интерпретационные, дедуктивные.
52. Человек, его природа, сущность. Смысл человеческой жизни
Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. -
лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейш. -
обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое
существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы,
общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления,
отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного,
характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях,
противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного
класса или значительной части их. Личность - общежитейск. и науч. термин,
обознач.: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности
(лицо, в широком смысле слова) или 2) устойч. систему социально-значимых
черт, хар-щих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф.
понимает как целостность. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его
функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и
предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ.
отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2)
Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4)
Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц.
качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и
представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит
деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и
гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности
поддерж. в ней сознательно-волевое начало. Ч-к как индивидуальность выраж.
себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той
мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности
можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность
человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное
усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение
обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ.
смысла жизни. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого
себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном
осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и
заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в
пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал,
что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв.
считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной
лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую
и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна
производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.
Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила
человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет
ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная
неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это
заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к
будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.
40. Познание как система. Чувств. и рациональное в познании
Истина - адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим
реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от
сознания. Истина ограниченна, т.к. она отражает объект не целиком, а в
известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Критерий
истины заключается в практике. Некоторое положение явл. истинным, если
можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. В процессе развития
истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном
единстве. В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания.
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.
Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне
абстракций высоких порядков. Важнейш. методы научного познания: 1) Метод
восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда
связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным -
конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих
действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип
системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю,
заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах,
интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента
наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и
изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно
математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн.
этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в
зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны
припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк)
признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью
понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил,
определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания.
Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн.
отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.
47.Соц.структ.о-ва.Классы,нации.Пробл.класс.и нац.отн-й совр.эпохи
Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой
специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.
групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом
социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин:
классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически
определенной системе общественного производства, по их отношению к
средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом
обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему
отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют
социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной
организации является феодальное общество с характерным для него различием
людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец
как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин -
представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились
по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц.
структура совр. общества также помимо основных классов включает и
определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и
служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда
относительны и подвижны. Общественная психология - частичный аналог
обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные
взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и
интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология -
частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций
определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц.
действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от
общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная
психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать
по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии
приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к
дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений
большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его
можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия).
50. Наука и ее сущность, место в развитии общества
Наука явл. осн. формой чел. познания. Вып. социальные функции: 3 группы: 1)
культурно-мировоззр., наука как непоср. производ. сила, как социальн. сила
(использ. при реш. разл. проблем, возник. в ходе общ. разв-я). В этом
историч. порядке функции возникали и расширялись. Снач. в эпоху Возрожд-я -
борьба между теол. и наукой за право определ. мировоз-е. Пр-с превр-я науки
в произв. силу - созд-е и упрочение постоянных каналов для практ. использ-я
науч. знаний, появл. прикладных иссл-й. В совр. эпоху наука выступ. тж. в
кач. социальн. силы. Сл., многообразие наук об о-ве : 1) Этнография изучает
быт и культуру народов земного шара, их происхожд., расселение и культурно-
исторические связи. 2) Юридическая наука рассм. сущность и историю гос-ва и
права 3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и
развития. 4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания,
образования и обучения подрастающих поколений в сооответствии с целями и
задачами общества. 5) Литературоведение изучает художественную литературу,
специфику лит. творчества, общественое значение худож. лит-ры. 6) Экономика
изучает экон. отношения людей, законы, управляющие производством,
распределением и обменом материальных благ. Для науч. знания хар-но наличие
2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая
деятельность. Теор. знание - это сущностное знание, осуществляемое на
уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта
или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч.
знании. Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя
исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе науч.
познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует
образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая,
обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая
целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория -
развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний.
Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию
форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов
теорий, а также многообразие их классификаций.
51.Общ.прогр.,его сущн.,критерии.Единство/многообр. мир.истории
Общ. прогресс - направление развития чел. общества, рода "ч-к", хар-
зующиеся такими необратим. изменениями чел-ва со всеми аспектами его
жизнедеят-сти, в рез. кот. осуществл. переход чел-ва от низшего к высшему,
от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общ. пр. - развитие
всего общества как целостности, движение к совершенству всего чел-ва. В
наст.вр. нет единого ответа на гл. вопрос: каков общий социологический
критерий о.п.? Небольшое число авторов утверждают, что сама постановка
вопроса о едином критерии общественного прогресса неправомерно, т.к. чел. о-
во - сложный организм, развитие кот. осуществляется по разным линиям, что и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15