не может стать нашим объектом” . Из корня разветвляются
четыре вида закона достаточного основания .
1) Закон достаточного основания “бывания”.
2) Закон достаточного основания познания .
3) Закон достаточного основания бытия .
4) Четвертый вид закона достаточного основания есть
закон мотивации .
Метафизика Шопенгауэра . К только что изложенному учению
Шопенгауэра примыкает его метафизическое воззрение на волю
как сущность бытия . В 1813 году , когда Шопенгауэр
заканчивал свою первую работу , его отношение к “ вещи в
себе” вообще было сдержанным : он говорит о “
подозрительном” понятии “вещи в себе” и указывает на его
противоречивый характер . В книге “Мир как воля и
представление” оказывается , что этому понятию соответствует
некоторое положительное содержание , Но , признавши
причинность субъективной функцией интеллекта , невозможно
без противоречия самому себе признать познаваемость вещи в
себе , ибо в таком случае пришлось бы допустить причинное
воздействие ее на познающий субъект , т.е. перенести
закон причинности за пределы сознания . Шопенгауэр ,
однако , полагает , что он избег упрека в свой адрес , ибо
, по его мнению , мы постигаем существование и природу вещи
в себе алогистическим , интуитивным , непосредственным ,
мистическим путем . Для нашего интеллекта дан лишь мир-
представление , но непосредственное чувство , сопровождающее
“неясное разграничение субъекта и объекта” , внутренним
путем вводит нас в сущность всякого бытия , в волю . Наше
тело знакомит нас и с физическими , и с психическими
переменами : в движениях его нам нередко дана причинность
в форме и бывания , и мотивации . Вот тут-то в актах ,
совершаемых нами одновременно по механической причинности и
по мотивам анм непосредственно становится очевидным , что
общим корнем и физического , и психического является
мировая воля . Очевидность эта есть самоочевидность – она
не нуждается в логическом обосновании , тем не менее
бесчисленное множество фактов , вся структура мира-
представления убедительно говорит нашему чувству , что это
так . Какими же чертами характеризуется мировая воля ?
1) Она алогистична : ей чужды наши законы достаточного
основания : пространство , время , причинность и
подчиненность законам мысли . Ее независимость от
законов мысли делает понятным , почему противоречивость
этого понятия ( воли –вещи в себе )не должна нас смущать
.
2) Она бессознательна : раз сознание есть условие
существования мира-представления , воля , как
потусторонняя сущность мира , должна быть чем-то
лежащим вне условий сознания , чем-то бессознательным .
3) Она едина : раз принципы индивидуальности ( пространство
и время ) неприложимы к сущности явлений , последняя
должна быть единой .
4) К ней , строго говоря , неприложимы и понятия и
духовного , и материального – она представляет нечто
возвышающееся над этими противоположностями , не
поддающийся логически точному определению в области
понятий : слепой стихийный побуд , движение и в то же
время стремление к жизни , к бытию в индивидуальных
чувственных формах .
Титаническая борьба сил в неорганической природе , вечное
зарождение новой жизни , жадное , непрерывное , безмерно-
изобильное в природе ( гибель бесчисленного множества
зародышей ) – все это свидетельствует о непрестанном
распадении ил воплощении единой воли в множестве
индивидуальностей . Хотя мировая воля едина , но мире-
представлении ее воплощения образуют рад ступеней объективации
. Низшей ступенью объективации является костная материя :
тяжесть , толчок , движение и т.д. представляют аналог
влечениям – в основе их , как внутреннее ядро так называемых
материальных явлений , лежит воля , единая сущность мира .
Органические формы растительные и животные возникли из низших
видов материи , но их происхождение не сводимо к физико-
химическим процессам : вся природа образует устойчивую
иерархию сущностей ; этим ступеням воплощения воли
соответствует мир неподвижных образцов для воплощения воли ,
мир Идей в платоновском смысле слова . Этот мир Идей
является как бы третьею промежуточной областью между единою
мировою волею и миром-представлением . Шопенгауэр был
трансформистом , т.е. предполагал происхождение высших
животных форм из низших , а последних из костной материи .
