О значении практики как критерия истины
Новосибирская Государственная Академия Водного Транспорта
РЕФЕРАТ
По философии
На тему: О значении практики как критерия истины
Выполнил: студент группы М-51
Проверил: Суханов А.П.
Новосибирск 2002
План
Вступление 3
1. Единство материального и духовного моментов и деятельности людей 4
2. Понятие категории «практика» 10
3. Понятие категории «истина» 12
4. Всеобщность и специфичность критерия практики 14
5. Диалектическая взаимосвязь практики как источника и как критерия знаний
25
6. Диалектическая взаимосвязь логического и практического критериев 28
7. Абсолютность и относительность критерия практики 33
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Вступление
Проблема обоснования истины является одной из значительных проблем
философии. Человеческая деятельность, человеческая активность, социальная
практика человека невозможны без познания их результата – истины. Философия
призвана исследовать основные принципы социальной деятельности человека,
следовательно, проблема истины, вообще проблема обоснования истины, в
частности выступают как актуальный объект и задача философского
исследования.
Определяющая роль практики, как материальной деятельности людей, по
отношению к познанию, как духовной деятельности, выражается, с одной
стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с
другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности
знаний, критерием истины. Обе эти стороны неразрывны уже потому, что любой
акт практики всегда есть в то же время и средство проверки истинности
имеющихся знаний, и источник получения новых знаний. Тем не менее разделять
эти аспекты в теоретическом плане не только возможно, но и необходимо.
Предметом исследования в данном реферате является как раз именно роль
практики как критерия истины, все иные аспекты проблемы будут освещаться
лишь постольку, поскольку это необходимо для более глубокого понимания
главного вопроса исследования.
1. Единство материального и духовного моментов и деятельности людей
Закон диалектики о единстве, взаимопроникновении и «борьбе»
противоположностей является всеобщим. Он действует не только во всех формах
движения, присущих материи, и во всей сфере познания, по характеризует
также сущность взаимосвязи материи и сознания вообще, материального и
духовного моментов в деятельности людей, в частности.
Единство материи и сознания существует всюду, где есть сознание, где,
следовательно, материя обладает свойством отражения не в зачаточной, а в
развитой форме. Не говоря здесь о характере этого единства в отношении
животных, мы будем далее иметь в виду человеческое общество, то есть
единство материальной и духовной жизни людей.
Основой этого единства является материя; единство мира, как известно,
состоит в его материальности. Сознание, будучи особым свойством
высокоорганизованной материи, не существует вне мыслящего мозга. Вот почему
В. И. Ленин вслед за Марксом и Энгельсом подчеркивает, что «...в мире пет
ничего, кроме движущейся материи».
Однако, когда мы изучаем материю, которая обладает сознанием, и ставим
своей целью рассмотрение взаимоотношения сознания и материи, необходимо
строжайшим образом различать материю и сознание, ни в коем случае не
допускать их отождествления.
Сознание есть особое свойство материи, но вместе с тем оно не есть
материя как таковая. Когда мы говорим, что мир материален, мы не выделяем
специально предметов, обладающих способностью сознавать, из ряда других
предметов природы, не выделяем особого свойства этого рода материи —
сознания. Когда же мы специально задаемся целью изучить вопрос об отношении
сознания к материи, мы должны расчленить это единство на противоположности,
исследовать их взаимопроникновение, их взаимодействие и ни в коем случае не
спутывать их друг с другом, как бы тесно они ни переплетались в том пли
ином конкретном случае. В. И. Ленин выразил эту мысль в следующих словах:
«Конечно, - и противоположность материи и сознания имеет абсолютное
значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае
исключительно и пределах основного гносеологического вопроса о том, что
признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность
данного противоположения несомненна».
Если забвение противоположности между материей и сознанием ведет к
вульгарному материализму или идеализму (в зависимости от того, какая из
отождествляемых сторон принимается за основу), то раздувание этой
противоположности открывает путь к дуализму, для которого взаимодействие
сознания и материи есть «борьба» независимых друг от друга факторов.
Жизнь человеческого общества есть высшая форма движения материи, и
состоит она в деятельности людей. Единство материального и духовного
моментов этой деятельности имеет своей основой материальную сторону,
практику. Однако в силу того, что сознание обладает относительной
самостоятельностью и активностью, это единство не есть мертвое тождество и
представляет собою в некотором роде образец богатства взаимоотношений
противоположных сторон, их взаимопроникновения и диалектического
взаимодействия.
Это взаимопроникновение и взаимодействие находящихся в единстве
противоположностей существует прежде всего как единство материальной и
духовной сторон в самой практике. Как известно, трудовая (и иная
практическая) деятельность человека в отличие от поведения животных носит
целенаправленный, осознанный характер. Прежде чем совершить трудовой акт,
человек должен осознать цель своих действий. Например, прежде чем
приступить к сооружению самого простого дома, надо иметь в голове хотя бы
приблизительный план дома и план своих действий. Такой план в наши дни
обычно облекается в форму архитектурного проекта, так что умственная
деятельность принадлежит одним людям, а физическая деятельность по
реализации проекта другим. Однако каждый рабочий-строитель при выполнении
трудовых операций также руководствуется определенной целью, которая носит
частный характер по отношению к строительному проекту, взятому в целом.
Отделение умственного труда от физического не означает, что физический труд
перестает быть целенаправленной, сознательной деятельностью. Никакая выучка
и сноровка не могут полностью лишить физический труд духовного содержания.
Что же касается труда, связанного с современной техникой (работа па сложных
станках, управление системами машин, наладка автоматических устройств и т.
д.), то он предполагает знание работниками основ наук и требует
непрестанного напряжения ума, внимания, воли.
Так же обстоит дело и в общественно-политической жизни. Прежде чем
повести войска в наступление, необходимо иметь план операции и довести
боевые задания до каждого подразделения и солдата. Не требует, наконец,
доказательства и примеров совершенно ясное положение, что практическая
деятельность в науке является сознательной и целенаправленной: поставить
эксперимент без определенной цели невозможно.
Конечно, не всегда осознание человеком цели носит характер развернутой,
четко сформулированной мысли. В иных случаях воля, которая толкает нас к
совершению того или иного поступка, определяется не размышлением, а
страстью, чувственными желаниями, но и страсть есть область психического.
Таким образом, в человеческой деятельности определяющую роль играет
материальная деятельность, в процессе которой люди предметным образом
изменяют мир в соответствии со своими потребностями; но эта материальная
деятельность не только не лишена духовного момента, но и обязательно
предполагает его. Более того, при постановке человеком цели мысль
необходимо опережает действие, в чем и выражается, в частности, присущая
человеческому мышлению активность, его способность отходить от
непосредственно воспринимаемого и «смотреть вперед». Так что, правильно
оценивая значение материальной стороны человеческой деятельности, марксизм
не только не принижает духовную сторону, но, наоборот, впервые создает базу
для правильного понимания активной роли сознания. Эта активность мышления
проявляется прежде всего в том, что практика пронизана ставящим цели
сознанием, т. е. что само практическое, изменяющее мир действие человека
есть единство материального и духовного моментов при первичности
материального.
Однако единство материальной и духовной сторон в деятельности людей
отнюдь не исчерпывается этим, поскольку активность, относительная
самостоятельность мышления вовсе не ограничивается только постановкой
непосредственных целей в ходе практического воздействия на предметы, т. е.
теми случаями, когда голова и руки работают одновременно. Хорошо известно,
что мы можем думать о чем-либо, не претворяя тут же непосредственно своих
мыслей в действие, можем в мыслях временно отходить от практики и тем самым
от действительности, с которой практика нас непосредственно связывает.
Человеческая духовная деятельность только при возникновении своем
выступала как «сопроводитель» практики. В период становления человеческого
мышления оно было «непосредственно вплетено» в трудовую деятельность, в
практику. Но по мере развития общественной практики и сознания стал
возможным некоторый отлет мысли от предмета мысли; самостоятельность
мышления по отношению к практике, оставаясь всегда относительной,
возрастала. В способности мышления отходить от действительности — источник
его великой силы, в ней заложена возможность предвидения.
Отделение труда умственного от труда физического во много раз усиливает
относительную самостоятельность мышления. Голова, распоряжающаяся чужими
руками, начинает воображать, что именно в ней находится причина изменения
вещей.
Свое наивысшее выражение относительная самостоятельность мышления по
отношению к практике получает в теоретической деятельности, т. е. в
создании теорий, обобщающих практический опыт. В процессе создания теории
мы временно как бы отходим, отдаляемся от практики, чтобы затем при