Н.Бердяев Судьба России, анализ произведения
МИРОВАЯ ОПАСНОСТЬ (ПРЕДИСЛОВИЕ)
Произведение Н.Бердяева «Судьба России» было создано в эмиграции, но
большинство статей, вошедших в сборник, были написаны во время Первой
мировой войны до революционных событий в России. В предисловии автор с
грустью констатирует: «Великой России уже нет и нет стоявших перед ней
мировых задач, которые я старался по-своему осмыслить». Но новое время
требует пересмотра реакций живого духа на все происходящее в мире.
Революция и выход из войны расценивается как падение и бесчестье,
способствовавшее военным успехам Германии. Но с другой стороны Бердяев
считает, что «Германия есть в совершенстве организованное и
дисциплинированное бессилие. Она надорвалась, истощилась и принуждена
скрывать испуг перед собственными победами».
Философ видит более реальную угрозу, чем Германия, угрозу с Востока. «С
Востока, не арийского и не христианского, идет гроза на всю Европу.
Результатами войны воспользуются не те, которые на это рассчитывают. Никто
не победит. Победитель не в состоянии уже будет пользоваться своей победой.
Все одинаково будут побеждены». Как это перекликается с происходящими в
настоящее время в мире событиями ( 11 сентября, Ирак, «Аль-Кайда», Чечня),
которые спровоцированы религиозными, политическими разногласиями в мире,
что может привести к религиозной войне в планетарном масштабе, где уже
точно не будет победителей и побежденных. « И тогда кара придет из Азии. На
пепелище старой христианской Европы, истощенной, потрясенной до самых
оснований собственными варварскими хаотическими стихиями, пожелает занять
господствующее положение иная чужая нам раса, с иной верой, с чуждой нам
цивилизацией. По сравнению с этой перспективой вся мировая война есть лишь
семейная распря».
Бердяев прогнозирует, что после ослабления и разложения Европы и
России «воца-рится китаизм и американизм, две силы которые могут найти
точки сближения между собой. Тогда осуществится китайско-американское
царство равенства, в котором невозможны уже будут никакие восхождения и
подъемы». В настоящее время мы имеем лишь две супердержавы – США и Китай.
США стремится к превращению России в свой сырьевой придаток, свалку
радиационных отходов, страну «третьего мира». Китай, который своим бурным
развитием, захватом мирового рынка, предоставлением дешевой рабочей силы,
развитием высокоточных технологий, превратился в страну с огромным
потенциалом и острой нехваткой территории, проводит тихую экспансию
Дальнего Востока России. Целенаправленно производится заселение наших
территорий китайцами, их ассимиляция, все это наглядно подтверждает мысль
автора. Если пророчества автора сбудутся, то противостоять этой Империи не
сможет ни одно государство мира.
Автор предлагает возрождение через объединение духовных, христианских
сил против сил антихристианских и разрушительных. Он верит, что «раньше или
позже в мире должен возникнуть «священный союз» всех творческих
христианских сил, всех верных вечным святыням», но сам же добавляет: «Мир
вступает в период длительного неблагополучия и великих потрясений. Но
великие ценности должны быть пронесены через все испытания. Для этого дух
человеческий должен облечься в латы, должен быть рыцарски вооружен».
Бердяев видит только один способ позитивного развития общества – его
развитие через духовное самосовершенствование и развитие внутреннего мира
отдельно взятой личности.
I. ПСИХОЛОГИЯ РУССКОГО НАРОДА
I.I. ДУША РОССИИ
«С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то
великому, что Россия – особенная страна, не похожая ни на какую страну
мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и
богоносности России».
В этой главе рассматривается роль России в мировой жизни, ее
возможность влияния на духовную жизнь Запада «таинственной глубиной
русского Востока». Бердяев считает, что начавшаяся Первая мировая война
столкнула восточное (Россия) и западное (Германия) человечество. Война
стала своеобразным катализатором развития и объединения Востока и Запада.
Она должна помочь России занять «великодержавное положение в духовном
мировом концерте», стать полноправным членом Европы.
Автор считает, что близок «час мировой истории, когда славянская раса
во главе с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества»,
но с другой стороны, рассматривая русскую ментальность, он признает:
«Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И
русский народ – самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою
землю». И это противоречие вызывает у меня закономерный вопрос: «Как
страна, внутренняя организация которой не выдерживает никакой критики, с
тяжелым, неповоротливым государственным аппаратом, «аполитичным народом»
может претендовать, по мнению Бердяева, на главенствующую роль в
определении судьбы человечества?». После прочтения данной книги, ответ на
свой вопрос я так и не получил.
Великолепна оценка автором русского характера, его пассивности,
созерцательности: «В основе русской истории лежит знаменательная легенда о
призвании варягов-иностранцев для управления русской землей, так как «земля
наша велика и обильна, но порядка в ней нет». Как характерно это роковой
неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в
своей земле! Русский народ как будто бы хочет не столько свободного
государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы
от забот о земном устройстве». Извечная русская лень, надежда на «доброго
барина», жажда «халявы» в любом ее проявлении показаны в этой цитате во
всей красе. И ведь, что удивительно, с момента написания книги прошло почти
100 лет, а в восприятии, желаниях, мироощущении русского человека ничего не
изменилось. «Варяг-иностранец», «добрый барин» - этих персонажей у нас
хватает и сейчас (Герман Греф - финансист, Абрамович – «лучший друг всех
чукчей», Путин – «только из Берлина», Мавроди – «партнер» и т.д.), а
желания что-то попытаться сделать самому, работать на себя, а не за копейки
на государство, у нашего человека как не было, так и нет. Не приучен
русский человек рисковать, ведь гораздо проще жить плохо, но с
уверенностью, что тебя не уволят с низкооплачиваемой работы. Жить в
малогабаритной квартире, утешая себя мыслью, что ведь кто-то живет в
«общаге» и т.д. «Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в
какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери».
Автор рассматривает также противоречие в отношении России и русского
сознания к национальности. Он разделяет отношение России к шовинизму на
тезис: «Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского,
наносного, какой-то неметчины» и антитезис: «Россия – самая
националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма,
угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального
бахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенской
церкви Христовой, страна почитающая себя единственно призванной и
отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие диавола, обреченное на гибель».
Это противоречие есть и в нашей жизни. «Скинхэды» - порождение
национализма, явление наших дней, и в тоже время, в повседневной жизни,
русский человек при общении с конкретным человеком другой национальности
терпим, способен на уступки, может поделиться последним. Такое противоречие
русской души длится не одну сотню лет и скорее всего является неотьемлемой
чертой русской души. «Русская душа сгорает в пламенном искании правды,
абсолютной, Божественной правды и спасения для всего мира, и мука ее не
знает утоления. Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о
смысле жизни».
«Русская народная жизнь с ее мистическими сектами, и русская
литература и русская мысль, и жуткая судьба русских писателей и судьба
русской интеллигенции, оторвавшейся от почвы и в то же время столь
характерно национальной, все, все дает нам право утверждать тот тезис, что
Россия – страна бесконечной свободы и духовных далей, страна мятежная и
жуткая в своей стихийности, в своем народном дионисимизме, не желающем
знать формы». Этот тезис подтвердили и дальнейшие исторические события:
революции, установление Советской власти, которые уничтожили Великую
империю с ее устоями, духовностью, ввели новые моральные и духовные
ценности, физически уничтожили интеллигенцию, что привело к изменению нации
на генетическом уровне. Плоды чего мы сейчас с успехом и пожинаем, наблюдая
всеобщую бездуховность, лицемерие и жажду наживы.
Антитезис этой мысли: «Россия – страна неслыханного сервилизма и жуткой
покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая
достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения
религиозной жизни государством, страна крепкого быта и тяжелой плоти».
Бердяев в антитезисе провозглашает, что страну почти невозможно сдвинуть с
места, что она инертна и покорно мирится со своей жизнью, но по прошествии
всего нескольких лет его антитезис был разрушен до основания.
Рассматривая противостояние в мировой войне Германии и России, Бердяев
характеризует его как противостояние рас, культур, духовности, полярно
противоположных друг другу. Он считает, что: «Мировая война, в кровавый
круговорот которой вовлечены уже все части света и все расы, должна в
кровавых муках родить твердое сознание всечеловеческого единства. Культура
перестанет быть столь исключительно европейской и станет мировой,
универсальной. И Россия, занимающая место посредника между Востоком и
Западом, являющаяся Востоко-Западом, призвана сыграть великую роль в
приведении человечества к единству. Мировая война жизненно подводит нас к
проблеме русского мессианства». Мне кажется, что любая война не может
являться объединяющим фактором человечества, так как противоборствующие
стороны после окончания войны, даже спустя многие годы, на уровне
подсознания, продолжают испытывать друг к другу ненависть за те жертвы и
разрушения, которые были им нанесены. Союзники, объединенные внешней
угрозой и общими целями (врагом), после окончания боевых действий, начинают