противоречивость процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более
глубокую разработку в философии Гегеля.
Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиаско в своих
попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно —
уповать на «практический разум», под которым философ понимал учение о
нравственности, этику. По его мнению, в области нравственности человек уже
не подчинен необходимости, которая господствует с неотвратимой силой в
сфере явлений. Как субъект нравственного сознания человек свободен, т.е.
приобщен к миру вещей в себе. Кант устанавливает между теоретическим и
практическим разумом отношение субординации: теоретический разум
подчиняется практическому.
Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферу
применения нравственных оценок поступков людей. В основе любых нравственных
оценок лежит категорический императив — основной закон этики Канта.
Императив есть форма повелений, связанная с категорией должного.
Категорическим императивом философ называет такую форму повеления, которая
представляет собой действие как бы ради него самого, отношения к другой
цели. Императив не связан со стремление к пользе или счастью людей, он
носит строго формальный априорный характер и имеет форму заповеди,
безусловной, обязательной для всех людей. Категорический императив
формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной
принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего
законодательства. Этот принцип носит отвлеченный характер. Ему могут
соответствовать самые разнообразные требования и постулаты: религиозные
заповеди выводы житейской мудрости и многое другое.
Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив
«практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, так же, как
и в лице каждого другого непременно употреблялось как цель и никогда как
средство.
Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большое прогрессивное
значение для своего времени. В них заключен протест против закрепощающих
человека уз феодально-абсолютистского строя. Большое влияние на этические и
социально-политические взгляды Канта оказал Ж.Ж. Руссо. «Было время,
когда... я презирал чернь, — писал Кант. — Руссо исправил меня и направил
на иной путь. Это ослепляющее преимущество исчезает; я учусь уважать
человека...». Выступая за права человека, философ подчеркивал, что
«человек, зависящий от другого, не есть уже более человек; он это звание
утратил, он тогда не что иное, как принадлежность другого человека, ...в
человеческой природе рабство есть наивысшее из зол». Кант заимствовал у
Руссо мысль о независимости нравственной природы человека от достижений
науки и культуры, преломив ее в своем учении о независимости и
первоначальности нравственности, о первенстве практического разума над
теоретическим. Кант, вопреки догматам протестантизма и католицизма, считал,
что нравственность автономна и не зависит от религии. Напротив, религия
должна выводиться из принципов нравственности.
Практический императив, провозглашая человека целью, а не средством,
устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение к самому себе как
человеку (ко всему человеческому роду) вообще...». Человек не может быть
ничьим рабом, в том числе и рабом божьим. Поэтому «мораль следует
культивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральной
точки зрения». Бог превращен в этический символ. Философия Канта, таким
образом, сближается с деизмом.
Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе свободных государств и
свободных народов как гаранте этого мира. Обоснованию этого посвящен его
трактат «Вечный мир».
Кант — одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель
справедливо считал, что в учении Канта происходит главный переход к
новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума,
об активности субъекта в познании и нравственной практике началась
разработка диалектического метода познания — главного достижения немецкой
классической философии.
У Канта было огромное число последователей и не меньшее число
критиков. Критиковали его «справа» и «слева». Справа: — с позиций
последовательного идеализма — за допущение материалистического тезиса о
существовании независимо от субъекта вещей в себе. Слева — с позиций
материализма — за агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному
идеализму. За это же его критиковал Гегель, но с позиций абсолютного
объективного идеализма и, что очень существенно, — с позиций всесторонне
разработанного диалектического метода.
§ 2. «Наукоучение» Фихте
Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) родился в семье крестьян. Благодаря
выдающимся способностям и редкому трудолюбию ему удалось получить
образование. В отличие от Канта или Гегеля жизнь Фихте была насыщена
драматическими событиями. Фихте — не только видный представитель
классической немецкой философии, но и идеолог немецкого освободительного
движения, направленного против французских оккупантов. В то же время в его
творчестве нашли отражение прогрессивные идеи французского Просвещения и
революции. 1793 г. он опубликовал (анонимно) два сочинения, восхваляющие
эти идеи. В 1799 г. в философском журнале появились статьи, в которых Фихте
отождествлял идею Бога с моральным мировым порядком. Журнал был запрещен
правительством, Фихте обвинен в атеизме и уволен с должности профессора
Иенского университета. Только в 1805 г. ему удалось стать профессором
Эрлангенского университета. В 1807 г. в оккупированном французами Берлине
Фихте выступает с циклом публичных лекций — «Речи к немецкой нации», в.
