Мир как воля и представление

подошла к настроению начала пятидесятых годов . Особенный

успех имели статьи об университетах и духовидении ,

которое как раз в это время входило в моду . С этого времени

и до смерти Шопенгауэра его слав идет по нарастающей – его

переводят , о нем читают публичные лекции , начинают

излагать его учение в университетских курсах . У него

появляются новые приверженцы Ашер и Линднер , во Франкфурт

предпринимаются к нему поломничества , как к жрецу новой

религии , знаменитые писатели посещают его , ему целуют

руки , пишут восторженные письма и т.д. В “Senilia” он

говорит : “ Вечерняя заря моей жизни будет утренней зарей

моей славы , и я говорю словами Шекспира : “ доброго утра ,

господа , тушите факелы , хищный набег волков окончился ,

взгляните на кроткий день . Он предшествует колеснице Феба

и испещряет еще серый восток темными облаками”.

Артур Шопенгауэр умер в рассвете громкой славы 21

сентября 1861 года .

Труд жизни . Основные понятия .

Приступая к изучению философской системы Шопенгауэра ,

необходимо принять во внимание те условия , которые наложили

особый отпечаток на ход его мыслей . Главными особенностями

этой системы являются пессимизм , идеализм , эстетический

мистицизм и этика сострадания , аскезы сплавленные в

монистический волюнтаризм .

Пессимизм : много споров среди комментаторов Шопенгауэра

вызывало несоответствие между безвыходным пессимизмом и

проповедью аскезы и сострадания в теории философа и

удивительной жадностью к наслаждениям жизни , утонченным

эпикуреизмом , тем умением ловко устраивать дела ,

которое бросается в глаза при знакомстве с его биографией

. Одни , как Фрауэнштедт , усматривают в личности философа

истинный трагизм , другие , как Куно Фишер , полагают ,

что Шопенгауэр “рассматривал трагедию мирового несчастия в

бинокль из весьма удобного кресла , а затем уходил

домой с сильным впечатлением , но в то же время вполне

удовлетворенный”. Самою основною причиною пессимизма

Шопенгауэра является не болезненная меланхолия , не

внешние удары судьбы , а врожденная бедность

альтруистических чувств . Из них впоследствии он приходит к

этике сострадания .

Пессимизм Шопенгауэра относится к его идеализму , как

причина к следствию . Мы склоны считать что ценно для нас и ,

наоборот , что не имеет для нас никакой положительной цены ,

но является источником величайших страданий ( а таков

чувственный мир по Шопенгауэру ) , то мы желали бы считать

иллюзией , не настоящей , но лишь кажущейся

действительностью .Если Шопенгауэр, как пессимист , не

остался чужд влияния индийской философии , а как идеалист

-- влияния “божественного Платона и изумительного Канта”

, то эти влияния были лишь воздействиями на

благодатную почву , Это явствует из юношеских размышлений

Шопенгауэра о всеразрушающем характере времени . Учение

об идеальности времени тесно связано с учением об

идеальности всего временного всего мира . Поэтому всего

естественнее предположить такую цепь мотивов в творчестве

Шопенгауэра : дефект альтруистических чувств и врожденная

меланхолия – пессимизм – мысль об идеальности временного –

догматический идеализм . Что Шопенгауэр должен был прийти к

самому радикальному догматическому идеализму , отрицающему

не только трансцендентную реальность материи , но и Бога ,

и духов , и т.п. , это явствует из того , что в противном

случае для его пессимизма был бы выход , но он не желал

этого выхода . Поэтому критический идеализм не

удовлетворяет его ни своей теоретической , ни

практической сторонами .

Эстетический мистицизм . Если мир есть “арена ,

усеянная пылающими угольями” , которую нам надлежит

пройти , если правдивейшим его изображением служит

дантовский ад , то причиною этому служит , как мы

увидим , то , что “воля к жизни” непрестанно порождает в

нас неосуществимые желания ; являясь активными участниками

жизни , мы становимся мучениками ; единственным оазисом в

пустыне жизни служит эстетическое созерцание : оно

анестезирует , притупляет на время гнетущие нас волевые

импульсы , мы , погружаясь в него , как бы освобождаемся

от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в

сокровенную сущность явлений . Прозрение это интуитивное

иррациональное ( сверхразумное ) , т.е. мистическое , но оно

находит себе выражение и сообщается другим людям в

форме артистической художественной концепции мира ,

которую дает гений . В этом смысле Шопенгауэр , признавая

ценность за научной доказанностью в сфере теории

познания , в то же время видит в эстетической интуиции

гения высшую форму философского творчества : “Философия –

это художественное произведение из понятий”. Философию так

долго напрасно искали потому , что “ее искали на дороге науки

, вместо того , чтобы искать ее на дороге искусства”.

Такое значение , придаваемое Шопенгауэром эстетической

интуиции и творчеству гения , объясняется : во-первых ,

высоким художественным дарованием Шопенгауэра выражать свои

мысли с художественной яркостью , наглядностью и

изяществом , во-вторых , тем ,что Шопенгауэр в тот период

и в той среде , когда царил “культ гения” и искусству

придавали значение ключа к тайнам метафизики . Не следует

ни преувеличивать ни преуменьшать роль эстетического

иррационализма в системе Шопенгауэра .

Что этика Шопенгауэра есть этика сострадания , а не

этика долга , не этика счастия , не этика пользы , не

эволюционная прогрессивная этика и т.д. – это , очевидно ,

опять-таки результат его пессимизма , Этика долга требует

веры в смысл жизни . Этика счастия , хотя бы в форме

этики эгоизма , бессмысленна , ибо само счастие - иллюзия ;

оно сводится к простому отсутствию страдания ; этика

пользы и этика прогрессивная предполагают этику счастия

, а так как счастие абсолютно недостижимо , то и эти

формы морали не могут иметь места . Живя в эпоху

политической реакции и не веря в политический и вообще

социальный прогресс по разным основаниям , Шопенгауэр

должен был остановиться на единственной форме этики -

этике сострадания , ибо она сводится не к увеличению

нереального блага , а к обоюдному ослаблению вполне

реальных страданий и , следовательно , как и эстетическое

созерцание , совместима с пессимизмом .

Почему метафизика Шопенгауэра приняла форму

монистического волюнтаризма ? То есть почему Шопенгауэр

признал именно волю сокровенной сущностью вещей и почему

всякая множественность индивидуальностей ( множественность

вещей и сознаний ) представляется ему лишь видимым

отображением единой мировой воли ? ответ на первый

вопрос можно получить из сопоставления личности

Шопенгауэра с его метафизическим принципом . Дисгармония в

волевой деятельности , мучительный разлад между жаждой

жизни и в то же время полною неудовлетворенностью ее

содержанием , - вот что было источником личной трагедии

Шопенгауэра . Что же касается второго вопроса о монизме

Шопенгауэра , то эта черта его системы представляет

логически необходимое следствие его радикального

идеализма . Впрочем Шопенгауэр вводит в понятие единой

воли множественность потенций или Идей , в частности

множественность “умопостигаемых характеров” , равных по

числу множественности человеческих сознаний .

Теория познания Шопенгауэра . Шопенгауэр анализирует “

закон достаточного основания ” , где появляется неясность

в смешении логического основания и фактической причины .

Чтобы устранить эти неясности , надо прежде всего

указать на ту коренную особенность нашего сознания ,

которою определяются главные разновидности закона

достаточного основания . Это свойство сознания ,

образующее “корень закона достаточного основания ” , есть

неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта

: “Все наши представления суть объекты субъекта и все

объекты субъекта суть наши представления . Отсюда

вытекает что все наши представления находятся между собою

в закономерной связи , которую можно определить a priori

в том , что касается формы ; в силу этой связи ничто

изолированное и независимое , одиноко , особняком стоящее

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты