Мир как воля и представление

Мир как воля и представление

Содержание:

1. Эпохи жизненного пути.

2. Труд жизни . Основные понятия .

3. Значение философии Шопенгауэра .

Эпохи жизненного пути.

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1860 года . Его отец был

довольно богатый данцигский купец. В возрасте девяти лет Артур

вместе с отцом, желавшим дать сыну хорошее образование,

отправляется во Францию. Прожив два года в Гавре, он отлично

изучает французский язык. Затем он четыре года проводит в

Гамбурге, где продолжает своё образование в частном

коммерческом училище. Страсть сына к науке тревожит отца ,

который надеялся увидеть в сыне преемника на коммерческом

поприще , поэтому на просьбы сына отдать его в гимназию отец

прибегнул к хитрости. Он предложил сыну или отказаться от

ученой карьеры и тотчас с родителями отправиться в путешествие

на несколько лет , либо поступать в гимназию , лишившись

возможности участвовать в столь любимых им путешествиях.

Артур выбрал первое и в течение двух лет ( от 15 до 17 лет )

он объехал с родителями Германию, Австрию, Швейцарию, Францию

и Англию. Во время путешествия он ведет дневник , в котором

уже тогда прослеживаются проявления пессимистического взгляда

на жизнь – ее темные стороны особо привлекают его внимание. В

Лионе веселый вид города по контрасту напоминает ему ужасы

революции , которые , казалось бы , должны были быть у всех на

памяти. “Не понятно ,- замечает он по этому поводу ,- как

сила времени может стирать самые живые и самые ужасные

впечатления.” Уже тогда прослеживается его антипатия ко

всеразрушающему времени , он даже переводит стихотворение

Мильтона , в котором высказывается желание бежать от времени.

По возвращении из путешествия ( в начале 1805 года ) Артур

поступает в учение к одному крупному коммерсанту. Через

несколько месяцев умер его отец. Это был широко образованный

человек , у которого энергичный характер представлял

выдающуюся черту , переданную сыну в наследство, но вместе с

этой чертой сын унаследовал от него и некоторые психические

ненормальности, которые были не чужды отцу : на него находили

болезненные припадки, в одном из них он и погиб. Кроме

наклонности к меланхолии , Артур унаследовал от отца

предрасположенность к бредовым идеям ; так , например , по

временам ( с раннего детства ) его охватывал по разным поводам

бессмысленный страх и крайнее недоверие к людям. По смерти

отца , уступая жалобам сына на непривлекательность

коммерческой деятельности , мать разрешила ему посвятить себя

науке, и он ревностно принялся изучать древние языки ,

переехав к матери в Веймар , куда она переселилась вскоре

после смерти мужа. Иоганна Шопенгауер ( Трозинер ) была

веселая , жизнерадостная но неглубокая натура. Тем не менее ей

нельзя было отказать В живом и наблюдательном уме и довольно

значительном литературном даровании. Когда сын переселился в

Веймар , между ним и матерью не произошло никакого сближения ;

напротив , их характеры были слишком различны. Сыну не

нравилось легкомыслие и тщеславие , мать возмущалась в сыне

его заносчивостью , духом противоречия , прямотою ,

переходящею зачастую в грубость , и тяготилась она также вечно

меланхолическим настроением сына , Взаимная холодность

отношений впоследствии В ( 1814 году ) привела к полному

разрыву между матерью и сыном и , хотя последняя прожила

после этого еще 24 года , они больше никогда не виделись ; в

конце ее жизни , впрочем , между Артуром и матерью

возобновилась дружеская переписка. В 1809 году Артур поступает

в Геттингенский университет студентом медицины , чтобы

основательно изучить естественные науки. После занятий

естественными науками Артур приступает к изучению философии. С

психологией и логикой он впервые познакомился на лекциях

Готтлоба-Эрнста Шульца , который посоветовал прежде других

философов проштудировать Платона и Канта , а позднее уже

приняться за Аристотеля и Спинозу . С осени 1811 до осени 1813

годов Шопенгауер проработал в Берлине , где продолжал

одновременно работать по естествознанию и философии. Лекции

Фихте и Шлейермахера мало удовлетворяли его; у первого он

слушал о “фактах сознания” , у второго – историю средневековой

философии ; от первого его оттолкнули оптимизм и не в меру

дискурсивная форма изложения , от второго – мысль о

примиримости философии и религии.

