целого, поскольку забвение хотя бы одной из них не может дать его верной
картины.
С одной стороны, эта категория дает объективный критерий для отграничения
одной ступени общественного развития от другой, для выделения общего,
повторяющегося в истории разных народов, находящихся на одной ступени
общественного развития, то есть для вычленения конкретно-исторических типов
и форм способов производства, а также жизни общества в целом. С другой
стороны, она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках
объективной тенденции его прогрессивного исторического развития. Таким
образом, она призвана показать динамику человеческой истории, представить
исторический процесс развернутым во времени. Данная категория вместе с
другими категориями социальной философии. в частности базиса и надстройки,
выступает как познавательно-мировоззренческий принцип, конкретизирующий
материалистическое понимание истории - концепцию, рассматривающую и
функционирование общества на данной ступени его развития. и сам процесс его
стадиального развития в общем ходе исторического движения.
Исторические явления индивидуальны и неповторимы. Каждое общество имеет
свой особый "колорит". Оно создает неповторимую духовную атмосферу, в
которой живет и дышит, особый климат, в котором вырастают и развиваются
материальные и идеологические отношения определенного типа, ту печать
своеобразия, которая отличает политическую жизнь, правовое и нравственное
сознание, мир искусства и науки,- словом, все то, что в совокупности и
представляет собой так называемый дух эпохи. Нет ни одного общества,
которое бы в точности, во всех деталях повторяло другое. В силу такого
разнообразия непохожести каждое из них содержит в себе множество вариантов
возможных путей своего развития, так сказать, вариативность своего
исторического процесса, характеризуясь совокупностью общих тенденций,
содержащихся в нем в каждый данный исторический период. Однако категория
общественно-экономической формации позволяет среди всего конкретно-
исторического многообразия реконструировать исторический процесс в логике
его развития, отвлекаясь от его своеобразных деталей. Эта категория
выступает своего рода моделью исторического процесса, служащей как бы
каркасом качественно определенных стадий в развитии общества. Как
теоретическое понятие, она не совпадает с реальными отрезками истории, но
позволяет представить отдельные исторические периоды господства того или
иного способа производства. В истории не существует общественно-
экономических формаций в "чистом" их виде. Каждое общество включает и
элементы прошлых формаций, и будущих. "Чистых" явлений ни в природе, ни в
обществе нет и быть не может - об этом учит именно диалектика Маркса,
показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость,
однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во
всей его сложности. На свете нет и быть не может "чистого" капитализма. а
всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то еще чего-нибудь"(Ленин,
В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 241-242.).
В силу чего в таком случае возможно обнаружить эту логику исторического
процесса? Что является общим и устойчивым в эволюции каждого общественного
организма? Таким общим является объективная закономерность, интегральная
тенденция развития материального производства, которая и обусловливает
повторяемость определенных стадий в развитии материальной и духовной
культуры, форм собственности, искусства, философии, науки и религии, брака
и семьи, то есть всех составляющих общества.
Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта
в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая
жизнь общества на данном этапе его исторического развития как нечто
относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации,
мы подходим к его изучению типологически. Примером может служить изучение
Марксом капиталистической общественно-экономической формации как живого,
находящегося в постоянном развитии социального организма. Именно
типологический анализ позволяет фиксировать уровень формационного развития
того или иного общества.
Рассматривая же не только генезис данной общественно-экономической формации
- ее зарождение, становление, движение от слаборазвитых форм к зрелым, но и
сами переходы от одной общественно-экономической формации к другой, мы
подходим к их изучению исторически. В этом случае процесс развития
общества, представленный сменой общественно-экономических формаций,
выступает как развернутый во времени. Это дает возможность представить
историю как единый процесс, рассматривая ее не только по отдельным странам
и регионам, но и во всемирном масштабе. Типологический и исторический
подходы отнюдь не исключают, а. напротив, предполагают друг друга, выступая
в единстве.
Опираясь на диалектику типологического и исторического подходов, категория
общественно-экономической формации позволяет логически вычленить в единстве
исторического процесса, на основе общности законов, действующих в каждом
социальном организме, так называемый "центр" мировой истории, который
составляет система стран (в предельном случае одна страна) передовой
формационной либо культурной принадлежности. В каждый исторически
определенный период развития человеческого общества сосуществуют
разнообразные типы и даже подтипы общественно-экономических формаций,
содержащих в себе вариативность тенденций их развития, однако содержание,
"исторический смысл" этого периода определяется в первую очередь развитием
социального организма передовой формации, образующего собой как бы "центр"
данного исторического региона (а не обязательно только географического:
система социализма, например, объединяется в целостность не но
географическому признаку), увлекающего за собой народы различных стран и
континентов, обеспечивая возможность преемственности и взаимовлияния
экономики и культуры.
Поскольку категория формации как логическая модель опирается в качестве
своей основы (то есть как на предел данной абстракции) на понятие способа
производства, постольку она позволяет безошибочно фиксировать перемещение
"центра" мировой истории, который всегда определяется в конечном счете
уровнем развития производительных сил того или иного общества.
Ныне на земле сосуществует ряд общественно-экономических формаций: "обоз
истории" растянулся от остатков родового общества до социализма. Известно,
что некоторые народы миновали или почти миновали отдельные формации. Чем же
можно объяснить такую своего рода "необязательность"? В развитии любой
системы, в том числе, конечно, и социальной, действуют и внутренние и
внешние факторы, определяющие содержание и характер этого развития. Кроме
того, сама система, прежде всего ее экономическая структура, но и не в
последнюю очередь культура содержит в себе (в виде тенденций) ряд
возможностей своего развития. Какой из них суждено воплотиться в
действительность, зависит от действия либо внутренних, либо внешних
факторов. Так, в первобытном обществе наряду с предпосылками
рабовладельческого способа производства существовали возможности и
феодализма, которые в большей части стран и реализовывались. Как правило,
"перескок" через формацию (или даже формации) имеет место там, где одно
общество оказывается под влиянием другого, наиболее развитого в
формационном отношении, то есть происходит "несамостоятельная" смена
формации. В данном случае на развитие общества оказывают решающее влияние
внешние для него факторы, которые, однако, реализуют имеющиеся в его недрах
внутренние возможности. Поэтому, хотя некоторые народы и не прошли те или
иные стадии формационного развития, тем не менее исторический процесс в
целом определяется последовательно сменяющими друг друга прогрессивными
типами формаций, что выражает поступательное прогрессивное движение истории
вперед.
5. Социальная революция
Понятие социальной революции Социальная революция означает глубокий
переворот в социально-политической, экономической, и духовной жизни
общества, когда осуществляется прежде всего переход от одной общественно-
экономической формации к другой, более прогрессивной. Революция есть
двигатель общественного прогресса: это и разрушение и творчество, она
знаменует начало нового периода истории, который требует новых мыслей,
чувств, песен и певцов. Она суть историческая необходимость, коренящаяся в
экономической жизни общества. Самая глубинная причина социальных революций
- конфликт .между производительными силами и производственными отношениями.
Он составляет так называемую экономическую основу революции.
То, что социальные революции не случайное, а закономерное явление, с
объективной необходимостью вытекающее из развития производства, не
означает, что они происходят автоматически. Для их свершения необходимы
объективные и субъективные предпосылки. Объективные противоречия в способе
производства проявляются в ожесточенной борьбе прогрессивных и реакционных
классов. Классовая борьба есть политическая основа революции. Субъективной
формой выражения этой борьбы является столкновение классовых интересов,
стремлений, идей. Социальная революция - высшая форма классовой борьбы
угнетенных. Совокупность объективных условий, выражающих экономический и
политический кризис общества, создает революционную ситуацию. Для
революционной ситуации характерны следующие признаки: "Невозможность для
господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство: тот или
иной кризис "верхов", кризис политики господствующего класса, создающий
трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных
классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы "низы
не хотели", а требуется еще, чтобы "верхи не могли" жить по-старому...
Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов...
Значительное повышение... активности масс, в "мирную" эпоху дающих себя
грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой
кризиса, так и самими "верхами", к самостоятельному историческому
выступлению. Без этих объективных изменений, независимых от воли не только
отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция - по общему