Н.Бердяев Судьба России, анализ произведения

находился под угрозой захвата немецкими войсками. Бердяев, как и многие

прогрессивные люди того времени с тревогой наблюдал за происходящими

событиями. Анализируя отношение к войне во Франции, автор приходит к

выводу, что нация эта абсолютно не приспособлена к войне, ее героический

дух угас. Страна нуждалась в помощи, и Россия ее предоставила. Да, после

блистательных побед Наполеона Франция фактически владела миром, но после

его провального похода на Россию, и последующего разгрома она так и не

смогла оправиться. Франция потеряла силу духа, уверенность сильной нации.

Первая и Вторая мировые войны подтвердили это.

Мистический Париж и «благоустроенная казарма» Берлин, вот такие

сравнения приводит автор. Город любви, манящий, таинственный и технически

усовершенствованный, но бездушный и лишенный всякой привлекательности – вот

характеристики этих городов. Мое мнение, что нельзя рассматривать город

только с положительной или отрицательной стороны. Для каждого человека

город открывается по-своему. Он может показать как положительные, так и

отрицательные стороны своей жизни. Например, Санкт-Петербург воспринимается

гостями неоднозначно. Он либо притягивает, завораживает с первого дня, либо

вызывает неприязнь, непонимание.

Обвиняя Францию в мещанстве и превознося бытовую свободу, свободу от

ложных условностей и лицемерных норм, русских, Бердяев пишет: «В мещанской

Франции, богатой, устроившейся и самодовольной, нельзя уже было узнать

страны Жанны д’Арк и Наполеона, великой революции и великих исканий

свободы». Мещанство и война, две противоположности, которые как два магнита

притягивают друг друга. Они происходят из одинаковых причин и «в этом есть

внутренняя диалектика, изобличающая ложь жизни».

III.II.РУССКАЯ И ПОЛЬСКАЯ ДУША

Рассматривая отношения Польши и России видно, что исторически эти

страны странным образом связаны невидимыми узами. Польша, в период своего

расцвета, чуть не стала владычицей России, но, проиграв, стала усиленно

русифицироваться. Россия царская, социалистическая пытались лишить поляков

национального чувства, свести роль польского государства к чисто

номинальным функциям. Бердяев пишет: «Внешние отношения России и Польши

коренным образом меняются. Россия сознает, что должна искупить свою

историческую вину перед Польшей. Но русская и польская душа все еще

противостоят друг другу, как страшно чужие, бесконечно разные, друг другу

непонятные. Внутреннего сближения не происходит». Произошло столкновение

славянских культур, сориентированной на Запад и сориентированной на

Восток. «Но если польское мессианское сознание и может быть поставлено выше

русского мессианского сознания, я верю, что в самом народе русском есть

более напряженная и чистая жажда правды Христовой и царства Христова на

земле, чем в народе польском. Национальное чувство искалечено у нас,

русских, нашим внутренним рабством. У поляков – их внешним рабством».

Я не согласен с тем, что Россия по отношению к Польше, должна

испытывать чувство исторической вины. Желание расширения границ,

присоединения новых территорий, поглощения более мелких образований – это

естественный процесс, как в живой природе, так и в государственном

развитии. Другой вопрос как это происходит, и с какой точки зрения

рассматривается. Если это слияние несет новым территориям развитие,

возможность интеграции в более сильное государство, то это естественно

позитивный этап развития. Отношения Польши и России, неизбежны из-за

территориальных, исторических, социальных причин. «Русская душа останется

православной по своему основному душевному типу, как польская душа

останется католической. Это глубже и шире православия и католичества как

вероисповеданий, это – особое чувство жизни и особый склад души. Но эти

разные народные души могут не только понять и полюбить друг друга, но и

почувствовать свою принадлежность к единой расовой душе и сознать свою

славянскую миссию в мире».

III.III.РЕЛИГИЯ ГЕРМАНИЗМА

Основная мысль автора заключается в том, что Германия духовно является

антагонистом России, ее внутренняя тяга к порядку, организованности имеет

болезненные формы. Немцы чувствовали себя организаторами изнутри, борцами с

мировым хаосом. Это послужило развитию непомерных амбиций Германии, чувству

внутреннего превосходства арийской расы над другими. «Дух тевтонской

гордости пропитал всю германскую науку и философию. Немцы не довольствуются

инстинктивным презрением к другим расам и народам, они хотят презирать на

научном основании, презирать упорядоченно, организованно и

дисциплинированно». Рассматривая германский и русский дух, Бердяев

доказывает превосходство и преимущество русского. История и Вторая мировая

война подтвердили его мысли. Сила русского духа в полной мере раскрылась во

время противостояния с нацистской Германией, продолжательницей идей

кайзеровской Германии начала XX века.

IV.ПСИХОЛОГИЯ ВОЙНЫ И СМЫСЛ ВОЙНЫ

IV.I.МЫСЛИ О ПРИРОДЕ ВОЙНЫ

Бердяев, рассматривая войну, утверждает ее вторичность, рефлекторность

на источник духовного противостояния. «Зло войны есть знак внутренней

болезни человечества. Материальные насилия и ужасы войны лишь сыпь на теле

человечества, от которой нельзя избавиться внешне и механически. Все мы

виноваты в той болезни человечества, которая высыпает войной. Когда

вскрывается гнойный нарыв, то нельзя видеть зла в самом вскрытии нарыва.

Иногда это вскрытие нужно сделать насильственно для спасения жизни».

Духовность и духовные ценности, возрождение души – вот основные

ценности верующего человека на войне, и его не так страшит смерть

физическая, как смерть духовная. Человеку неверующему трудно смириться с

физической смертью. Пацифизм поддерживается большей частью гуманистами-

позитивистами, людьми, поддерживающими эмпирическую данность бытия.

«Христианство есть сплошное противоречие. И христианское отношение к войне

роковым образом противоречиво. Христианская война невозможна, как

невозможно христианское государство, христианское насилие и убийство. Но

весь ужас жизни изживается христианством, как крест и искупление вины.

Война есть вина, но она также есть и искупление вины. В ней неправедная,

грешная злая жизнь возносится на крест».

Человек воюющий, и человек желающий победы своему народу, оба духовно

совершают убийство и равно ответственны за происходящее. Бердяев отмечает:

«Я думаю, что в основе всей культуры лежит та же вина, что и в основе

войны, ибо вся она в насилии рождается и развивается. Но зло, творимое

культурой, как и зло , творимое войной, - вторично, а не первично, оно –

ответ на зло изначальное, на тьму, обнимающую первооснову жизни».

IV.II.О ЖЕСТОКОСТИ И БОЛИ

Автор рассматривает закономерность развития общества и жестокость.

Любой процесс, связанный с движением вперед, с прогрессом, ломает привычные

стереотипы, устои, что в свою очередь приводит к жестокости и боли,

нарушению баланса.

«Христианство верит в искупительность страдания и зовет к вольной

Голгофе. И судьба христианских народов – динамична, а не статична, как

судьба народов Востока. Христианское человечество творит историю». Вызывает

сомнение это высказывание автора. Статика народов Востока обманчива, она

вызвана созерцательным отношением к жизни, связанным с верой в реинкарнацию

духа. Но огромный потенциал, людской, научный, накопленный на Востоке,

бурно развивается, в корне меняя мировую расстановку сил.

Война, жестокость и боль взаимосвязаны между собой. Бердяев пишет: «Но

эта ниспосланная нам война, может быть, самая страшная из всех бывших войн,

есть, во всяком случае, страдальческое испытание для современного

человечества, развращенного буржуазным благополучием и покоем, поверившего

в возможность мирной внешней жизни при внутреннем раздоре».

Анализируя жестокость немцев, Бердяев рассматривает и русский характер:

«У нас, русских, есть боязнь силы, есть вечное подозрение, что всякая сила

от дьявола. Русские – непротивленцы по своему духу. Сила представляется

всегда насилием и жестокостью. Быть может, потому русские стали такими, что

в истории своей они слишком много страдали от насиловавшей их, над ними

стоящей силы». В русской душе есть стремление идти на компромиссы, обходить

острые углы, но не дай бог кому-то загнать нас в угол. Неоднократные

попытки захвата мирового господства в истории человечества, заканчивались

как раз в России, похороненные нашим народом. Великая ошибка всех

диктаторов – желание победить именно Россию.

IV.III.О ПРАВДЕ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В БОРЬБЕ НАРОДОВ

Каждый народ в своей борьбе за существование проходит период войны,

когда противоречия с другим народом достигают максимума, и их решение

невозможно мирным путем. «Борьба за историческое бытие каждого народа имеет

внутреннее оправдание. Я могу признавать правоту своего народа в мировой

войне, но это не есть правота исключительных нравственных преимуществ, это

– правота творимых исторических ценностей и красота избирающего Эроса.

И мировая борьба союзников с Германией есть борьба за историческое

бытие и исторические ценности, а не борьба исключительных моральных качеств

и прерогатив».

Рассматривая войну России и Англии против Германии, автор обосновывает

свою позицию поддержки России и отрицательную роль в мировом развитии

Германии. Причины этой позиции мы рассматривали ранее. «Дело идет о мировом

духовном преобладании славянской расы. Мне неприятен весь нравственный

склад германца, противен формалистический пафос долга, его обоготворение

государства, и я склонен думать, что славянская душа с трудом может

переносить самые нравственные качества германцев, их нравственную идею

устроения жизни. И я бы хотел бороться с германцами за наш нравственный

склад, за наш духовный тип».

IV.IV.ДВИЖЕНИЕ И НЕПОДВИЖНОСТЬ В ЖИЗНИ НАРОДОВ

Народы мира находятся в постоянном движении, происходит изменение

границ, государственного устройства. Эту закономерность изучает автор в

этой главе. «Творческие задания исторического и мирового процесса не могут

прекратиться и не может наступить состояние статическое, вечный счастливый

покой».

Я, поддерживаю точку зрения автора о том, что каждый народ имеет свои

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты