Марксизм, основные положения

людей, расшатывая нравственные устои общества. Диалектика производительных

сил и производственных отношений требует устранения данных противоречий. С

этой целью необходимы своевременное выявление конкретных элементов в

структуре производственных отношений и их хозяйственно-экономическая

перестройка, приведение в соответствие как с уровнем науки и техники, так и

с возрастающими потребностями людей. Выявилось, например, искажение

социалистических производственных отношений в сфере оплаты труда, которое

оказывает не только тормозящее влияние на развитие производства, но и

порождает деформации в трудовом коллективе, создает нездоровые ситуации во

взаимоотношениях

' Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. с. 13.

людей. К таким же противоречиям относятся и недостатки в системе

ценообразования, а также материального стимулирования. Теперь уже стало

очевидным, что "предубеждения относительно роли товарно-денежных отношений

и действия закона стоимости, а нередко и прямое их противопоставление

социализму как чего-то чужеродного приводили к волюнтаристским подходам в

экономике, к недооценке хозрасчета, "уравниловке" в оплате труда, порождали

субъективистские начала в ценообразовании, нарушения денежного обращения,

невнимание к вопросам регулирования спроса и предложения" (Материалы

Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 года. М., 1987, с.

10.). Но в основе нарушения указанных принципов лежало еще более глубокое

противоречие в самом ядре производственных отношений - формах

собственности. Если позволено будет так выразиться, был утрачен субъект

собственности, чувство хозяина. Произошло серьезное ослабление контроля за

тем, кто и как распоряжается ею. Она стала как бы "ничейной", лишенной

реального хозяина. Это особенно пагубно сказалось на кооперативной

собственности, которая изображалась как бесперспективная. Все это имело

самые серьезные последствия в аграрной и социальной политике. "Не обошлось

и без серьезных заблуждений во взглядах на личное подсобное хозяйство и

индивидуальную трудовую деятельность, что также нанесло немалый

экономический и социальный ущерб" (Там же, с. 9.). Устранение возникающих

противоречий связано, как правило, с совершенствованием форм

производственных отношений социализма, созданием адекватной сути социализма

организации общественного труда. Везусловно, преобразования, связанные с

достижением гармонизации производительных сил и производственных отношений,

необходимая в связи с этим перестройка затрагивают не только экономическую,

но и все иные сферы общественной жизни - социальную, политическую,

идеологию, науку и культуру, всю область человеческого мышления,

психологии, сознания.

4. Общественно-экономическая формация

Понятие общественно-экономической формации. Базис и надстройка

В противоположность умозрительным суждениям философов прошлого об обществе

вообще Маркс выдвинул категорию общественно-экономической формации, то

есть общества, находящегося "на определенной ступени исторического

развития, общества с своеобразным отличительным характером» (Маркс К..

Энгельс Ф. Соч.. т. 6, с. 442. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч.. т. 1. с.

149. Здесь нужно иметь в виду, что концепция формаций не была выдвинута

собственно Марксом, но в более поздней марксистской и псевдомарксистской

мысли, многое для этого сделал В.И. Ленин. ). Первобытнообщинное,

рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества

— вот классическая формационная «лестница» человеческой истории в ее

прогрессирующем развитии. Качественно определенный, исторически конкретный

тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон — способа

производства, состояний науки, искусства, всего многообразия и богатства

духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа жизни людей, и

есть общественно-экономическая формация.

Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде всего

категориями «базис» и «надстройка». которые призваны объяснить, каким

образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни

— политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь

воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально-

философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью

конкретизации материалистического понимания структуры общества,

установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя

значение этих категорий, В. И. Ленин пояснял, что основная идея

материалистического понимания истории «состояла в том, что общественные

отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют

собой лишь надстройку над первыми...» 2. Базис — это совокупность

производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества,

определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же

говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических

отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство,

политические партии, профессиональные союзы и иные общественные

организации), свойственных данному обществу.

Ясно, что данные категории не исчерпывают всего многообразия явлений

общественной жизни; такой, например, феномен. как наука (а также некоторые

иные духовные явления). нельзя рассматривать как порождение той или иной

экономической структуры общества, обозначаемой категорией базиса. Было бы

весьма грубым упрощением включать науку в систему идеологической надстройки

той или иной общественно-экономической формации, хотя. безусловно, и

экономические, и идеологические отношения оказывают влияние на ее

мировоззренческое содержание, на направление развития тех или

иных областей знания (и прежде всего на обществознание).

Подобное утверждение о детерминации духовных явлений, форм общественного

сознания непосредственно экономической структурой общества было бы

вульгаризацией материалистического понимания истории, как это свойственно

«экономическому материализму». Суть его заключается в сведении всего

богатства диалектики общественного развития к действию исключительно

«экономического фактора», который признается «субъектом» истории, а люди

оказываются лишь продуктом производственных отношений, всего-навсего одним

из элементов наряду с другими элементами в структуре производительных сил.

Тем самым человек лишается духовного, активно-творческого начала. Из

совокупности производительных сил и производственных отношений

«экономический материализм» схематически выводит все другие явления

общественной жизни, лишая их собственной активной роли. Идеи

«экономического материализма», распространенные на область духовной жизни

общества — исторического познания, культуры, искусства, выступают в форме

вульгарного социологизма, суть которого выражается в одностороннем и ложном

истолковании положения о зависимости сознания от общественного бытия и

классовых интересов. Так, в любом великом художественном произведении

прошлого представители вульгарного социологизма видели непосредственное

проявление классовой борьбы.

Категории базиса и надстройки применяются с целью обоснования прежде

всего того положения исторического материализма, что главным

детерминирующим фактором в жизни общества является общественная практика, а

в ее структуре главной формой — материально-производственная деятельность

людей и складывающиеся в этом процессе экономические отношения между ними.

Разъясняя эту мысль. Ф. Энгельс писал: «...согласно материалистическому

пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном

счете является производстве и воспроизводство действительной жизни. Ни я,

ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это

положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно

определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не

говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.

37, с. 394.).

Как уже отмечалось, в надстройку включаются не все явления духовной жизни

общества, а прежде всего официальная идеология, выраженная и закрепленная

соответственными законодательно-правовыми актами и учреждениями. Ее

основная функция - функция охраны существующего политического строя,

выражающего интересы господствующих классов в их отношении к собственности.

Вот почему коренное изменение надстройки происходит лишь тогда, когда один

общественный строй заменяется другим в ходе социальной революции. Старая

идеология сменяется новой, и, естественно, создается новая система

политических и правовых учреждений, соответствующая новому базису. Вся

история развития и смены общественно-экономических формаций является

убедительным доказательством верности положения об определяющей роли базиса

по отношению к надстройке. Но надстроечные элементы нс являются простым

отражением основных экономических факторов. Как свидетельствует опыт

истории, идеи и учреждения того или иного общества, возникнув под влиянием

определенного базиса, обретают относительную самостоятельность и играют

активную роль в развитии общества. Проявлением этого выступает их

определенная преемственность: наследование элементов старых надстроечных

образований новым обществом. При этом наследуются те элементы, которые

могут служить охране и защите интересов новых господствующих классов.

Активная роль надстройки проявляется также в том, что в ней наличествуют и

элементы, выполняющие не только охранительные, но и разрушительные функции,

способствующие рождению нового базиса.

В отличие от категорий "базиса" и "надстройки", фиксирующих внимание на

выделении главного, определяющего звена в общественном развитии, категория

общественно-экономической формации методологически значима тем, что

позволяет рассматривать общественный организм хоть и схематично, но во

взаимосвязи всех своих элементов в их самоценности:

экономики, политики, науки и искусства, которые в один и тот же период не

находятся, и, строго говоря, даже никогда не находятся в точках равной

высоты на соответствующих кривых исторической траектории. Именно в

ориентации на качественную определенность развития общества категория

общественно-экономической формации и требует учета каждой составной части

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты