Марксизм, основные положения

потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса,

так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической,

нравственной и творчески-интеллектуальной сторон самого процесса труда.

Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от

этого страдает и результат - качество продукта. Таким образом, ясно, что

функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно

переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов обществу не

безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им

рубежи. Не безразличен он и каждому труженику, заинтересованному в конечных

результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес

направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне

принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных

вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.

Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и

возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в

том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а

также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития

производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и

личных потребностей и интересов - существенное условие правильного выбора

направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и

культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес

развития производительных сил, увеличения производительности труда и

совершенствования всей системы производственных отношений, что составляет

решающий критерий исторического прогресса человечества, а также

совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения

его духовно-творческих потенций.

Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и

производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства,

выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент

производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса

производства необходим исходный материал, или предмет труда, который

подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и

металлы и т. п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его

преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия

труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир

и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность

орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как

следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также

соответствующие здания, склады, транспорт и т. д. Все это вместе с орудиями

труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда

образует средства производства. Система средств производства, в первую

очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую

базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть

производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или

овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в

процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то

есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства

выделяются два вида труда - живой и овеществленный.

Не менее важным элементом структуры производительных сил является

производственная технология. Решение технологических задач во многом

определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда,

развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в

производство, уровень научной организации труда и т. д. Сложность

современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной

организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное

использование средств производства, управление и планирование. Наука все

больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной

производительной силой, а производство - технологическим применением науки.

При современном уровне развития техники повышение квалификации работников

возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний.

При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических

знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях.

Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный,

интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного

производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда

предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет

говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени,

воплощенной в различных художественных, эстетических, этических,

философских ценностях его бытия.

Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы

организации и управления производством не должны заслонять от нас главного

- человека. Человек - не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее

начало всего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт

всемирной истории человечества. Производство не является самоцелью развития

общества, а служит в конечном счете

лишь средством развития его главной ценности - человека. Именно в трудовом

процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и

самоутверждение человека как высшей ценности.

Итак. производительные силы, - это люди (человеческий фактор), впитавшие в

себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие

производственными навыками к труду и осуществляющие производство

материальных благ; созданные обществом средства производства, а также

организация труда, технология производства, техники и достижения науки.

Показателем уровня развития производительных сил общества является

производительность труда, измеряемая не только количеством продукции,

создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более - развитием

и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит

удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.

3. Производственные отношения: сущность и структура

Понятие производственных отношений.

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют

сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную систему; эта

система и образует собою то, что называют производственными отношениями.

Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть форму

собственности ^основу производственных отношений), и связи между людьми в

процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения

людей, обусловленные их производственной специализацией, то есть выражающие

разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения -

управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди,

вплоть до, казалось бы, отдаленной от непосредственного процесса

производства сферы быта. а.

В современном производстве, в котором все большую роль играет система

управления, немалое значение приобретают производственные отношения,

складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их

способностей, опыта. интересов и нужд самого производства, кадровая

политика в целом. Таким образом, система производственных отношений

чрезвычайно обширна - от индивидуальных отношений отдельных производителей

до основополагающего отношения к средствам производства, определяющего

сущность данного общественного строя.

Охарактеризовав в общем систему производственных отношений, выделим ее

основные элементы. Главным из них - важнейшей стороной производственных

отношений - являются экономические отношения, основу которых составляют

отношения к средствам производства: последние всегда представляют чью-то

собственность, вокруг которой и завязывается весь узел отношений людей друг

к другу. Если средства производства принадлежат трудящимся, образуя

общественную собственность, как, например, при социализме, то

производственные отношения приобретают характер сотрудничества и

взаимопомощи людей. Если же в обществе господствует частная собственность

на средства производства, то здесь складываются отношения господства и

подчинения (рабство, крепостничество, наемный труд) и общество при этом

распадается на антагонистические классы. Эти отношения оказывают

непосредственное влияние на распределение производимых благ. Так, в родовом

обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило

уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ

(по удельному весу) принадлежит господствующим классам.

Экономические отношения (производство, обмен, распределение и потребление),

образуя ядро производственных отношений, формируют содержание других

социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий

фактор общества.

Производственные отношения складываются объективно, то есть независимо от

сознания и воли людей, и во всей своей целостности придают всем

общественным отношениям и самому обществу исторически определенное

социальное качество. Таким образом, производственные отношения выступают в

качестве объективного критерия для определения различных конкретно-

исторических типов общества (общественно-экономических формаций), ибо

именно с помощью категории производственных отношений можно фиксировать

общее, повторяющееся, закономерное в истории разных стран и народов. Это и

делает возможным познание законов исторического развития общества.

В системе хозяйственно-трудовых производственных отношений реализуются

отношения между работниками в самом трудовом процессе, то есть их отношения

друг к другу и к своей работе, связанные с требованиями организации и

управления производством и его технического обеспечения. Сюда входят

отношения между рабочими разных специальностей, организаторами и

исполнителями в рамках одного производства. Сюда же входят и отношения

между предприятиями: межведомственные, межотраслевые, межрегиональные

отношения. Находясь как бы на поверхности производственных отношений, они

являются непосредственным выражением основного экономического отношения -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты