противоречие, единство противоположных моментов.
Тождество, единство противоположностей — ключевое понятие логики
Гегеля. Обыденное сознание испытывает страх перед противоречием, считая его
чем-то ненормальным. Да и формальная логика с ее законами (не противоречия,
исключенного третьего) запрещает логические противоречия. Гегель говорит
много нелюбезных слов в адрес этой логики. Но фактически он не против
формальной логики, а против ее абсолютизации. Такая логика не может
претендовать на роль всеобщей методологии в противовес диалектике. В этом
случае формальная логика превращается в метафизику. Правильно истолкованная
формальная логика запрещает абсурдные противоречия, противоречия
доктринальные, словесные, вносящие путаницу в рассуждения. Эти требования
выполняет и Гегель, иначе его бы просто не поняли. Но кроме противоречий
неправильного рассуждения, имеются противоречия реальные, противоречия
самой жизни. И от них избавиться не удается никому. «Противоречие — вот что
на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя
мыслить».- «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь,
поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает
импульсом и деятельностью».
Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого
самодвижения. Даже самый простой вид движения — перемещение тела в
пространстве — представляет собой постоянно возникающее и тут же
разрешающееся противоречие. Нечто движется не только потому, что оно теперь
здесь, а в другой момент там, но и потому, что оно в один и тот же момент и
здесь, и не здесь, т.е. и находится, и не находится в данной точке
траектории. Гегель предлагает «вместе с древними мыслителями» признать
противоречия, обнаруженные ими в движении. Но отсюда не следует, что
движения нет, а, напротив, следует, что движение есть существующее
противоречие.
«Древние диалектики», а это философы элейской школы и, прежде всего
Зенон, вскрыли в своих апориях объективные противоречия, присущие движению,
пространству, времени. Но поскольку любые противоречия считались
недопустимой аномалией, ошибкой логического рассуждения, то вскрытые
противоречия были объявлены видимостью, порождаемой несовершенством
чувственного познания. А по своей сути постигаемый разумом мир лишен и
движения, и многообразия.
Аналогичный ход рассуждения у Канта: попытка разума постичь вещи в
себе приводит к антиномиям, т.е. к неразрешимым логическим противоречиям.
По Канту следует признать бессилие разума и непознаваемость мира. Гегель же
с этим не согласен: вскрытые противоречия свидетельствуют не о бессилии
разума, а о его мощи. Антиномии не тупик, а путь, ведущий к истине. «Так
как каждая из двух противоположных сторон содержит в самой себе свою другую
и ни одна из них не может быть мыслима без другой, то из этого следует, что
ни одно из этих определений, взятое отдельно, не истинно, а истинно лишь их
единство. Это есть истинно диалектический способ рассмотрения этих
определений, равно и истинный результат».
Нельзя метафизически отрывать конечное от бесконечного, прерывность от
непрерывности, свободу от необходимости и т.д. В этом суть диалектического
способа мышления.
Учение о понятии — третья, завершающая часть логики Гегеля. Здесь он
наиболее резко выражает точку зрения абсолютного идеализма. С этих позиций
философ критикует формальную логику, которая видит в понятии «пустую и
абстрактную форму». «На самом деле все обстоит наоборот: понятие есть
начало всякой жизни, оно всецело конкретно. Это является выводом из всего
проделанного до сих пор логического движения и не требует поэтому здесь
доказательства» А почему, собственно, не требует? Формальная логика
формулирует закон достаточного основания: всякая мысль должна быть доказана
либо опытными данными, фактами, либо при помощи научных и иных логических
выводов из уже доказанных положений. Следовательно, доказательство может
быть либо индуктивным, либо дедуктивным. Но Гегелю ничего этого не
требуется. Понятие и другие логические формы не являются, как он считает,
отражением вещей. Наоборот, вещи вторичны, они представляют собой отражения
понятий, должны им соответствовать. А понятия имеют божественное
происхождение. Ведь «Бог сотворил мир из ничего, или, иначе выражаясь,
...мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и
божественных предначертаний. Этим мы признаем, что мысль, или, точнее
говоря, понятие, есть та бесконечная форма, или свободная творческая
деятельность, которая для своей реализации не нуждается в находящемся вовне
материале». Ни понятия, ни суждения, ни умозаключения не находятся только в
нашей голове и не образуются лишь нами. Понятие есть то, что живет в вещах,
понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие.
Все это, конечно, есть абсолютный идеализм: реальные вещи в своей сути
— это понятия, суждения и умозаключения. Однако и здесь есть рациональный
момент: логические формы — не субъективное творение человеческой головы
(хотя, с точки зрения материализма, вне этой головы они существовать не
могут), а отражение закономерностей объективного мира, обычных отношений
вещей. Гегель правильно подчеркивает, что понятия, суждения и умозаключения
представляют собой диалектическое единство таких категорий, как всеобщее,
особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам, объективному
миру, а затем уже и в силу этого — логическим формам. Применив
диалектический метод к анализу логических понятий, суждений, умозаключений,
Гегель, в отличие от традиционной формальной логики, вскрыл диалектику этих
форм. Маркс справедливо считал гегелевскую диалектику основной формой
всякой диалектики, но лишь после того, как она будет очищена от своей
мистической формы.
Философия природы. Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель
считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие.
Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так
решается Гегелем основной вопрос философии, хотя само это выражение им не
употребляется. При этом Гегель пытается отмежеваться от традиционного
религиозного представления о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени
логики существует, по его словам, вне времени и пространства. Не случайно
эти категории отсутствуют в его логике. Как говорит Гегель, неверно
рассуждать о том, что было раньше, а что потом. Выражения «раньше» и
«потом» не подходят для данного случая. Они выражают «чисто логическую»
первичность и вторичность. И хотя Бог у Гегеля не совсем традиционный, а
абстрактная идея мирового разума, он все же не отказывается от
христианского догмата о сотворении мира.
Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап
развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику,
физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто
природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору
материальности как чего-то низшего.
Предвзятая философская схема не позволила Гегелю понять как следует
диалектику природы. Как ни странно, великий диалектик не принял передовых
для его времени эволюционных идей в геологии, органической химии,
эмбриологии, физиологии растений и животных. Он называл бессодержательным
эволюционное учение о происхождении более развитых организмов из низших. По
его мнению, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках
вечного круговорота. Поэтому «ничто не ново под луной», а многообразная
игра форм природы «вызывает скуку». Лишь в изменениях, которые происходят в
духовной сфере, проявляется новое.
Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая
логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс справедливо называет
бессмыслицей заявление философа о том, будто природа развивается в
пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие
всякого развития.
Вопреки этому Гегель высказывает глубокие диалектические догадки,
которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним,
например, относятся указания о превращении количественных изменений в
качественные в химических процессах, понимание электричества как особой
формы движения материи. В целом же философ не смог преодолеть
метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позициях
старой натурфилософии, суть которой состоит в том, что философ как
представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания» может не
считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания.
Этим, видимо, следует объяснить выступления Гегеля против атомистики,
непризнание им волновой и корпускулярной теорий света, утверждение, будто
кровяные шарики образуются только при соприкосновении крови с воздухом.
Отсюда и странные формулы: «свет — самая простая мысль, существующая под
формой природы», «звук — жалоба идеального» и т.п.
Философия духа. Это третья ступень гегелевской системы, представляющая
собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается,
освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе.
Человек — часть природы. Однако человеческий; дух — продукт не природы, а
абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет
своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно
первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в
ней как идея, достигшая для-себя-бытия».
Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» —
индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида:
антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух»
— человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность,
государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство,
религию, философию.
Проблемы, поднятые Гегелем в «Философии духа», более подробно
рассматриваются им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия
истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по
истории философии».
«Философия духа» — труд, посвященный главным образом индивидуальному и
общественному сознанию, а также диалектике исторического развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8