нетождественен другому. Наличие общих признаков оранизации позволяет
объединить раличные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто
называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи
связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из
другого.
33.Движение-способ сущ-я мат. Осн.формы движ-я, их взаимосвязь
Сущ-е любого мат. объекта возм. только благ. взаимодействию образующих его
эл-тов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется
взаимод. между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые
организмы сущ. только благодаря взаимод. составляющих их молекул, клеток и
органов; общество сущ. благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимод-
ю различных подсистем соц. организма. Кроме внутр. взаим-я между элементами
и частями обществ происх. и взаимод. объектов с внешним окружением. Они
могут включаться в более сложн. системы, становиться их эл-тами. Напр.,
ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул,
из молекул могут строиться макротела и т. д. Итак, структурность материи,
существование в ней определенного типа мат. систем предполагает
взаимодействие как внутр., так и внешнее по отн. к каждому выделенному
объекту. Взаимодействие приводит к изм. его св-в, отн-й, состояний. Все эти
изм-я, рассмотренные в самом общем плане, предст. собой неотъемл. х-ку
бытия материального мира. Изм-е в ф. обозн. понятием движения. Под
движением материи нужно понимать не только механ. перемещение тел в
пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний
объектов, кот. вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное
превращ. элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен
деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может
сущ. вне движения. Любой ее объект сущ. лишь благодаря тому, что в нем
воспроизводятся опр. типы движения. При их уничтожении объект прекращает
свое сущ-е, переходит в другие объекты, кот. х-ся опр. набором типов и форм
дв-я. Т.е. движение внутренне присуще материи, Оно так же абсолютно, как
абсолютна сама материя. Понятие покоя предст. собой обозн-е тех сост. дв-я,
кот. обесп. стабильность предмета, сохр. его кач-ва. Сл., покой
относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемл. св-во, атрибут
материи. Итак, 1й тип движения - это дв-е, когда сохраняется кач-во предм.
Сущ. еще один тип дв-я, связ. с переходом от одного кач-ва к друг., с
изменением качеств. состояния предмета. Это м. быть разрушение предмета,
распад его на составл. эл-ты, кот. предст. собой особые кач-ва, возник. в
рез-те преобразования исх. предмета. Но м. быть и более сложный процесс,
когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложн. систему, новый
объект. Пр-с разв-я - это переход одного кач-ва в другое, направленное
формирование нов. систем, нов. типов организации, кот. рождаются из
предшествующих им систем. 2 разновидности пр-сов разв-я. 1) Пр-сы качеств.
превращений, не выход. за рамки соотв. вида материи, опред. уровня ее
организации. 2) Пр-сы перехода от одного уровня к другому. Сущ. качественно
разнообразные формы движения материи. Идея о формах дв.м. и их взаимосв.
выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он положил след.
принципы: 1) формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем организации
материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя форма дв-
я; 2) между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает на
базе низших форм; 3) высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к
низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего
вр., Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию:
механич., физич., химич., биологич. и социальн. дв. мат. Совр. наука
открыла новые уровни орг. материи и обнар. нов. формы движ. Сл.,
энгельсовскую классифик. необх. развить и дополнить, но положенные в ее
основу принципы сохр. свою ценность, т.к. схватывают важные особ-сти
взаимосвязи форм движ-я и видов материи с учетом их р-я. Формы движ-я,
перечисл. в указ. классификации, можно разбить на 3 блока соотв. 3
важнейшим этапам р-я материи и 3 возникшим в этом р-ии сферам мат. мира:
неживой прир., живой прир., о-ву. Неж. прир. хар-ет взаимосвязь физич. и
химич. форм дв-я, живую - биол., а общество - соц. форма дв. Осн. генетич.
связи между этими блоками правильно выявлены в энгельсовской классифик. Что
же касается их внутреннего расчленения и представлений об их материальных
носителях, то совр. наука вносит сюда ряд серьезных корректировок. Наиб.
значит. изм-я кас. соотн-я мех., физич. и хим. форм движ. Прогресс науки
приведет к открытию новых форм как материи, так и дв-я, уточнит и разовьет
совр. представл-я. В пр-се этого р-я диалектико-материалистическое учение о
формах дв-я материи будет конкретизироваться, обогащаться новым
содержанием, а в ряде отношений и пересматриваться. Одной из важнейших
сторон учения о формах дв-я материи является трактовка обществ. процессов
как социальн. формы дв-я материи. Эта трактовка стала возможной благодаря
открытию и разработке материалистического понимания истории. Выделяя в
обществ. жизни материальн. и духовн. процессы, диалект. мат-м подчеркивает
первичность матер. процессов, но не отрывает их от духовн. жизни о-ва. Лишь
в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общ. жизни. В
реальной же дейст-сти они взаимодействуют, благодаря чему и сущ. о-во как
особый уровень организации материи.
34. Пространство и время - формы существования материи
Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде
всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли
В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в
сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и
рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах),
то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории
абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.
и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их
универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения
одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность
существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий
материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к
будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и
п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.
и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга.
Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в.,
говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в
отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно
независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими
взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели
вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда
и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр.
физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в.
как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности
Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не
сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной
взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны
единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что
течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и
что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)
изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля
тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи
Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии
опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного
восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей
обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы
материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи
простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших
представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их
объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое
познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное
представление об объективно-реальном в. и п.
35.Отражение - всеобщ. св-во материи. Специфика чел. формы отр.
Все явления, объекты, процессы объ. сущ-го мат. мира беспрестанно взаимод.
между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают изм-я. Кажд. из
взаимодейств. объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая
в них изм-я, оставл. след в том объекте, явлении, процессе, на кот. он
воздействует, и тем самым запечатлевает себя в рез-те этого воздействия.
Т.о. в процессах взаимод-я мат. объекты, явления, процессы фиксируют в
своих изменениях свойства воздействующих на них объектов, явлений,
процессов. Отражение - всеобщие св-во материи воспроизводить в своих св-вах
особенности других обьектов, с кот. произошло взаимодействие. Осн. св-ва
о.: Неживая прир.: а) в результате отражения св-ва отражаемого объекта
передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка; б) воздействие
одного объекта на другой не стимулир. активности этих объектов. Живая
природа: а) отр-е активно; б) всегда целенаправленно; в) оно может носить
опережающий хар-р; г) несет функциональный хар-р. Общие св-ва о.: а)
воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)
упорядоченность отражаемого обьекта воспроизводится с большими или меньшими
искажениями. Эти особ-сти присущи любому отр-ю, но хар-р отр-я меняется с
возникновением жизни. Хар-я отр-е как св-во, лежащее в фундаменте самой
материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий,
диалектико-материалистич. ф. формулирует исходн. предпосылки для понимания
генезиса, ощущений, психики, чел. сознания. Важнейшей из этих предпосылок
является положение о том, что любые формы и виды отр-я, ощущения, психики,
сознания возник. и сущ. в рамках взаимодействия матер. образований и
систем, находящихся на разных уровнях разв-я. В рез-те длительн. отбора
способность организмов реагировать на внешн. воздействия все более
совершенствовалась. Наконец произошел качеств. скачок и возникла нервная
система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В
процессе развития вида в мозгу возникают нов. структуры, в процессе
развития особи вырабатываются нов. программы деятельности, сохраняемые в
памяти. В результате этого поведение животного все более определяется
внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный
вес форм поведения, вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15