Сознание появилось в мире только с появлением животных , Его
нет у минералов , у растений есть лишь квази-сознание ,
лишенное познания. Как объяснить существование
досознательного бытия ? Шопенгауэр дает следующий ответ :
“Предшествовавшие всякой жизни на земле геологические
перевороты не существовали ни в чьем сознании , ни в
собственном , которого у них нет , ни в чужом , ибо его тогда
не было”. Так же он горит : “Оно ( объективное существование )
в сущности гипотетично, т.е. если бы в то первоисконное
время существовало сознание , то в нем изображались бы такие
процессы. К этому приводит казуальный регресс явлений ,
следовательно в вещи в себе заключалась необходимость
изображаться в таких процессах”.Значит , вся эволюция
досознательного мира обладает эмпирической реальность. В
человеческих индивидуумах воля находит себе окончательное и
полное воплощение :не человечеству , как роду , но каждому
человеку соответствует особая идея или потенция в мировой воле
; следовательно в человеке воля индивидуализируется во
множественности единичных “умопостигаемых характеров”. Самое
первичное , исконное , коренное в человеке – то , чем
характеризуется его сущность, это – воля ( чувствования и
страсти Шопенгауэр включает в понятие воли , в
противоположность познавательным процессам ). Интеллект –
другая основная психическая способность – играет по
отношению к воле служебную роль . Нами постоянно руководит
воля – она всячески влияет на интеллект , когда он расходится
с ее стремлениями . Господство воли над интеллектом и ее
вечная неудовлетворенность являются источником того , что
жизнь человека есть непрерывный ряд страданий . Важнейшие его
доводы сводятся к указанию на непрочность , мимолетность
наслаждений и на их иллюзорный характер .Как только желание
достигнуто нами , снова возникает неудовлетворенность , и мы
вечно переходим от страдания к скуке и обратно через
кратковременные промежутки неполного удовлетворения . К этому
следует добавить всю ту массу зла , которую вносит в мир
несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость и злоба .
Единственными оазисами в земном существовании служат философия
наука и искусство а так же сострадание другим живым существам
. Шопенгауэр в значительной степени смягчает свой пессимизм
указанием на моральное значение мира . По Шопенгауэру ,
распадение воли на множественность индивидуальных
существований – утверждение воли к жизни есть вина , и
искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в
отрицании воли к жизни . В связи с этим у Шопенгауэра
своеобразное воззрение на половую любовь . В этом явлении
прослеживается метафизическая основа жизни Любовь есть
неудержимый инстинкт , могучее стихийное влечение к
продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию
в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная
хитрость” гения рода , в руках которого любящий является
слепым орудием , игрушкою . Такой взгляд на любовь между
полами делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо
через нее происходит постоянное новое и новое утверждение
воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый пол”
лишен всякой истинной оригинальности духа , женщины не
создали ничего истинно великого , они легкомысленны и
безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши
, происходит 9/10 экономических бедствий человечества. В
конце концов Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским ,
что женщина – это та веревка , на которой черти тащат души
грешников в ад . Итак , подтверждение воли к жизни ведет
человечество лишь к бедствиям , и только обратный процесс
отрицания воли к жизни ведет к облегчению . Кроме
философского познания , есть три стороны в жизни человека ,
смягчающие тягостность существования и содействующие
облегчению благодатного процесса искупления ,- это
эстетическое созерцание , мораль сострадания и аскетический
“квиетив воли”.
Эстетика Шопенгауэра . С раннего детства Шопенгауэр , имея
возможность путешествовать , мог развивать свой эстетический
вкус , а чувство красоты пробудилось в нем с особенной силой
при знакомстве с классическим миром .Сущность искусства
сводится к наслаждению безвольным созерцанием вечно
совершенных Архетипов-Идей и мировой воли – идей , поскольку
последние находят себе выражение в образах чувственной
красоты. Самые идеи вневременны и внепространственны , но
искусство , пробуждая в нас чувство красоты в прекрасных
образах , дает нам возможность прозревать сверхразумным
мистическим путем сокровенную сущность мира . Отдельные
искусства и их роды соответствуют преимущественно отображению
определенной ступени объективации мировой воли . Высоко ценя
трагическое в искусстве , Шопенгауэр отводит надлежащее место
и комическому , предлагая особую теорию смешного . В своей
эстетике Шопенгауэр ограничивается преимущественно указанием
метафизического содержания искусства , сравнительно меньше он
останавливается на формальных условиях красоты .
