Немецкая классическая философия

«практическому», т.е. нравственному сознанию и воле, которые постигаются

интуитивно, представляют собой сферы, закрытые для теоретического разума.

Философия Фихте обременена и другими противоречиями, неизбежными для

субъективного идеализма. Если исходить из его посылок и быть

последовательными, субъективный идеализму неизбежно приводит к солипсизму,

т.е. утверждению, что существует одно-единственное мое «Я», а весь

окружающий мир — его порождение. Фихте пытается дедуктивным путем вывести

из исходного «Я» возможность существования множества других свободных

индивидов, других «Я». По мнению философа, данная дедукция обусловлена и

нормами права. Если признать существование одного «Я», то ни о каком праве

и законности не может быть и речи. Разумеется, это так, но тогда рушатся

исходные посылки субъективного идеализма как монистической философии.

Фактически, Фихте переходит на позиции идеалистического плюрализма типа

монадологии Лейбница. Однако этот путь не привлекает Фихте, и он склоняется

к объективному идеализму, сочетая его с субъективным.

По сути дела Фихте использует два значения понятия «Я»: 1) «Я»,

тождественное индивидуальному сознанию и 2) «Я», не: тождественное

индивидуальному сознанию, абсолютное «Я», т.е. сознание сверхчеловеческое.

А это уже и есть объективный идеализм. Философ не всегда предупреждает, в

каком смысле он употребляет понятие «Я», что создает трудности для

понимания его мысли. Оба значения то совпадают, то расходятся, и в этом

философ усматривает движущий принцип мышления, ядро диалектики.

Следует учитывать эволюцию взглядов Фихте. После 1800 г он внес

существенные коррективы в свою философию. В первый период в ней преобладал

субъективный идеализм. Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая цель

деятельности субъекта, как потенциальная бесконечность. Во второй период

абсолютное «Я» трактуется как актуальное бытие, равноценное Богу, а все,

что находится вне этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема. Такая

трактовка близка к платонизму, является объективным идеализмом. В первом

периоде деятельность субъекта отождествлялась с нравственностью, в духе

протестантской этики активизм расценивался как добродетель. Во втором

периоде деятельность и нравственность были разъединены, поскольку они не

всегда совпадают, а активность может быть и не добродетельной.

Подверглись изменению и социально-политические взгляды: от буржуазного

либерализма был совершен переход к национал патриотизму.

Фихте внес вклад в разработку диалектического метода. Правда, свой

метод он называет не диалектическим, а антитетическим. В отличие от Гегеля,

антитезис выводится у Фихте не из тезиса, а сопоставляется с ним, образуя

единство противоположностей. «Я» приводится в движение и побуждается к

действию чем-то противоположным. Субъект деятельности — это «Я»,

взаимодействующее с «не-Я». Возникает противоречие между деятельностью и

выполняемой ею задачей. Разрешение данного противоречия ведет к

возникновению нового и так без конца.

Центральной категорией «практической философии» Фихте считает свободу.

Как и Спиноза, Фихте полагал, что человек подчинен закону причинности, т.е.

необходимости. Случайность трактуется им как субъективная категория;

случайно то, причина чего нам неизвестна. Но поскольку все причинно

обусловлено, то все и необходимо. В историческом процессе свобода возможна

и она достигается осознанием необходимости, что дает возможность поступать

со знанием делай обстоятельств. Поэтому свобода состоит в активной

деятельности в рамках познанной необходимости. Практически-деятельное

отношение к предмету предшествует теоретически созерцательному. Диалектика

активной деятельности субъекта — важнейшая черта философии Фихте, оказавшая

влияние на дальнейшее развитие классической немецкой философии.

Много внимания Фихте уделял учению о праве. Наука о праве касается

внешних отношений между людьми и тем отличается от этики, которая изучает

внутренний мир человека, основанный на свободе. Таким образом, право и

этика несопоставимы. Право опирается на отношения взаимности, на

добровольное подчинение каждого гражданина установленному в обществе

закону. Закон же есть договор о гражданском общежитии.

Государство как политическая организация может функционировать только

там, где есть собственность. Люди делятся на собственников и не

собственников, государство же есть организация собственников. Безусловно,

это догадка о зависимости права :. и государственного устройства от

экономических отношений, от института собственности. В труде «Замкнутое

торговое государство» (1800) Фихте ратует за право на труд и трудовую

частную собственность. Задача государства — охранять эти социальные

институты. Фихте стоит за активное вмешательство государства в

экономическую сферу. Оно должно регламентировать денежную систему,

ограничивать свободу торговли и конкуренции, « дабы защитить интересы своих

граждан, оградить их от торгово-финансовой экспансии со стороны более

сильных держав. Эти требования могут быть поняты только в контексте

конкретно-исторических условий, в которых находились германские государства

в начале XIX столетия.

Философия Фихте — не просто связующее звено между философией Канта, с

одной стороны, и философией Шеллинга и, Гегеля — с другой. Она имеет

большое самостоятельное значение как своеобразное выражение прогрессивных

устремлений радикальных слоев немецкого общества, как философия

человеческой свободы и активного практического действия.

§ 5. Натурфилософия Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854) родился в семье

священника, окончил духовную семинарию и Тюбингенский университет, где

учился вместе с Гегелем. В молодости Шеллинг выражал симпатии Французской

революции, преимущественно жирондистскому ее крылу. В 90-х годах

опубликовал труды по проблемам натурфилософии, которые были с интересом

приняты учеными и философами. По рекомендации Гете Шеллинг был приглашен

профессором в Иенский университет. В этот период он общается с Гете,

Шиллером, Фихте, Гегелем.

Шеллинг прожил долгую жизнь. Его творчество включает ряд этапов.

Особенно плодотворным был, видимо, первый, связанный с осмыслением

диалектики природы. К традиционной философии природы, или натурфилософии

Шеллинг подошел как диалектик. При этом он опирался на крупные открытия,

сделанные к тому времени в физике, химии, биологии такими учеными, как

Лавуазье, Гальвани, Броун, Вольт, Пристли.

Шеллинг выступает против метафизического разрыва «материи» и «силы», а

также представлений о существовании особой «жизненной силы». Он не согласен

и с мнением о том, что свет нематериален. Философ рассматривает природу как

динамический процесс, который включает в себя эволюцию неорганической и

органической материи. Он высказывает плодотворную идею о внутреннем

единстве природы. С этих позиций Шеллинг критикует механистические

представления, распространенные в естествознании того времени.

Среди классиков немецкой философии Шеллинг ближе всех подошел к

пониманию философии природы как диалектики природы. Правда, понимал он эту

диалектику на идеалистический манер. Природа, с его точки зрения, есть

целесообразное целое, а также форма бессознательной жизни разума.

Изначально заложенной целью природы является порождение жизни,

способной познавать саму себя, т.е. наделенной самосознанием. Природа,

говорил Шеллинг, «это Одиссея духа».

В природных процессах Шеллинг усматривает выражение принципа

дифференциации первоначального единства; всякое тело есть продукт

взаимодействия противоположно направленных сил (притяжение и отталкивание,

положительное и отрицательное электричество, полюсы магнита и т.п.).

Полярность, раздвоенность и в то же время единство противоположных сторон

есть универсальный принцип природы.

В явлениях и процессах природы Шеллинг открывает диалектику, а именно

единство таких противоположных начал, как необходимость и случайность,

целое и часть, внутреннее и внешнее, конечное и бесконечное. Преодолевая

механистические представления об эволюционных процессах, он указывает на

появление качественно нового в ходе развития. Динамический процесс природы

состоит из качественно отличающихся друг от друга ступеней. Высшие ступени,

или формы, природы представляют собой возведенные в степень низшие. Иными

словами, количественное увеличение приводит к новому качеству.

Каждая ступень развития содержит все нижестоящие ступени в «снятом»

виде. Шеллинг подходит к формулировке закона отрицания отрицания, наиболее

полно и последовательно разработанного Гегелем.

Своеобразны взгляды Шеллинга на развитие форм мышления. Традиционное

мышление, подчиняющееся законам и правилам формальной логики, есть сфера

рассудка, который не способен вскрыть суть явлений. Это может сделать

только разум, не опираясь при этом на обычные умозаключения, а путем

непосредственного созерцания предмета при помощи интеллектуальной интуиции.

Разум усматривает потаенную суть вещей — единство противоположностей. Но

разум не рядовой, не обычный, а «философский и художественный гений»,

Положительной стороной натурфилософских взглядов Шеллинга была борьба

с метафизическим, механистическим мировоззрением, утверждение

диалектического способа мышления. Однако, как и всякий натурфилософ того

времени, он не всегда считался с конкретными данными и выводами

естественных наук, входил с ними в противоречие.

На рубеже XVIII и XIX столетий Шеллинг сосредоточил свои усилия на

разработке «трансцендентальной философии». В ней он видел вторую важнейшую

часть своей системы. Если первая рассматривает с философских позиций

природу, то вторая — субъективный мир, историю сознания от низших его

проявлений до высших форм, до самосознания.

Хотя субъективный момент провозглашается единственной основой всего

сущего, Шеллинг полагает, что трансцендентальный идеализм нельзя считать

разновидностью субъективного идеализма. Субъективное ведь сводится им не к

субъективному чувствованию или мышлению индивидуального субъекта, а к

непосредственному созерцанию разумом сути вещей. Но на такую

интеллектуальную интуицию способен не рядовой субъект, а «гений»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты