Милетская школа философии

Милетская школа философии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

студента 2-го курса РГОТУПС

шифр 02-пЭИ-14338

ПАРАМОНОВА В. Б.

тема

МИЛЕТСКАЯ

ШКОЛА

преподаватель

ГОРДЕЕВ В. Д.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рождение европейской философии. 1

2. Что есть всё? 3

3. «Мир полон богов» 9

4. Заслуги философов из Милета 12

I. Рождение европейской философии.

В VI веке до н. э. гражданин богатого торгового города Милета,

расположенного на одном из полуостровов Малой Азии, с трёх сторон

окружённого морем, Фалес сказал, что началом всех вещей является вода и что

мир одушевлён и полон богов. С этого изречения родилась европейская

философия, а сам древнегреческий мыслитель стал её родоначальником.

Фалес, занимавшийся, помимо философских размышлений, астрономией и

геометрией, гидроинженер и толковый политик, считался одним из умнейших

людей Древней Греции. Его имя неизменно упоминалось в списке семи

величайших мудрецов древности, он «первым был назван мудрецом»[1]. Однако

заслуга Фалеса не только в том, что он сам по себе был замечательным

человеком, получившим заслуженное признание среди своих современников и

потомков, имя которого не затерялось в толще веков и известно до наших

дней, не только в том, что с него начинается история древнегреческой и

европейской философии. Он ещё оставил после себя учеников, составивших так

называемую (по месту жительства мыслителей) милетскую школу философии.

Учеником Фалеса был Анаксимандр, которого называют первым европейским

учёным. У Анаксимандра учился Анаксимен. Ученик Анаксимена Анаксагор уже не

был в отличие от своих предшественников родом из Милета, к тому же он

переселился в Афины, став через посредство своего ученика Архелая учителем

Сократа и, тем самым, родоначальником целой плеяды знаменитых философов,

живших и творивших в Афинах, ставших культурным центром Древней Греции.

Поэтому, говоря о милетской школе философии, имеют в виду лишь трёх её

представителей – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, близких друг к другу не

только происхождением из одного города, но и тематикой своих изысканий,

оставляя в стороне их идейных последователей, развивавших их мысли в более

позднее время на уже более значительном уровне развития философии. Таким

образом, выражаясь образно, заслуга Фалеса заключается в том, что он не был

блестящим одиночкой подобно метеору, пролетевшему яркой точкой по небу и

скрывшемуся из глаз, но был подобен роднику, с которого берёт начало

ручеёк, ставший одним из истоков древнегреческой, а в более широком плане –

европейской, философии.

Однако не преувеличено ли значение Фалеса? Почему именно он считается

первым европейским философом? Первым родоначальником философии Фалеса

назвал Аристотель[2]. Это мнение сейчас является общепринятым, но во

времена античности не все были с ним согласны. Многие исследователи,

обращавшиеся в ту пору к истории идей, в качестве первых философов называли

то Гомера с Гесиодом, то Орфея, Мусея и Лина, которые жили намного раньше

философов милетской школы, также занимались вопросом происхождения всего

существующего в мире, но которых в наше время философами считать не

принято. А английский исследователь Э. Тэйлор вообще перенёс происхождение

философии на 40 тысяч лет назад, к временам палеолита, когда человек

впервые стал пытаться объяснить мир с помощью религии и мифов[3]. Однако

только к VI веку до н. э., когда в Древней Греции появляются зачатки

научного знания, традиционные религиозные верования перестают в полной мере

удовлетворять пытливые умы, а человеческое сознание учится абстрагироваться

от конкретных понятий и предметов, становится возможным появление

философии. Гесиод, Орфей и многие другие мыслители, занимавшиеся вопросом

происхождения всего существующего, не отрывались от мифологии, но лишь

стремились её упорядочить и, порою, видоизменить. История мира

представлялась им в виде генеалогии богов, смены их поколений. Все предметы

и явления представлялись им одушевлёнными и персонифицированными в лице

отдельных богов. Чем же отличался Фалес от своих предшественников и

современников, которых Аристотель называл «теологами»? Тем, что он

занимался другими предметами. Фалес не отрицал принятую систему религиозных

верований, происхождения богов, он попросту их почти не касался в своих

исследованиях. Его интересовал другой, более конкретный и приземлённый

вопрос – из чего сделаны и состоят все существующие предметы. Не

противореча теологам, он занялся исследованиями в совершенно другой области

– изучением не богов, но природы[4]. Поэтому Аристотель дал Фалесу и его

последователям определение «фисиологов», исследователей природы. Именно

благодаря перемене предмета изысканий философы из Милета смогли сделать

упор на свой житейский опыт вместо мифических сказаний, подойти ко всем

окружавшим их явлениям и предметам с позиций здравого смысла, критически

отнестись к господствовавшим в ту пору мифологическим представлениям, как к

требующим обоснования или опровержения с позиций человеческого разума. С VI

века до н. э. наука начинает интересовать интеллектуалов больше религии, на

смену еретикам приходят учёные, которые пытаются изменить не религиозную, а

научную картину мира. Стремление осмыслить окружающий мир, дать всему

разумное объяснение становится началом конца мифологического сознания.

Такова была первая причина рождения философии.

Впрочем, наука, пребывавшая в Древней Греции в VI веке до н. э. в

младенческом состоянии, не могла быть серьёзным соперником мифологии,

насчитывавшей в своём развитии несколько тысячелетий, прочно укоренившейся

в человеческом сознании. Для того чтобы мыслители начали критически

относиться к мифам, нужны были не научные открытия, которые вполне могли

вписаться в традиционную картину мира, дополнив или подправив её. Нужно

было столкновение идей, мифологий различных народов. Неслучайно философия

зарождается не в самой Греции, а на окраинах греческой цивилизации, в

греческих колониях в Малой Азии и Италии. VIII-VI века до н. э. – время

греческой колонизации, когда греки, освоив мореплавание, открывают для себя

мир Средиземноморья, когда переселенцы на новое место жительства, купцы,

воины-наёмники узнают поближе множество иных народов с обычаями и

верованиями, отличными от их собственных. Город Милет, расположенный на

берегу Малой Азии, на окраине греческой цивилизации, вёл обширную торговлю

с Египтом, Лидией, Финикией и другими древними государствами Передней Азии.

В самом городе было немало иноземцев и их эллинизированных потомков. Сам

Фалес по одному из преданий происходил из переселившегося в Милет

финикийского рода. Кроме того, Фалес, подобно другим греческим мыслителям

(Ферекиду Сиросскому, Пифагору, Платону и др.), в поисках мудрости ездил в

Египет, где учился основам геометрии и астрономии. Д. В. Дрэпер вообще

считал, что Фалес не создал ничего нового в области философии, а лишь

перевёл на греческий язык египетскую космологию[5]. Но, скорее всего,

Дрэпер перегибает палку. Фалес и его последователи были греками,

воспитывались в среде греческой мифологии, но помимо неё были знакомы также

с верованиями египтян, финикийцев, вавилонян, их поздние современники – с

зороастризмом. Каждому народу создание мира представлялось хоть и в сходных

чертах, но и с большими различиями. Кроме того, языческие религии не

антагонистичны, хорошо уживаются друг с другом, в отличие от религий

монотеистических. Например, Геродот, описывая Египет, не отвергает

египетских богов, но даёт им имена соответствующих греческих богов, то есть

считает их как бы своими, хотя и прекрасно знает, что египтяне поклоняются

им по-другому. Поэтому греческие мыслители должны были задаваться вопросом,

что в каждой религии есть своё верное ядро, которое можно вычленить с

помощью разума. В попытках примирить различные мифологии и создать из них

единую концепцию на основе критического осмысления мифов следует видеть

вторую причину рождения философии. Но если бы не было вышеописанной первой

причины – начала изучения природы – мы вместо появления философии получили

бы новую космологию (чем занимались орфики, Ферекид Сиросский и другие

«теологи»).

Таким образом, возможность черпать знания о мире из нескольких источников

– мифологий и религиозных преданий различных народов – в совокупности с

ростом научных знаний и интереса к изучению природы сделала Милет родиной

европейской философии.

2. Что есть всё?

Итак, оставив мир богов на рассмотрение «теологам», Фалес первым из

греческих мыслителей обратился к миру природы. Он первым задал вопрос «что

есть всё?», стоявший в центре изысканий философов милетской школы и

которому уделяли большое внимание и позднейшие исследователи. Изучая

природу, философы из Милета выдвинули две основополагающие идеи, лёгшие в

основу их учений. Первая из них – идея постоянства материи. Любое вещество

может, не подвергаясь полному разрушению и исчезновению, испытывать

множество изменений. Например, растение получает питание из земли, воздуха

и воды, служит питанием животному, одновременно само питаясь животными

отбросами и разлагаясь после смерти на землю, воздух и воду, то есть

возникает из совершенно чуждых ему веществ и на них же разлагается. Даже

при усыхании согретой воды или сгорании твёрдых тел, процессах, наиболее

походящих на уничтожение, не происходит полного уничтожения вещества,

которое преобразуется в водяные пары или дым и пепел. Таким образом,

материя неистребима, а её уничтожение только кажущееся. Закон сохранения

материи опытным путём был доказан только в XVIII веке Ломоносовым и

Лавуазье. Но уже Фалес с учениками предвосхитил их выводы: материя вечна,

постоянна, неуничтожима, но изменчива и может приобретать различные формы.

Причём, милетяне считали, что весь окружающий мир заполнен материей. Лишь

спустя полтора столетия философ Левкипп, основываясь на их изысканиях,

пришёл к выводу, что помимо материи есть ещё и пустота (то есть отсутствие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты