, неоднозначный характер процессов развития, показывает, что

общественный прогресс есть результат диалектического взаимодействия

многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит

целенаправленной деятельности человека [2].

Единый мировой процесс развития – это непрерывное усложнение

организации, происходящее в результате взаимодействия объективной

необходимости со столь же объективной стохастичностью Вселенной. Реальность

такова, что необходимость не исключает случайность, но определяет

потенциальные возможности развития, которые описываются законами природы.

Единый процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество.

Все это – звенья единой цепи, и поэтому естественно попытаться описать весь

процесс развития на одном языке, в рамках единой схемы, с использованием

общей терминологии. В качестве ключевых понятий взята дарвиновская триада:

изменчивость, наследственность, отбор.

Изменчивостью называются любые проявления стохастичности и

неопределенности. Они составляют естественное содержание всех процессов

микромира, но имеют место и на макроуровне. Неопределенность и

стохастичность лежат в основе функционирования всех механизмов нашего мира

и порождают многочисленные проблемы философского и социально-научного

характера. Их далеко не всегда можно объяснить – далеко не всегда ясны

причины возникновения стохастичности и неопределенности. Но изменчивость

является фактом – одним из основных «эмпирических обобщений», с которыми

исследователям непрерывно приходится сталкиваться.

Вместе с тем изменчивость – случайность и неопределенность –

проявляется не сама по себе, а в контексте необходимости, т.е. законов,

управляющих движением материи и развитием ее организационных форм.

По существу, все развитие нашего мира можно представить моделью некоего

турбулентнообразного движения материи – как непрерывное образование новых

форм организации, их неизбежное разрушение, последовательность переходов от

одних состояний к другим. Различие будет заключаться лишь во временных

масштабах, в степени детализации анализа и характере интерпретации

результата. Таким образом, все наблюдаемое нами – это единство случайного и

необходимого, стохастического и детерминированного.

Случайность и неопределенность – это понятия не тождественны –

пронизывают все уровни организации материи. Процессы, протекающие в неживой

природе (броуновское движение и т.д.), процессы биологические (мутагенез и

др.), социальные процессы (конфликты и др.) – все они подвержены действию

случайностей, которые мы далеко не всегда можем проследить так, чтобы

понять их источник, а тем более правильно учесть, делая анализ или

прогнозируя события.

Второй важнейший фактор, определяющий процессы развития, –

наследственность. Этим термином обозначается не только способность материи

сохранять свои особенности, но и ее способность изменяться от прошлого к

будущему, способность будущего зависеть от прошлого. Таким образом,

наследственность – это термин, отражающий влияние прошлого на будущее.

Третий фактор – отбор. Внутривидовой отбор отбирает те признаки, те

особенности, которые, возникнув в результате действия случайных факторов,

затем передаются в будущее за счет действия механизмов наследственности [3,

с. 127].

1.2. Теоретический анализ понятия «развитие» в философии

Мышление древних не знало понятия развития в точном смысле этого слова,

т.к. время тогда понималось как протекающее циклически. Представление об

абсолютно совершенном космосе, на которое опиралось античное мышление,

исключало постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к

возникновению принципиально нового. Идея направленности времени выдвигается

в христианстве, которое относит ее лишь к сфере духа. С возникновение в

эпоху Возрождения опытной науки идея линейного направления времени

распространяется на природу - формируется представление о естественной

истории, т.е. необратимых и направленных изменениях природных объектов. Это

нашло выражение в космогонических гипотезах, а затем в теориях эволюции и

биологии. Глубокую философскую разработку идея развития получила в немецкой

классической философии, особенно у Гегеля, который строил диалектику как

учение о всеобщем развитии духа. Идеализм гегелевского учения о развитии

подвергся критике в марксизме, истолковывающем развитие как универсальное

свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой для

объяснения истории общества и познания. Общей философской теорией развития

является материалистическая диалектика, законы которой дают характеристику

внутреннего механизма, движущих сил, общей направленности и основных фаз

развития. Диалектико-материалистическое учение о развитии составляет

философско-методологический фундамент теории революционного преобразования

общества. Марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем

органическое единство двух типов развития - эволюции и революции.

Современная наука исследует сложно организованные саморазвивающиеся

объекты - системы, во многих ее областях разрабатываются специально-научные

теории развития. В таких теориях описываются, в частности, нелинейные,

скачкообразные преобразования. В данном случае необходима разработка

методологической базы, содержащей специально-научные теории, адекватно

воспроизводящие процессы, происходящие в саморазвивающихся системах.

В последнее время на характер мышления исследователей начинает

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты