Общество. Понятие, структура, виды общества

занимающее в данном анализе место главной подсистемы, помещено в левую

колонку, остальные три следуют за ней. Во второй колонке этому набору

соответствуют выделенные по тем же функциональным критериям четыре основных

структурных компонента социальных систем. Третья колонка содержит

соответствующую классификацию аспектов динамических процессов, происходящих

в социальных системах, эти категории будут широко использованы в

последующем анализе. Наконец в четвертой колонке повторены обозначения

основных функции.

Важно не допускать трактовку структуры социентальных норм как

монолитной целостности. Поэтому аналитически различаются четыре ее

составляющих, хотя в конкретной реальности они в высшей степени перемешаны

между собой. Различения касаются оснований обязанностей и прав, а также

характера санкций за нарушение норм и вознаграждений за их соблюдение или

за высокий уровень их исполнения.

Ядро: социетальное сообщество

Центральное понятие — социетальное сообщество звучит несколько

непривычно, вероятно из-за того, что проблемы, охватываемые им, обычно

обсуждаются в терминах политики или религии, а не в социальном плане.

Основная функция этой интегративной подсистемы состоит в том, чтобы

определять обязательства, вытекающие из лояльности по отношению к

социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных

категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества. Так, в

большинстве современных обществ готовность к военной службе является

проверкой лояльности для мужчин, но не для женщин. Лояльность состоит в

готовности откликнуться на должным образом «обоснованный» призыв, сделанный

от лица коллектива или во имя «общественного» интереса или потребности.

Нормативная проблема состоит в определении тех случаев, когда подобный

отклик устанавливает обязанность. Обычно от имени и в интересах

социетальной лояльности выступают государственные органы, они же следят за

выполнением соответствующих норм.

Особую важность представляют отношения между лояльностями подгрупп и

индивидов по отношению к социетальному коллективу, то есть всему обществу,

и по отношению к другим коллективам, членами которых они являются.

Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевой

плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение

ролевого плюрализма является важной составляющей процессов дифференциации,

ведущих к становлению общества современного типа. Поэтому одной из

значительных проблем интеграции, стоящих перед социетальным сообществом,

является проблема регулирования лояльностей его членов по отношению к нему

самому и к другим различным коллективам.

Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть

взаимопроникаюших коллективов и коллективных лояльностей, систему, для

которой характерны дифференциация и сегментация. Так, семейные ячейки,

деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т.

п. отделены друг от друга (дифференцированы) К тому же каждый такой тип

коллектива состоит из множества конкретных коллективов, например из

множества семей, каждая из которых насчитывает лишь несколько человек, и из

многих локальных сообществ.

Лояльность по отношению к социетальному сообществу должна занимать

высокое место в любой устойчивой иерархии лояльностей и потому является

предметом особой заботы всего общества.

С иерархической точки зрения нормативное упорядочение социетального

сообщества в терминах членства подразумевает существование

стратификационной шкалы — шкалы признаваемого и легитимизированного (в той

мере, в какой усвоены нормы и ценности) престижа входящих в это сообщество

в качестве его членов коллективов, отдельных лиц, а также статусов и ролей,

распространенных в этом сообществе.

Положение коллектива или индивида в стратификационной системе

измеряется уровнем его престижа или способностью оказывать влияние

Последнее рассматриваеся как одно из обобщенных символических средств

социетального взаимообмена, наряду с деньгами и властью Оно состоит в

способности добиваться от других социальных агентов желаемых решений, не

предъявляя им в качестве соблазна какого-то ценного quid pro quo и не

угрожая им какими-либо пагубными последствиями. Это влияние должно

действовать через убеждение объекта воздействия в том, что то решение,

которое внушает ему субъект влияния, означает действие в интересах

коллективной системы, с которой оба они солидарны.

Социетальное сообщество и воспроизводство образца

Основания культурной легитимизации трансцендентны по отношению к

конкретному и случайному характеру интересов, влияния и солидарности,

выступая на социетальном уровне в виде ценностных приверженностей.

Нарушение ценностных обязательств определяется как совершение нелегитимного

деяния; наоборот, следование долгу является делом чести и совести, которые,

в свою очередь, не могут быть представлены без понятий бесчестия и вины.

Ценностные системы включают в себя категорию обязательств перед

«ценностно обоснованными объединениями», солидарность в рамках легитимных

коллективных взаимодействий и предприятий. Какие объединения являются

ценностно обоснованными, это по-разному решается в конкретных общества.

Ha уровне культуры в качестве соответствующего аспекта ценностей

выступает то, что принято называть моралью. Мораль предполагает оценку

объектов опыта в контексте социальных отношений. Моральный поступок есть

реализация культурной ценности в социальной ситуации, включающей

взаимодействия с другими субъектами. Коль скоро речь идет о взаимодействии,

здесь должны присутствовать стандарты, взаимно обязательные для его

участников.

Моральные ценности — не единственный компонент ценностного содержимого

культурной системы. Существуют другие, например эстетические,

познавательные или собственно религиозные ценности.

Социетальное сообщество и политика

Влияние и ценностные приверженности действуют по принципу

добровольности, через убеждение и апелляцию к чести и совести. Однако ни

одна крупная и сложная социальная система не сможет выжить, если согласие с

большей частью ее нормативных оснований не будет носить обязательного

характера, то есть если к непослушанию не будут применяться по ситуации

негативные санкции. Такие санкции отчасти и предупреждают непослушание тем,

что «напоминают» добропорядочным гражданам об их обязанностях и служат

наказанием для нарушителей. Социально организованное и управляемое

применение негативных санкции, включая угрозу их применения в случаях,

когда подозревается наличие намерения ослушаться, называется функцией

принуждения.

Среди специальных органов, действующих в этом направлении, важное

место принадлежит судам и юридической гильдии. Сложный нормативный порядок,

однако, нуждается не только в принуждении, но и в авторитетной

интерпретации. Очень часто судебные системы вынуждены сочетать в особых

случаях определение обязательств, наказаний и пр. с интерпретацией значения

норм, что подчас является довольно значительной проблемой.

В терминах принятой аналитической схемы политика включает не только

основные функции правительства в его отношениях с социетальным сообществом,

но и соответствующие аспекты любого коллектива. Рассматривается какое-то

явление как политическое в той мере, в какой оно связано с организацией и

мобилизацией ресурсов для достижения каким-либо коллективом его целей.

Политические аспекты деятельности существуют у деловых компаний,

университетов, церквей. В развитии современных обществ, однако, государство

все более дифференцируется от социетального сообщества как

специализированный орган общества, составляющий ядро его политической

подсистемы.

Основные отношения между государством и социетальным сообществом могут

носить аскриптивный характер. Даже в обществах ранней стадии модернизации

простые люди рассматривались как «подданные» монарха, которым традицией

предписано подчинение его власти. Однако при достижении уровней

дифференциации, соответствующих модернизованному обществу, власть

политических лидеров имеет обыкновение становиться зависимой от поддержки

очень широких слоев населения.

Дифференциация лидерства и авторитета предполагает особый уровень

обобщенности того средства социального взаимообмена, который называется

властью. Власть - способность принимать и «навязывать» решения, которые

обязательны для соответствующих коллективов и их членов постольку,

поскольку их статусы подпадают под обязательства, предполагаемые такими

решениями. Власть следует отличать от влияния, так как издание обязывающих

решений совсем не похоже на меры убеждения.

Маленькая порция власти — все равно власть, подобно тому как один

доллар — небольшие деньги, но все равно деньги.

Социетальное сообщество и экономика

Четвертый компонент нормативного порядка сопряжен с областью.

практического. Наиболее очевидными сферами его приложения являются

экономика и технология, а его руководящий принцип – желательность

эффективного управления ресурсами. Даже в тех случаях, когда не затронуты

вопросы лояльности, выполнения обязательных постановлений или морали,

действия индивида или коллектива будут осуждаться, если они без

необходимости расточительны или небрежны. В современных обществах этот

нормативный аспект особенно ясен там, где речь идет о регулировании

трудовых ресурсов как фактора производства в экономическом смысле этого

слова.

Дифференциация автономных структур делает необходимым развитие

обобщенного монетарного средства обмена в сочетании с рыночной системой.

Деньги и рынок действуют там, где существует довольно широкое разделение

труда и где область экономического действия достаточно отделена от

политических, общинных и моральных императивов. Из всех обобщенных

механизмов социетального взаимообмена деньги и рынки менее всего связаны с

нормативным порядком, воплощенным в социетальном сообществе.

Соответственно, практическая рациональность регулируется главным образом

институциональными нормами, прежде всего институтами собственности и

контракта, которые имеют другие основания для санкций.

IV Функционирование общества (К. Маркс; П. Сорокин)

Каким образом система, состоящая из многих частей, способна

существовать и изменяться как единое целое, как возникают интегральные

средства целого, которых лишены его части?

Представители монистического течения считают, что на каждом "этаже"

социальной структуры можно видеть главный системообразующий фактор, который

воздействует на все прочие явления (т.е. части системы находятся в

субординационной зависимости).

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части

любой общественной единицы, находятся между собой в координационной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты