потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса,
так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической,
нравственной и творчески-интеллектуальной сторон самого процесса труда.
Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от
этого страдает и результат - качество продукта. Таким образом, ясно, что
функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно
переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов обществу не
безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им
рубежи. Не безразличен он и каждому труженику, заинтересованному в конечных
результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес
направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне
принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных
вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.
Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и
возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в
том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а
также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития
производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и
личных потребностей и интересов - существенное условие правильного выбора
направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и
культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес
развития производительных сил, увеличения производительности труда и
совершенствования всей системы производственных отношений, что составляет
решающий критерий исторического прогресса человечества, а также
совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения
его духовно-творческих потенций.
Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и
производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства,
выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент
производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса
производства необходим исходный материал, или предмет труда, который
подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и
металлы и т. п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его
преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия
труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир
и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность
орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как
следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также
соответствующие здания, склады, транспорт и т. д. Все это вместе с орудиями
труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда
образует средства производства. Система средств производства, в первую
очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую
базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть
производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или
овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в
процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то
есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства
выделяются два вида труда - живой и овеществленный.
Не менее важным элементом структуры производительных сил является
производственная технология. Решение технологических задач во многом
определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда,
развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в
производство, уровень научной организации труда и т. д. Сложность
современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной
организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное
использование средств производства, управление и планирование. Наука все
больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной
производительной силой, а производство - технологическим применением науки.
При современном уровне развития техники повышение квалификации работников
возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний.
При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических
знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях.
Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный,
интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного
производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда
предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет
говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени,
воплощенной в различных художественных, эстетических, этических,
философских ценностях его бытия.
Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы
организации и управления производством не должны заслонять от нас главного
- человека. Человек - не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее
начало всего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт
всемирной истории человечества. Производство не является самоцелью развития
общества, а служит в конечном счете
лишь средством развития его главной ценности - человека. Именно в трудовом
процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и
самоутверждение человека как высшей ценности.
Итак. производительные силы, - это люди (человеческий фактор), впитавшие в
себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие
производственными навыками к труду и осуществляющие производство
материальных благ; созданные обществом средства производства, а также
организация труда, технология производства, техники и достижения науки.
Показателем уровня развития производительных сил общества является
производительность труда, измеряемая не только количеством продукции,
создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более - развитием
и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит
удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.
3. Производственные отношения: сущность и структура
Понятие производственных отношений.
Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют
сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную систему; эта
система и образует собою то, что называют производственными отношениями.
Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть форму
собственности ^основу производственных отношений), и связи между людьми в
процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения
людей, обусловленные их производственной специализацией, то есть выражающие
разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения -
управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди,
вплоть до, казалось бы, отдаленной от непосредственного процесса
производства сферы быта. а.
В современном производстве, в котором все большую роль играет система
управления, немалое значение приобретают производственные отношения,
складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их
способностей, опыта. интересов и нужд самого производства, кадровая
политика в целом. Таким образом, система производственных отношений
чрезвычайно обширна - от индивидуальных отношений отдельных производителей
до основополагающего отношения к средствам производства, определяющего
сущность данного общественного строя.
Охарактеризовав в общем систему производственных отношений, выделим ее
основные элементы. Главным из них - важнейшей стороной производственных
отношений - являются экономические отношения, основу которых составляют
отношения к средствам производства: последние всегда представляют чью-то
собственность, вокруг которой и завязывается весь узел отношений людей друг
к другу. Если средства производства принадлежат трудящимся, образуя
общественную собственность, как, например, при социализме, то
производственные отношения приобретают характер сотрудничества и
взаимопомощи людей. Если же в обществе господствует частная собственность
на средства производства, то здесь складываются отношения господства и
подчинения (рабство, крепостничество, наемный труд) и общество при этом
распадается на антагонистические классы. Эти отношения оказывают
непосредственное влияние на распределение производимых благ. Так, в родовом
обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило
уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ
(по удельному весу) принадлежит господствующим классам.
Экономические отношения (производство, обмен, распределение и потребление),
образуя ядро производственных отношений, формируют содержание других
социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий
фактор общества.
Производственные отношения складываются объективно, то есть независимо от
сознания и воли людей, и во всей своей целостности придают всем
общественным отношениям и самому обществу исторически определенное
социальное качество. Таким образом, производственные отношения выступают в
качестве объективного критерия для определения различных конкретно-
исторических типов общества (общественно-экономических формаций), ибо
именно с помощью категории производственных отношений можно фиксировать
общее, повторяющееся, закономерное в истории разных стран и народов. Это и
делает возможным познание законов исторического развития общества.
В системе хозяйственно-трудовых производственных отношений реализуются
отношения между работниками в самом трудовом процессе, то есть их отношения
друг к другу и к своей работе, связанные с требованиями организации и
управления производством и его технического обеспечения. Сюда входят
отношения между рабочими разных специальностей, организаторами и
исполнителями в рамках одного производства. Сюда же входят и отношения
между предприятиями: межведомственные, межотраслевые, межрегиональные
отношения. Находясь как бы на поверхности производственных отношений, они
являются непосредственным выражением основного экономического отношения -