поскольку любой компонент общественной системы выступает всегда и как
отношение. Товар, к примеру, сам по себе вещь, по как компонент
общественной системы выступает как общественное отношение.
Человек занимает центральное место и в структуре, внутренней
организации системы, ведь структура — совокупность общественные отношений,
за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная группа, класс.
Личность, как компонент системы, сложна и многообразна, обладает множеством
черт, особенностей, качеств. Отсюда и многообразие отношений людей, из
которого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем.
Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей,
интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Но
члены того же коллектива могут вступать в отношения иного,
внеэкономического плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тоже
система, но уже иного качества. Человеческие компоненты и в
производственном, и в спортивном коллективе одни и те же, но в силу того,
что они взаимодействуют различными сторонами, различны и социальные
системы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов, в
структуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы,
человек играет центральную роль.
Человеком и коллективами людей выполняются и основные функции
общественной системы, поскольку функции эти суть, деятельность. активность
все тех же личностей, коллектива и т. д. Человек в процессе труда и жизни
осуществляет взаимодействие системы со средой природной и социальной.
Человек является главным субъектом и объектом управления, которое, как мы
отмечали, является важным средством интеграции системы, сохранения ее
качественной определенности, ее совершенствования и развития. Человек —
носитель, преобразователь и пользователь социальной информации, выполняющей
в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную и
пропагандистскую роль.
Человек не просто элементарный, далее неразложимый компонент
социальной системы, но и ее центр, ее фокус, в котором концентрируются се
связи и отношения и взаимодействия. Не случайно К. Маркс определял сущность
человека как совокупность всех общественных отношений. Каждый человек —
носитель качественных: характеристик системы, к которой он принадлежит, и
не только носитель, но и выразитель, поскольку эти характеристики
выражаются в деятельности человека, его активности.
Будучи компонентом любой социальной системы, воплощением ее сущности,
человек лишь часть социальной системы. Он не есть некий абсолютный
социальный атом, вечный и неделимый, пустотой окруженный. Только через
систему человек обретает свою социальную сущность.
Итак, везде и всегда, в любой социальной системе человек выступает как
главный компонент.
Системы общественного порядка по набору своих компонентов весьма
многообразны. Есть системы, например общество в целом, где имеется набор
всех классов компонентов: людей, вещей (предметов), процессов и идей.
Другая группа систем включает в себя - только людей, связанных
определенными отношениями. Таковы класс, нация, производственные
коллективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но сами
непосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения к
вещам, к средствам производства и определяют место человека в той или иной
системе.
Третья группа систем имеет в своем составе и людские, и вещественные
компоненты. Например, производительные силы есть система как вещественных
элементов — средств производства, так и людских элементов—людей, овладевших
и управляющих средствами производства. И т. д. и т. п.
III Подсистемы общества по Т. Парсонсу.
Социальные системы — это системы, образуемые состояниями и процессами
социального взаимодействия между действующими субъектами.
Структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типа
независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. Ценности
занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами
функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что
иное, как представления о желаемом типе социальной системы, которые
регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств.
Нормы, основная функция которых - интегрировать социальные системы,
конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям
и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной
системы, конкретизированные применительно к соответствующим уровням в
структуре социальной системы, но и содержат конкретные способы ориентации
для действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для
определенных коллективов и ролей. Коллективы принадлежат ук числу тех
структурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческая
функция.
To, что социальные системы представляют собой реальность sui generis,
в частности, означает, что все перечисленные типы их структурных
компонентов являются по отношению друг к другу независимыми переменными.
Социальные системы состоят из комбинаций этих структурных компонентов.
Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны
«руководствоваться» конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и
нормы инсти-туционализируются только постольку, поскольку они «воплощаются
в жизнь» конкретными коллективами и ролями.
Понятие общества
Общество - такой тип социальной системы, который обладает наивысшей
степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие
социальные системы. Полная самодостаточность, однако, была бы несовместима
со статусом общества как подсистемы системы действия. Любое общество для
сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в
порядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит, самодостаточность
в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и
способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования.
Физическая среда имеет для общества адаптивное значение в том смысле,
что она является непосредственным источником материальных ресурсов, которые
используются обществом посредством своих производственных, технологических
и экономических механизмов. Распределение доступа к материальным ресурсам,
будучи связано с системой разделения труда через экологический аспект жизни
общества, требует решения вопросов территориального размещения различных
подгрупп населения, а также закрепления за ними различных экономических
интересов. У физической среды есть и второй значимый для общества аспект
(ввиду важности физической силы для сдерживания нежелательных действий), в
соответствии с которым эффективное социетальное целедостижение нуждается в
контроле за действиями в пределах определенной территории. Поэтому мы имеем
дело с двумя проявлениями самодостаточности общества, которые относятся,
соответственно, к экономическому и политическому функционированию в
отношениях с физическим окружением — через технологию и организованное
использование силы при исполнении военных и полицейских функций.
Третье проявление социетальной самодостаточности относится к
личностным системам индивидуальных членов общества, находящихся в особого
рода взаимопроникновении с его организмами. Организм непосредственно связан
с территориальным комплексом по той простой причине, что действия всегда
свершаются в каком-то месте. Но его основная связь с социальной системой
осуществляется через личность; главная зона взаимопроникновения — это
статус членства.
На социальном уровне институционализированные ценностные образцы
выступают в виде «коллективных представлений», которые определяют желаемый
тип социальной системы. Эти представления соотносятся с концепциями типов
социальных систем, с помощью которых индивиды ориентируются при реализации
себя в качестве членов общества. Следовательно, именно консенсус членов
общества по поводу ценностной ориентации их собственного общества означает
институционализацию ценностного образца.
Ценности находятся в определенных отношениях с другими компонентами
культурной системы — эмпирическим знанием, системами экспрессивных символов
и конститутивными символическими структурами, образующими ядро религиозных
систем.
Подсистемы общества
Общество делится на четыре основные подсистемы (как показано в
таблице). Так, подсистема сохранения и воспроизводства образца
преимущественно касается отношений общества с культурной системой и через
нее с высшей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема
— отношений с личностными системами индивидов; адаптивная, или
экономическая, подсистема — отношений с поведенческим организмом и через
него с материальным миром. Эти различения носят наиболее явственный и
наиболее важный характер применительно к обществам, далеко продвинутым по
шкале модернизации.
Ядром общества как разновидности социальной систолы является четвертый
компонент — его интегративная подсистема. Поскольку мы интерпретируем
социальную систему как интегративную для систем действия в целом, то особое
внимание надо уделять тому, как она обеспечивает или, наоборот, не
обеспечивает различные порядки и уровни внутренней интеграции. Эта
интегративная подсистема общества будет называться социетальным
сообществом.
Возможно, самой общей функцией социетального сообщества является
сочленение системы норм с коллективной организацией, обладающей единством и
внутренней логикой.
Таблица - Общество (или более обобщенно — социальная система)*
|Подсистемы Структурные Аспекты процесса Основная функция компоненты |
|развития |
|Социетальное|Нормы |Включение |Интеграция |
|сообщество | | | |
|Воспроизводс|Ценности |Генерализация |Воспроизводство |
|тво образца | |ценностей |образца |
|или | | | |
|фидуциарная | | | |
|подсистема | | | |
|Политика |Коллективы |Дифференциация |Целедостижение |
|Экономика |Роли |Повышение |Адаптация |
| | |адаптивного | |
| | |потенциала | |
* В этой таблице предпринята попытка представить в несколько более
развернутом виде четырехфункциональную парадигму применительно к обществу
или любом другой разновидности социальной системы, играющей роль
интегративнои подсистемы в общей системе действия. Социетальное сообщество,