определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства
объекта как целого определяются по только и не столько свойствами его
отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми
интегративными связями рассматриваемого объекта».
Для понятия структуры,— пишет В. С. Тюхтин,— специфичен особый и в то
же время универсальный тип отношений—отношения «порядка, композиции
элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую
упорядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуре
три уровня: зависимости между свойствами компонентов системы, между
свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных,
интегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность,
проявляется в совокупности законов данной области явлений».
«Структура, объединяющая элементы и свойства объекта,— отмечает М. И.
Сетров,— выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этот
закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому,
как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов,
вещь будет оставаться такой, как она есть».
В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя
организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это
совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и
любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система
в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической
структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей
структуры, структуры, господствующей в обществе.
Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются
люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее
центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные
отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни —
экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда
наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества —
экономической структуры, социально-политической структуры, структуры
духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает
своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и
определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.
Структура общественной системы выступает но только как отношения
людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни —
экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения
других общественных сфер — это тоже элементы структуры.
Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя
забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,
такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,
порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических
процессов и т. д.
Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к
средствам, производства, то ость в формах собственности, которые
представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может
выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия,
распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют
место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К
примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными
формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.—
находятся в определенной связи, отношениях.
Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим,
политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем
революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.
д.
Говоря о том, что структура общественной системы многообразна,
проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать
из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и
каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете
проявляется через людей.
2.2 Основные элементы структуры общества
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые
человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые
и регуляторные механизмы.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты
социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, "орудия" с помощью которых люди оказывают воздействие на
окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди
осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде
путем её вещественно-энергетической переделки,
целенаправленного преобразования.
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы
служат не непосредственному изменению реальности, а изменению
наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание,
стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на
отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать
в себе особым образом закодированную информацию, служить
средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям
согласовывать цели своей коллективной деятельности.
Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы,
чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать
это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку"
становясь материальными проводниками, "перевозчиками
смысла".
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают
целенаправленность человеческой деятельности.
Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное
системное образование-общество. Для его существования необходима сложная
совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.
[pic]
Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми
называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в
процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при
разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и
средств их создания. Подобные отношения, между владельцами земли, станков и
пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл
производственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в
организации общественной жизни людей.
2.3 Человек — универсальный компонент общественной системы
Всякая система, целое представляет собой органическое единство и
взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно
сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с
системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня,
различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система
является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с
другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или
иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть
(компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему,
выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т.
д.).
Э. С. Маркарян всю совокупность компонентов социальной системы
подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое место
ставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,— для
понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве
целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех
качественно различных точек зрения:
1) с точки зрения субъектов деятельности, отвечающей на вопрос,
кто действует;
2) с точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей
установить, на что направлена деятельность, где она
осуществляется;
3) с точки зрения способа деятельности, призванной ответить на
вопрос, как, каким образом осуществляется человеческая
деятельность».
Что касается внечеловеческих компонентов, то они членятся Э. С.
Маркаряном опять-таки на два класса. Один класс охватывает «различные сферы
и виды деятельности» (экономика, политика, наука, воспитание и т. д.),
другой класс — различного рода проявления культуры как «специфического
способа человеческого существования» (орудия труда, обычаи, социальные
институты и т. д.).
Это деление не лишено смысла, поскольку па самом деле кроме людей в
социальных системах имеют место и компоненты иного рода.
Что касается экономики, политики, науки и воспитания, то, на наш
взгляд, их никак нельзя отнести к «внечеловеческим компонентам». Это сферы
общественной жизни, проявления именно человеческой деятельности.
Весьма интересной нам представляется концепция В. М. Краснова, который
дает следующий «набор» компонентов общества как социальной системы:
- социальные субъекты — общественные индивиды и их общности и
объединения (классы, нации, партии, государства и т. п.);
- общественные потребности;
- человеческая деятельность — общественно детерминированная
активность социальных субъектов в целях удовлетворения этих
потребностей;
- общественные отношения — реальные взаимозависимости, которые
складываются между людьми в процессе их деятельности;
- культура — создаваемые людьми разнообразные материальные,
духовные и организационные способы и средства, при помощи
которых социальные объекты опосредуют свои общественные
отношения, осуществляют деятельность и удовлетворяют
потребности.
Следующий, более высокий уровень представлен, по мнению В. М.
Краснова, более конкретными категориями социальных «процессов и явлений», а
еще более высокий — сферами общественной жизни, и так до общества в целом.
Концепция В. М. Краснова довольно легко «накладывается» на любые
социальные системы, поскольку охватывает самые общие их особенности. Вместе
с тем нам представляется, что эта концепция слишком абстрактна, поскольку
сводит все многообразие конкретных систем к одним и тем же исходным
компонентам.
Универсальным компонентом любой социальной системы всегда выступает
человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном смысле
слова элементарный носитель социального системного качества.
В обществе далеко не всегда возможно отчетливо провести грань между
вещественными, процессуальными, духовными и людскими компонентами,