После упорной работы , изучив Платона и Канта ,

перечитав Гердера , Маймона , Бека , Шульца , Фриза и многих

других , он представил в Иене факультету диссертацию : “О

четверичном законе корня достаточного основания” и успешно

защитил ее . Это сочинение , заключающее в себе теорию

знания Шопенгауэра , представляет уже вполне зрелое

произведение , по мнению современных критиков. Как докторская

диссертация , оно было встречено сочувственными рецензиями ,

но литературного успеха в большой публике , на который

рассчитывал Шопенгауэр , книги не имели , что глубоко

огорчило его. В следующем году задумана работа “О зрении и

цветах” , написанная под сильным влиянием Гёте . Последующие

четыре года Шопенгауэр посвящает обдумыванию и созданию своего

главного труда : “Мир как воля и представление” . В 1914 году

Шопенгауэр окончательно порывает с матерью и сестрой Аделью ,

навсегда покидает Веймар и поселяется в Дрездене.

По окончании своего главного труда ( в 1818 году ) он он

уезжает в Италию. Через год , по напечатании его главного

труда Шопенгауэр выступает доцентом в Берлинском университете

. Он читал свой курс : “Учение о сущности мира и о

человеческом духе” . Не недостаток преподавательского

дарования , не характер курса , но всеобщее увлечение

гегелевской философией , вероятно , было причиной того , что

лекции Шопенгауэра не обратили на себя внимания студентов , и

хотя в следующие семестры он еще несколько раз объявлял о

своем курсе “ Об основании философии или о теории познания ,

включая логику” , но он никогда не читал этого курса. Вместе с

неуспехом преподавательской деятельности тяжелым ударом для

Шопенгауэра явился неуспех его главного произведения “ Мир как

воля и представление” . За пять лет после его выхода в свет о

нем появились только три рецензии Герберта , Бенеке и Ретце ;

все три заключали в себе наряду с возражениями и похвалы, но

прошли незамеченными публикой , как и разобранная в них книга

. На Бенеке Шопенгауэр обрушился бранной статьей ,

несправедливо и крае=йне грубо упрекая его в злостном

искажении своих мыслей . С этой поры ненависть к профессорам

Философии в Шопенгауэре принимает характер патологический .

Единственным утешением для оскорбленного самолюбия философа

было сочувственное отношение к нему со стороны Гёте и Ж.-П.

Рихтера , который писал , что мировоззрение Шопенгауэра

“обнаруживает часто безутешную и безнадежную глубину ,

подобно меланхолическому озеру в Норвегии , окруженному со

всех сторон мрачными стенами из крутых скал , в которых

никогда не видно солнца , а видно лишь в глубине звездное

небо , никогда над этим озером не пролетали птицы , не

пробежит и волна”. Этот неуспех тяжело отразился на мрачном и

без того настроении философа , но он продолжал работать.

Превосходное знание языков дало ему возможность перевести одну

испанскую книгу – сборник правил светской и житейской мудрости

Балтазара Грациана – на немецкий , а свою работу “ О зрении и

цветах” - на латинский . В августе 1831 года , при

наступлении холеры в Берлине , он перебрался во Франкфурт-

на-Майне , где и прожил всю свою остальную жизнь . Его труды

тридцатых годов , за исключением одного “О свободе воли” ,

написанное на конкурс по предложению норвежского королевского

общества в Дронтгейме и увенчанное премией , также мало

были оценены , как и предыдущие работы .

В сороковых годах у Шопенгауэра появляются приверженцы .

Сначала несколько юристов заинтересовались его

произведениями ( Беккер , фон Досс и др. ) и начали его

пропагандировать . Затем он нашел настоящего “апостола и

фамулуса” в лице Фрауэнштедта . Этот ловкий , услужливый

, сведущий и трудолюбивый поклонник оказал немалую услугу

Шопенгауэру ревностной популяризацией трудов своего

патрона . В дальнейшем их пути из-за деспотизма Шопенгауэра

разошлись . В 1844 году Шопенгауэр выпустил в свет

дополнительный том к своему главному произведению и принялся

за последний труд “Парерги и Паралипомены” – два тома статей

, дополняющих и разъясняющих его систему , которые появились

в 1851 году . Революции 1848 и 1849 годов вызвали в нем

только негодование и отвращение . Последняя книга Шопенгауэра

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты