Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

ГГПИ

Кафедра философии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

Студентки 531 группы Касимовой И.В.

Студента 532 группы Габидуллина Т.Н.

Научный руководитель:

Кандидат философских наук, доцент

Гуляев А.А.

Глазов, 2000.

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Определение предмета и методов исследования. 5

§1. Понятие мировоззрения. 5

§2. Молодежь как социальная группа. 7

§3. Понятие о личности и ее особенности. 9

§4. Генезис как процесс. 10

§5. Характеристика социологических методов исследования. 11

Глава 2. Факторы генезиса мировоззрения молодежи. 13

§1. Образовательная система. 15

§2. Политические взгляды и государственная идеология. 17

§3. Средства массовой информации. 20

§4. Межличностные отношения. 22

§5. Культура: музыка, живопись, религия, философия. 24

§6. Ценностные ориентиры. 26

Заключение. 28

Список использованной литературы. 31

Приложение 1. 32

Приложение 2. 36

Введение.

Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен в первую очередь спецификой

нашей будущей профессии – преподавательской работы в школе. Это требует от

нас возможно большего понимания внутреннего мира нашего ученика-подростка –

ведь его мировоззрение, как взгляд на мир представителя молодежи, сейчас

сформировавшей свою субкультуру, может весьма существенно отличатся от

нашего, и это может создать определенные трудности и в процессе обучения, и

в процессе общения, и даже привести и к непониманию.

Также необходимо отметить такую задачу педагога, как воспитание

ученика. Воспитание – прививание определенных норм поведения, позитивных

идей, передача опыта. То есть это – так или иначе, направленное

формирование мировоззрения своего воспитанника. Естественно, успешное

выполнение данной задачи также требует близкого знакомства с внутренним

миром ученика.

Таким образом мы видим, что для успешной работы с молодежью в

направлении обучения-воспитания каждому педагогу необходимо более или менее

быть знакомым с мировоззрением молодежи, так как именно эти знания

облегчают в значительной степени выполнение его задачи.

Актуальность нашей темы в первую очередь вызвана тем, что именно

молодежь – самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества.

Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества –

займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно

сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения

важно – именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.

Актуальной на наш взгляд эта тема является еще и потому, что

современная молодежь – явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух

во многом противоречивых эпох – советской, социалистической, и сегодняшней,

российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток

на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к

сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных

принципов.

Знание мировоззрения очень важно – не только в применении к молодежи.

Мировоззрение – взгляд человека на мир, его отношение ко всем вещам и

идеям, и даже его собственные ценности и идеалы, стремления и принципы.

Мировоззрение – важнейшая составляющая духовного мира человека, и без

знания его почти невозможно адекватно оценить его культурный потенциал.

Данная работа будет интересна педагогам, статистам и вообще людям,

интересующимся формированием сегодняшней молодежи. Работа содержит в себе

статистические данные, результаты анкетирования, бесед, дискуссий, отражает

убеждения и идей современной молодежи и отчетливо показывает их

разнородность.

Глава 1. Определение предмета и методов исследования.

Предметом нашего исследования является генезис мировоззрения молодежи и

те особенные черты, которые присущи мировоззрению сегодняшнего поколения.

Для лучшего понимания сущности исследования предмет изучения следует

расчленить на социальную группу, в отношении которой проводятся

исследования (то есть современная молодежь), выделить и определить личность

из коллектива, объект исследования, интересующий нас в этой социальной

группе (то есть мировоззрение как совокупность взглядов на мир) и

собственно интересующие нас процесс, то есть генезис, и его особенности.

§1. Понятие мировоззрения.

Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об

отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также

обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их

убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира

человеком, в единстве теоретического и практического подхода к

действительности[1]. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями

жизни и передающимся с поколениями опытом,

- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового

начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той

или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и

обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных

представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в

нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим

людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел.,

определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных

ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и

оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса

или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и

общество в целом.

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует

мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса

принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как

ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет

мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично.

Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То

есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная

(аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та

призма через которые видится действительность. Убеждения - не только

интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая

психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов,

идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки

человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. И. могут быть как научно

обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как

правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности.

Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее

отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует

на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий,

воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно

определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только

содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент

мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели.

Характер представления о мире способствует постановке определенных целей,

из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы,

которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания

превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер

убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы

поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных

стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через

которую воспринимается и переживается все окружающее.

§2. Молодежь как социальная группа.

Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений?

Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения

ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые

разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии,

психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации,

сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют

идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической

борьбы.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не

рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа:

выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о

классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической

доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о

молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства,

советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как

некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим

социальным группам

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т.

Лисовским[2]: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации,

усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,

профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от

конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут

колебаться от 16 до 30 лет»(стр.32). Позднее более полное определение было

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты