Марксизм, основные положения

целого, поскольку забвение хотя бы одной из них не может дать его верной

картины.

С одной стороны, эта категория дает объективный критерий для отграничения

одной ступени общественного развития от другой, для выделения общего,

повторяющегося в истории разных народов, находящихся на одной ступени

общественного развития, то есть для вычленения конкретно-исторических типов

и форм способов производства, а также жизни общества в целом. С другой

стороны, она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках

объективной тенденции его прогрессивного исторического развития. Таким

образом, она призвана показать динамику человеческой истории, представить

исторический процесс развернутым во времени. Данная категория вместе с

другими категориями социальной философии. в частности базиса и надстройки,

выступает как познавательно-мировоззренческий принцип, конкретизирующий

материалистическое понимание истории - концепцию, рассматривающую и

функционирование общества на данной ступени его развития. и сам процесс его

стадиального развития в общем ходе исторического движения.

Исторические явления индивидуальны и неповторимы. Каждое общество имеет

свой особый "колорит". Оно создает неповторимую духовную атмосферу, в

которой живет и дышит, особый климат, в котором вырастают и развиваются

материальные и идеологические отношения определенного типа, ту печать

своеобразия, которая отличает политическую жизнь, правовое и нравственное

сознание, мир искусства и науки,- словом, все то, что в совокупности и

представляет собой так называемый дух эпохи. Нет ни одного общества,

которое бы в точности, во всех деталях повторяло другое. В силу такого

разнообразия непохожести каждое из них содержит в себе множество вариантов

возможных путей своего развития, так сказать, вариативность своего

исторического процесса, характеризуясь совокупностью общих тенденций,

содержащихся в нем в каждый данный исторический период. Однако категория

общественно-экономической формации позволяет среди всего конкретно-

исторического многообразия реконструировать исторический процесс в логике

его развития, отвлекаясь от его своеобразных деталей. Эта категория

выступает своего рода моделью исторического процесса, служащей как бы

каркасом качественно определенных стадий в развитии общества. Как

теоретическое понятие, она не совпадает с реальными отрезками истории, но

позволяет представить отдельные исторические периоды господства того или

иного способа производства. В истории не существует общественно-

экономических формаций в "чистом" их виде. Каждое общество включает и

элементы прошлых формаций, и будущих. "Чистых" явлений ни в природе, ни в

обществе нет и быть не может - об этом учит именно диалектика Маркса,

показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость,

однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во

всей его сложности. На свете нет и быть не может "чистого" капитализма. а

всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то еще чего-нибудь"(Ленин,

В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 241-242.).

В силу чего в таком случае возможно обнаружить эту логику исторического

процесса? Что является общим и устойчивым в эволюции каждого общественного

организма? Таким общим является объективная закономерность, интегральная

тенденция развития материального производства, которая и обусловливает

повторяемость определенных стадий в развитии материальной и духовной

культуры, форм собственности, искусства, философии, науки и религии, брака

и семьи, то есть всех составляющих общества.

Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта

в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая

жизнь общества на данном этапе его исторического развития как нечто

относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации,

мы подходим к его изучению типологически. Примером может служить изучение

Марксом капиталистической общественно-экономической формации как живого,

находящегося в постоянном развитии социального организма. Именно

типологический анализ позволяет фиксировать уровень формационного развития

того или иного общества.

Рассматривая же не только генезис данной общественно-экономической формации

- ее зарождение, становление, движение от слаборазвитых форм к зрелым, но и

сами переходы от одной общественно-экономической формации к другой, мы

подходим к их изучению исторически. В этом случае процесс развития

общества, представленный сменой общественно-экономических формаций,

выступает как развернутый во времени. Это дает возможность представить

историю как единый процесс, рассматривая ее не только по отдельным странам

и регионам, но и во всемирном масштабе. Типологический и исторический

подходы отнюдь не исключают, а. напротив, предполагают друг друга, выступая

в единстве.

Опираясь на диалектику типологического и исторического подходов, категория

общественно-экономической формации позволяет логически вычленить в единстве

исторического процесса, на основе общности законов, действующих в каждом

социальном организме, так называемый "центр" мировой истории, который

составляет система стран (в предельном случае одна страна) передовой

формационной либо культурной принадлежности. В каждый исторически

определенный период развития человеческого общества сосуществуют

разнообразные типы и даже подтипы общественно-экономических формаций,

содержащих в себе вариативность тенденций их развития, однако содержание,

"исторический смысл" этого периода определяется в первую очередь развитием

социального организма передовой формации, образующего собой как бы "центр"

данного исторического региона (а не обязательно только географического:

система социализма, например, объединяется в целостность не но

географическому признаку), увлекающего за собой народы различных стран и

континентов, обеспечивая возможность преемственности и взаимовлияния

экономики и культуры.

Поскольку категория формации как логическая модель опирается в качестве

своей основы (то есть как на предел данной абстракции) на понятие способа

производства, постольку она позволяет безошибочно фиксировать перемещение

"центра" мировой истории, который всегда определяется в конечном счете

уровнем развития производительных сил того или иного общества.

Ныне на земле сосуществует ряд общественно-экономических формаций: "обоз

истории" растянулся от остатков родового общества до социализма. Известно,

что некоторые народы миновали или почти миновали отдельные формации. Чем же

можно объяснить такую своего рода "необязательность"? В развитии любой

системы, в том числе, конечно, и социальной, действуют и внутренние и

внешние факторы, определяющие содержание и характер этого развития. Кроме

того, сама система, прежде всего ее экономическая структура, но и не в

последнюю очередь культура содержит в себе (в виде тенденций) ряд

возможностей своего развития. Какой из них суждено воплотиться в

действительность, зависит от действия либо внутренних, либо внешних

факторов. Так, в первобытном обществе наряду с предпосылками

рабовладельческого способа производства существовали возможности и

феодализма, которые в большей части стран и реализовывались. Как правило,

"перескок" через формацию (или даже формации) имеет место там, где одно

общество оказывается под влиянием другого, наиболее развитого в

формационном отношении, то есть происходит "несамостоятельная" смена

формации. В данном случае на развитие общества оказывают решающее влияние

внешние для него факторы, которые, однако, реализуют имеющиеся в его недрах

внутренние возможности. Поэтому, хотя некоторые народы и не прошли те или

иные стадии формационного развития, тем не менее исторический процесс в

целом определяется последовательно сменяющими друг друга прогрессивными

типами формаций, что выражает поступательное прогрессивное движение истории

вперед.

5. Социальная революция

Понятие социальной революции Социальная революция означает глубокий

переворот в социально-политической, экономической, и духовной жизни

общества, когда осуществляется прежде всего переход от одной общественно-

экономической формации к другой, более прогрессивной. Революция есть

двигатель общественного прогресса: это и разрушение и творчество, она

знаменует начало нового периода истории, который требует новых мыслей,

чувств, песен и певцов. Она суть историческая необходимость, коренящаяся в

экономической жизни общества. Самая глубинная причина социальных революций

- конфликт .между производительными силами и производственными отношениями.

Он составляет так называемую экономическую основу революции.

То, что социальные революции не случайное, а закономерное явление, с

объективной необходимостью вытекающее из развития производства, не

означает, что они происходят автоматически. Для их свершения необходимы

объективные и субъективные предпосылки. Объективные противоречия в способе

производства проявляются в ожесточенной борьбе прогрессивных и реакционных

классов. Классовая борьба есть политическая основа революции. Субъективной

формой выражения этой борьбы является столкновение классовых интересов,

стремлений, идей. Социальная революция - высшая форма классовой борьбы

угнетенных. Совокупность объективных условий, выражающих экономический и

политический кризис общества, создает революционную ситуацию. Для

революционной ситуации характерны следующие признаки: "Невозможность для

господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство: тот или

иной кризис "верхов", кризис политики господствующего класса, создающий

трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных

классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы "низы

не хотели", а требуется еще, чтобы "верхи не могли" жить по-старому...

Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов...

Значительное повышение... активности масс, в "мирную" эпоху дающих себя

грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой

кризиса, так и самими "верхами", к самостоятельному историческому

выступлению. Без этих объективных изменений, независимых от воли не только

отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция - по общему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты