Основы философии (Шпаргалка)

нетождественен другому. Наличие общих признаков оранизации позволяет

объединить раличные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто

называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи

связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из

другого.

33.Движение-способ сущ-я мат. Осн.формы движ-я, их взаимосвязь

Сущ-е любого мат. объекта возм. только благ. взаимодействию образующих его

эл-тов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется

взаимод. между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые

организмы сущ. только благодаря взаимод. составляющих их молекул, клеток и

органов; общество сущ. благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимод-

ю различных подсистем соц. организма. Кроме внутр. взаим-я между элементами

и частями обществ происх. и взаимод. объектов с внешним окружением. Они

могут включаться в более сложн. системы, становиться их эл-тами. Напр.,

ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул,

из молекул могут строиться макротела и т. д. Итак, структурность материи,

существование в ней определенного типа мат. систем предполагает

взаимодействие как внутр., так и внешнее по отн. к каждому выделенному

объекту. Взаимодействие приводит к изм. его св-в, отн-й, состояний. Все эти

изм-я, рассмотренные в самом общем плане, предст. собой неотъемл. х-ку

бытия материального мира. Изм-е в ф. обозн. понятием движения. Под

движением материи нужно понимать не только механ. перемещение тел в

пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний

объектов, кот. вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное

превращ. элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен

деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может

сущ. вне движения. Любой ее объект сущ. лишь благодаря тому, что в нем

воспроизводятся опр. типы движения. При их уничтожении объект прекращает

свое сущ-е, переходит в другие объекты, кот. х-ся опр. набором типов и форм

дв-я. Т.е. движение внутренне присуще материи, Оно так же абсолютно, как

абсолютна сама материя. Понятие покоя предст. собой обозн-е тех сост. дв-я,

кот. обесп. стабильность предмета, сохр. его кач-ва. Сл., покой

относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемл. св-во, атрибут

материи. Итак, 1й тип движения - это дв-е, когда сохраняется кач-во предм.

Сущ. еще один тип дв-я, связ. с переходом от одного кач-ва к друг., с

изменением качеств. состояния предмета. Это м. быть разрушение предмета,

распад его на составл. эл-ты, кот. предст. собой особые кач-ва, возник. в

рез-те преобразования исх. предмета. Но м. быть и более сложный процесс,

когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложн. систему, новый

объект. Пр-с разв-я - это переход одного кач-ва в другое, направленное

формирование нов. систем, нов. типов организации, кот. рождаются из

предшествующих им систем. 2 разновидности пр-сов разв-я. 1) Пр-сы качеств.

превращений, не выход. за рамки соотв. вида материи, опред. уровня ее

организации. 2) Пр-сы перехода от одного уровня к другому. Сущ. качественно

разнообразные формы движения материи. Идея о формах дв.м. и их взаимосв.

выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он положил след.

принципы: 1) формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем организации

материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя форма дв-

я; 2) между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает на

базе низших форм; 3) высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к

низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего

вр., Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию:

механич., физич., химич., биологич. и социальн. дв. мат. Совр. наука

открыла новые уровни орг. материи и обнар. нов. формы движ. Сл.,

энгельсовскую классифик. необх. развить и дополнить, но положенные в ее

основу принципы сохр. свою ценность, т.к. схватывают важные особ-сти

взаимосвязи форм движ-я и видов материи с учетом их р-я. Формы движ-я,

перечисл. в указ. классификации, можно разбить на 3 блока соотв. 3

важнейшим этапам р-я материи и 3 возникшим в этом р-ии сферам мат. мира:

неживой прир., живой прир., о-ву. Неж. прир. хар-ет взаимосвязь физич. и

химич. форм дв-я, живую - биол., а общество - соц. форма дв. Осн. генетич.

связи между этими блоками правильно выявлены в энгельсовской классифик. Что

же касается их внутреннего расчленения и представлений об их материальных

носителях, то совр. наука вносит сюда ряд серьезных корректировок. Наиб.

значит. изм-я кас. соотн-я мех., физич. и хим. форм движ. Прогресс науки

приведет к открытию новых форм как материи, так и дв-я, уточнит и разовьет

совр. представл-я. В пр-се этого р-я диалектико-материалистическое учение о

формах дв-я материи будет конкретизироваться, обогащаться новым

содержанием, а в ряде отношений и пересматриваться. Одной из важнейших

сторон учения о формах дв-я материи является трактовка обществ. процессов

как социальн. формы дв-я материи. Эта трактовка стала возможной благодаря

открытию и разработке материалистического понимания истории. Выделяя в

обществ. жизни материальн. и духовн. процессы, диалект. мат-м подчеркивает

первичность матер. процессов, но не отрывает их от духовн. жизни о-ва. Лишь

в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общ. жизни. В

реальной же дейст-сти они взаимодействуют, благодаря чему и сущ. о-во как

особый уровень организации материи.

34. Пространство и время - формы существования материи

Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде

всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли

В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в

сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и

рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах),

то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории

абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.

и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их

универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность

существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий

материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к

будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и

п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.

и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга.

Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в.,

говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в

отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно

независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими

взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели

вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда

и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр.

физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в.

как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности

Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не

сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной

взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны

единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что

течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и

что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)

изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля

тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи

Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии

опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного

восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей

обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы

материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи

простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших

представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их

объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое

познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное

представление об объективно-реальном в. и п.

35.Отражение - всеобщ. св-во материи. Специфика чел. формы отр.

Все явления, объекты, процессы объ. сущ-го мат. мира беспрестанно взаимод.

между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают изм-я. Кажд. из

взаимодейств. объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая

в них изм-я, оставл. след в том объекте, явлении, процессе, на кот. он

воздействует, и тем самым запечатлевает себя в рез-те этого воздействия.

Т.о. в процессах взаимод-я мат. объекты, явления, процессы фиксируют в

своих изменениях свойства воздействующих на них объектов, явлений,

процессов. Отражение - всеобщие св-во материи воспроизводить в своих св-вах

особенности других обьектов, с кот. произошло взаимодействие. Осн. св-ва

о.: Неживая прир.: а) в результате отражения св-ва отражаемого объекта

передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка; б) воздействие

одного объекта на другой не стимулир. активности этих объектов. Живая

природа: а) отр-е активно; б) всегда целенаправленно; в) оно может носить

опережающий хар-р; г) несет функциональный хар-р. Общие св-ва о.: а)

воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)

упорядоченность отражаемого обьекта воспроизводится с большими или меньшими

искажениями. Эти особ-сти присущи любому отр-ю, но хар-р отр-я меняется с

возникновением жизни. Хар-я отр-е как св-во, лежащее в фундаменте самой

материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий,

диалектико-материалистич. ф. формулирует исходн. предпосылки для понимания

генезиса, ощущений, психики, чел. сознания. Важнейшей из этих предпосылок

является положение о том, что любые формы и виды отр-я, ощущения, психики,

сознания возник. и сущ. в рамках взаимодействия матер. образований и

систем, находящихся на разных уровнях разв-я. В рез-те длительн. отбора

способность организмов реагировать на внешн. воздействия все более

совершенствовалась. Наконец произошел качеств. скачок и возникла нервная

система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В

процессе развития вида в мозгу возникают нов. структуры, в процессе

развития особи вырабатываются нов. программы деятельности, сохраняемые в

памяти. В результате этого поведение животного все более определяется

внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный

вес форм поведения, вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты