бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего
мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия
закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку
форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая
связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д.
выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития
бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и
законов. Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со
временем она превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д.
Такие универс. связи бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания
сложных, гибких, противореч. унив. связей бытия служат категории
диалектики, напр. единичн./общее, явление/сущность, форма/содерж.,
прич./следств., необх./случайн., возм-сть/дейст-сть. Для Д. хар-но
формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений,
процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ.
понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет.,
взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать
подвижность и противор-я бытия. 2 принципа: Принцип целостности: проблема
несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи,
объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Принцип
детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы
детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в
рез-те действия опред. причин, обусловлены ими.
39.Катег.диал-ки (единичн./общее, явление/сущность, форма/содерж.,
прич./следств., необх./случайн., возм-сть/дейст-сть - по выбору)
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии
бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего
мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия
закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку
форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая
связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр.
проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в
пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи
бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких,
противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики. Для Д. хар-но
формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений,
процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ.
понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет.,
взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать
подвижность и противор-я бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая,
относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса,
определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,
наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного
предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их
взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного
предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ
существования того или иного содержания. Причина-следствие (simple).
Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в
системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка
явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности
присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич.
единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-
рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход
количественных измерений в качественные или переход из одного качественного
состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного
исследования: система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов,
обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент
сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый
способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное
характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим
пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных
ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во
характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях,
принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы,
выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн.
предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед.
представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства.
Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что
общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него.
Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ.
черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с
многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в
языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт.
ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми
индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл
(напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем.
даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я
конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.
30. Бытие как философская категория. Основные формы бытия
Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле
слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о
существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на
вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -
Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,
организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве
мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа,
чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр.
единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что
мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр.
логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд.
индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а
более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-
вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в
мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б.,
например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и
становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни
продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную
форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть
уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.
Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей
(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.
природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.
человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.
духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.
(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.
отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной
формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы
Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей
субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,
целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее
отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для
прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием
только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
49. Общественное сознание, его структура и пути формирования
О.С. - осознание о-вом самого себя, своего обществ. бытия и окр. дейст-сти.
О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиять на него, сл. 2
фундамент. закономерности р-я общ. созн-я - вторичность и его отн.
самостоятельность. О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. -
основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач.
м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том,
что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ
в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. Фомы о.с.
предст. собой разл. способы духовного освоения дейст-сти. Классификация: 1)
по предмету отражения: полит. созн. отраж. отн-я между классами, нациями,
гос-вами, к пробл. власти. 2) по формам отражения: наука отр. дейст-сть в
формк понятий, гипотез, теорий, моделей. 3) по особ-стям своего р-я,
сопостовляя науку и иск-во. 4) по выполн. ими соц. F. Различие F прежде
всего выявл. своебразие каждой формы о.с. Наука - познават. и практич. F,
моральн. созн. - основа формир. нравств. личности, отн-я ч-ка другим людям.
По этому пр-ку все формы о.с. делятся на 2 гр.: 1) связ. регулир. чел. отн-
й: Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов
и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает
сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на
экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших
соц.групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных
гос-вом. Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-
вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего
общества) 2) Наука, иск-во, философия - формы дух. и дух.-практич. освоения
всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия - промежут. полож. Анализ форм о.с.
и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич. знач-е для иссл-я о.с.
конкр. о-в.
44.Место и роль мат. пр-ва в жизни и разв. о-ва. Структра мат. пр-ва
М.пр. - основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории.
Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и
в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств
мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. В пр-
се матер. пр-ва участвуют люди, воздействуя на предмет, подлеж. обработке,
с пом. орудий труда. Орудия труда стоят между ч-ком и предметом труда.
Люди+орудия и ср-ва труда=производит. силы о-ва - 1я сторона способа пр-ва.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15