Этика Шопенгауэра . Кроме художественного прозрения в
сущность мира , есть еще другой путь к освобождению себя от
страданий , это – углубление в моральный смысл бытия .
Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о
свободе воли . Воля едина , но , как сказано , она включает в
себя мистическим образом множественность потенций объективации
в виде Идей и некоторую множественность “умопостигаемых
характеров” , численно равную числу человеческих индивидуумов
в опыте . Характер каждого человека в опыте строго подчинен
законам достаточного основания , строго детерминирован . Ему
свойственны следующие черты :
1) он прирожден , мы появляемся на свет , наследуя строго
определенный характер от отца и умственные способности
от матери .
2) он эмпиричен , т.е. по мере нашего развития мы
постепенно узнаем его и иногда против собственного
ожидания открываем в себе известные присущие нам черты
характера .
3) он постоянен . В своих существенных чертах характер
неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы .
Поэтому нравственное воспитание , с точки зрения
Шопенгауэра , невозможно. Воля человека , как эмпирической
личности , строго детерминирована . Но та сторона воли ,
которая кроется в “умопостигаемом характере” человека и
пренадлежит воле как вещи в себе , внепричинна и свободна .
Шопенгауэр пишет : “Свобода - это такая мысль , которая , хотя
, мы ее и высказываем и отводим ей известное место , на самом
деле не может быть нами отчетливо мыслима . Следовательно ,
учение о свободе мистично”.
Человеческой деятельностью руководят три главных мотива :
злоба, эгоизм и сострадание , Из них только последний есть
мотив моральный. Признание сострадания единственным мотивом
моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает психологически
и метафизически . Раз счастье – химера , то и эгоизм , как
стремление к призрачному благу не может быть моральным
двигателем. Раз мир лежит во зле и человеческая жизнь
преисполнена страданий , остается лишь стремиться к облегчению
этих страданий путем сострадания . Но и с метафизической точки
зрения сострадание есть единственный моральный мотив
поведения . В акте сострадания мы мистическим образом
прозреваем в единую сущность мира , в одну волю , лежащую в
основе призрачной множественности сознаний . С указанием на
сострадание , как на путь к отрицанию воли к жизни ,
Шопенгауэр соединяет проповедь аскезы. Аскеза , т.е.
пренебрежение всем , привязывающим нас к плотскому , земному ,
приводит человека к святости .
Значение философии Шопенгауэра .
Оно заключается не в том влиянии , которое Шопенгауэр
оказал на ближайших учеников и последователей своего
учения , как Фрауэнштедт , Дейссен , Майнлендер , Бильгарц и
другие . эти ученики были лишь полезными комментаторами
учения своего учителя . Огромное значение философии
Шопенгауэра заключается в ее влиянии на общий ход
философской мысли , на образование новых систем и
направлений . Новокантиантство в известной степени обязано
своим успехом философии Шопенгауэра : Либман находится
под влиянием Канта в шопенгауэровском освещении ( особенно
в вопросе об отношении интуиции к понятию ) . Гельмгольц
также является кантианцем в духе Шопенгауэра ( учение о
врожденности закона причинности , теории зрения ) , А. Ланге
подобно Шопенгауэру , сочетает в и непримиренной форме
материализм и идеализм . Из слияния шопенгауэровских идей с
другими мыслями зародились новые системы ; так ,
гегельянство , скомбинированное с шопенгауэровским учением
и другими элементами , породило “Философию
бессознательного” Гартмана , дарвинизм и шопенгауэровские
идеи вошли в состав философии Ницше , учение о”ценности
жизни” Дюринга выросло по контрасту из шопенгауэровского
пессимизма . Косвенным образом навеяны Шопенгауэровским
учением о наследственности исследования по этому вопросу
Рибо , учение Ломброзо о “ прирожденном преступнике” и
сенсационный памфлет о “ вырождении ” Нордау . Влияние
Шопенгауэра на Владимира Соловьева ( мораль в “ Критике
отвлеченных начал ” ) и Льва Толстого также несомненно.
Список литературы.
1. Артур Шопенгауэр, Мир как воля и представление.
2. Артур Шопенгауэр, Афоризмы житейской мудрости.
3. Философский словарь.
4. И. Лапшин Шопенгауэр .