которых он призывал к объединению страны, ее возрождению, демократическим
реформам. Патриотическая деятельность философа находит широкий отклик в
государствах тогдашней Германии. С 1809 г. Фихте — профессор Берлинского
университета, а в 1811—1812 гг. избирается его ректором. В 1813 г. он
вступает в ландштурм (ополчение) и в 1814 г. умирает в госпитале,
заразившись, по-видимому, тифом.
Свою философию Фихте называет «первой системой свободы», которая
освобождает человеческое «Я» от оков вещей в себе, от внешнего диктата.
Философия, по его мнению, не мировоззрение, а самосознание, связанное с
характером, образом мыслей, практическими действиями личности.
Фихте подвергает критике философию Канта. Он не согласен с
утверждением о непознаваемости вещей в себе. Эта критика ведется справа — с
позиций более последовательного субъективного идеализма. Первичной
реальностью Фихте называет абсолютное человеческое «Я», которое включает в
себя все, что можно мыслить. «Я» — мыслящий субъект, обладающий большой
активностью. Его деятельность выливается в диалектический процесс:
происходит движение от первоначального положения (утверждение) к
противоположному положению (отрицание), а от него — к третьему положению
(единство, синтез первых двух положений).
Кроме «Я» существует «не-Я», или некий объект природы, окружающей
действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в какой-то мере
его деятельность. По словам философа, понять разумом механизм этого
воздействия невозможно его можно только прочувствовать. Наряду с
теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ признает и деятельность
бессознательную. К бессознательной деятельности относится нравственное
поведение субъекта: исполнение им долга, повиновение законам морали и
права.
«Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я». Физическая
природа человека, его естественные склонности, составляющие «не-Я»,
побуждают «Я» к действию и в то же время искажают проявления
нравственности, противодействуют проявлениям морального долга. Чем сильнее
воздействие «не-Я», или чувственной природы человека, тем труднее для «Я»
выполнять свой этический долг.
Фихте правильно схватывает то противоречие, которое действительно
существует между чувством и долгом. Но что же все-таки надо понимать под
категорией «не-Я»? Может создаться впечатление, что, пользуясь своеобразной
терминологией, Фихте высказывает обычные материалистические взгляды на
соотношение субъекта и объекта, сознания и природы. Однако это впечатление
обманчиво. Фихте сознательно дистанцируется не только от материализма как
философского мировоззрения, но и от половинчатых взглядов Канта,
признававшего объективно-реальное существование вещей в себе. Как
подчеркивает Фихте, «не-Я» нельзя отождествлять с вещью в себе в кантовском
смысле. Категория «не-Я» — это результат деятельности сознания, т.е.
продукт «Я». Обыденному сознанию кажется, что окружающие его вещи, природа,
весь мир существуют независимо от человеческого сознания. Фихте убежден,
что мы имеем дело с иллюзией, которая преодолевается философским мышлением.
Одним словом, первичен субъект, «Я». Его активная деятельность, носящая,
правда, духовный характер, творит объект, внешний мир.
Нетрудно обнаружить, что в рассуждениях Фихте наличествует логический
круг: «Я» порождает «не-Я», а «не-Я» порождает «Я». Пытаясь вырваться из
этой логической круговерти, философ вводит еще одну категорию—
интеллектуальное созерцание», или «интеллектуальная интуиция». Она призвана
устранить противоположность субъекта и объекта, но противоположность эта
все же остается, а ее преодоление превращается в бесконечно далекую,
недостижимую цель.
Интеллектуальная интуиция принадлежит не теоретическому мышлению, а
«практической деятельности», под которой Фихте понимает сферу
нравственности, морального «действования» и «долженствования», этических
оценок, что очень похоже «практический разум» в философии Канта. Здесь
возникает еще одно противоречие в философской системе Фихте. С одной
стороны, он провозглашает всесилие разума, свое учение он называет «учением
о науке», наукоучением» (Wissenshcaftslehre). Философия есть наука о
науке, высшее и безусловное основоположение для всех наук, универсальный
метод познания. С другой стороны, теоретический разум подчиняется
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8