подошла к настроению начала пятидесятых годов . Особенный
успех имели статьи об университетах и духовидении ,
которое как раз в это время входило в моду . С этого времени
и до смерти Шопенгауэра его слав идет по нарастающей – его
переводят , о нем читают публичные лекции , начинают
излагать его учение в университетских курсах . У него
появляются новые приверженцы Ашер и Линднер , во Франкфурт
предпринимаются к нему поломничества , как к жрецу новой
религии , знаменитые писатели посещают его , ему целуют
руки , пишут восторженные письма и т.д. В “Senilia” он
говорит : “ Вечерняя заря моей жизни будет утренней зарей
моей славы , и я говорю словами Шекспира : “ доброго утра ,
господа , тушите факелы , хищный набег волков окончился ,
взгляните на кроткий день . Он предшествует колеснице Феба
и испещряет еще серый восток темными облаками”.
Артур Шопенгауэр умер в рассвете громкой славы 21
сентября 1861 года .
Труд жизни . Основные понятия .
Приступая к изучению философской системы Шопенгауэра ,
необходимо принять во внимание те условия , которые наложили
особый отпечаток на ход его мыслей . Главными особенностями
этой системы являются пессимизм , идеализм , эстетический
мистицизм и этика сострадания , аскезы сплавленные в
монистический волюнтаризм .
Пессимизм : много споров среди комментаторов Шопенгауэра
вызывало несоответствие между безвыходным пессимизмом и
проповедью аскезы и сострадания в теории философа и
удивительной жадностью к наслаждениям жизни , утонченным
эпикуреизмом , тем умением ловко устраивать дела ,
которое бросается в глаза при знакомстве с его биографией
. Одни , как Фрауэнштедт , усматривают в личности философа
истинный трагизм , другие , как Куно Фишер , полагают ,
что Шопенгауэр “рассматривал трагедию мирового несчастия в
бинокль из весьма удобного кресла , а затем уходил
домой с сильным впечатлением , но в то же время вполне
удовлетворенный”. Самою основною причиною пессимизма
Шопенгауэра является не болезненная меланхолия , не
внешние удары судьбы , а врожденная бедность
альтруистических чувств . Из них впоследствии он приходит к
этике сострадания .
Пессимизм Шопенгауэра относится к его идеализму , как
причина к следствию . Мы склоны считать что ценно для нас и ,
наоборот , что не имеет для нас никакой положительной цены ,
но является источником величайших страданий ( а таков
чувственный мир по Шопенгауэру ) , то мы желали бы считать
иллюзией , не настоящей , но лишь кажущейся
действительностью .Если Шопенгауэр, как пессимист , не
остался чужд влияния индийской философии , а как идеалист
-- влияния “божественного Платона и изумительного Канта”
, то эти влияния были лишь воздействиями на
благодатную почву , Это явствует из юношеских размышлений
Шопенгауэра о всеразрушающем характере времени . Учение
об идеальности времени тесно связано с учением об
идеальности всего временного всего мира . Поэтому всего
естественнее предположить такую цепь мотивов в творчестве
Шопенгауэра : дефект альтруистических чувств и врожденная
меланхолия – пессимизм – мысль об идеальности временного –
догматический идеализм . Что Шопенгауэр должен был прийти к
самому радикальному догматическому идеализму , отрицающему
не только трансцендентную реальность материи , но и Бога ,
и духов , и т.п. , это явствует из того , что в противном
случае для его пессимизма был бы выход , но он не желал
этого выхода . Поэтому критический идеализм не
удовлетворяет его ни своей теоретической , ни
практической сторонами .
Эстетический мистицизм . Если мир есть “арена ,
усеянная пылающими угольями” , которую нам надлежит
пройти , если правдивейшим его изображением служит
дантовский ад , то причиною этому служит , как мы
увидим , то , что “воля к жизни” непрестанно порождает в
нас неосуществимые желания ; являясь активными участниками
жизни , мы становимся мучениками ; единственным оазисом в
пустыне жизни служит эстетическое созерцание : оно
анестезирует , притупляет на время гнетущие нас волевые
импульсы , мы , погружаясь в него , как бы освобождаемся
от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в
сокровенную сущность явлений . Прозрение это интуитивное
иррациональное ( сверхразумное ) , т.е. мистическое , но оно
находит себе выражение и сообщается другим людям в
форме артистической художественной концепции мира ,
которую дает гений . В этом смысле Шопенгауэр , признавая
ценность за научной доказанностью в сфере теории
познания , в то же время видит в эстетической интуиции
гения высшую форму философского творчества : “Философия –
это художественное произведение из понятий”. Философию так
долго напрасно искали потому , что “ее искали на дороге науки
, вместо того , чтобы искать ее на дороге искусства”.
Такое значение , придаваемое Шопенгауэром эстетической
интуиции и творчеству гения , объясняется : во-первых ,
высоким художественным дарованием Шопенгауэра выражать свои
мысли с художественной яркостью , наглядностью и
изяществом , во-вторых , тем ,что Шопенгауэр в тот период
и в той среде , когда царил “культ гения” и искусству
придавали значение ключа к тайнам метафизики . Не следует
ни преувеличивать ни преуменьшать роль эстетического
иррационализма в системе Шопенгауэра .
Что этика Шопенгауэра есть этика сострадания , а не
этика долга , не этика счастия , не этика пользы , не
эволюционная прогрессивная этика и т.д. – это , очевидно ,
опять-таки результат его пессимизма , Этика долга требует
веры в смысл жизни . Этика счастия , хотя бы в форме
этики эгоизма , бессмысленна , ибо само счастие - иллюзия ;
оно сводится к простому отсутствию страдания ; этика
пользы и этика прогрессивная предполагают этику счастия
, а так как счастие абсолютно недостижимо , то и эти
формы морали не могут иметь места . Живя в эпоху
политической реакции и не веря в политический и вообще
социальный прогресс по разным основаниям , Шопенгауэр
должен был остановиться на единственной форме этики -
этике сострадания , ибо она сводится не к увеличению
нереального блага , а к обоюдному ослаблению вполне
реальных страданий и , следовательно , как и эстетическое
созерцание , совместима с пессимизмом .
Почему метафизика Шопенгауэра приняла форму
монистического волюнтаризма ? То есть почему Шопенгауэр
признал именно волю сокровенной сущностью вещей и почему
всякая множественность индивидуальностей ( множественность
вещей и сознаний ) представляется ему лишь видимым
отображением единой мировой воли ? ответ на первый
вопрос можно получить из сопоставления личности
Шопенгауэра с его метафизическим принципом . Дисгармония в
волевой деятельности , мучительный разлад между жаждой
жизни и в то же время полною неудовлетворенностью ее
содержанием , - вот что было источником личной трагедии
Шопенгауэра . Что же касается второго вопроса о монизме
Шопенгауэра , то эта черта его системы представляет
логически необходимое следствие его радикального
идеализма . Впрочем Шопенгауэр вводит в понятие единой
воли множественность потенций или Идей , в частности
множественность “умопостигаемых характеров” , равных по
числу множественности человеческих сознаний .
Теория познания Шопенгауэра . Шопенгауэр анализирует “
закон достаточного основания ” , где появляется неясность
в смешении логического основания и фактической причины .
Чтобы устранить эти неясности , надо прежде всего
указать на ту коренную особенность нашего сознания ,
которою определяются главные разновидности закона
достаточного основания . Это свойство сознания ,
образующее “корень закона достаточного основания ” , есть
неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта
: “Все наши представления суть объекты субъекта и все
объекты субъекта суть наши представления . Отсюда
вытекает что все наши представления находятся между собою
в закономерной связи , которую можно определить a priori
в том , что касается формы ; в силу этой связи ничто
изолированное и независимое , одиноко , особняком стоящее