Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова
ГГПИ
Кафедра философии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова
Студентки 531 группы Касимовой И.В.
Студента 532 группы Габидуллина Т.Н.
Научный руководитель:
Кандидат философских наук, доцент
Гуляев А.А.
Глазов, 2000.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Определение предмета и методов исследования. 5
§1. Понятие мировоззрения. 5
§2. Молодежь как социальная группа. 7
§3. Понятие о личности и ее особенности. 9
§4. Генезис как процесс. 10
§5. Характеристика социологических методов исследования. 11
Глава 2. Факторы генезиса мировоззрения молодежи. 13
§1. Образовательная система. 15
§2. Политические взгляды и государственная идеология. 17
§3. Средства массовой информации. 20
§4. Межличностные отношения. 22
§5. Культура: музыка, живопись, религия, философия. 24
§6. Ценностные ориентиры. 26
Заключение. 28
Список использованной литературы. 31
Приложение 1. 32
Приложение 2. 36
Введение.
Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен в первую очередь спецификой
нашей будущей профессии – преподавательской работы в школе. Это требует от
нас возможно большего понимания внутреннего мира нашего ученика-подростка –
ведь его мировоззрение, как взгляд на мир представителя молодежи, сейчас
сформировавшей свою субкультуру, может весьма существенно отличатся от
нашего, и это может создать определенные трудности и в процессе обучения, и
в процессе общения, и даже привести и к непониманию.
Также необходимо отметить такую задачу педагога, как воспитание
ученика. Воспитание – прививание определенных норм поведения, позитивных
идей, передача опыта. То есть это – так или иначе, направленное
формирование мировоззрения своего воспитанника. Естественно, успешное
выполнение данной задачи также требует близкого знакомства с внутренним
миром ученика.
Таким образом мы видим, что для успешной работы с молодежью в
направлении обучения-воспитания каждому педагогу необходимо более или менее
быть знакомым с мировоззрением молодежи, так как именно эти знания
облегчают в значительной степени выполнение его задачи.
Актуальность нашей темы в первую очередь вызвана тем, что именно
молодежь – самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества.
Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества –
займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно
сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения
важно – именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.
Актуальной на наш взгляд эта тема является еще и потому, что
современная молодежь – явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух
во многом противоречивых эпох – советской, социалистической, и сегодняшней,
российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток
на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к
сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных
принципов.
Знание мировоззрения очень важно – не только в применении к молодежи.
Мировоззрение – взгляд человека на мир, его отношение ко всем вещам и
идеям, и даже его собственные ценности и идеалы, стремления и принципы.
Мировоззрение – важнейшая составляющая духовного мира человека, и без
знания его почти невозможно адекватно оценить его культурный потенциал.
Данная работа будет интересна педагогам, статистам и вообще людям,
интересующимся формированием сегодняшней молодежи. Работа содержит в себе
статистические данные, результаты анкетирования, бесед, дискуссий, отражает
убеждения и идей современной молодежи и отчетливо показывает их
разнородность.
Глава 1. Определение предмета и методов исследования.
Предметом нашего исследования является генезис мировоззрения молодежи и
те особенные черты, которые присущи мировоззрению сегодняшнего поколения.
Для лучшего понимания сущности исследования предмет изучения следует
расчленить на социальную группу, в отношении которой проводятся
исследования (то есть современная молодежь), выделить и определить личность
из коллектива, объект исследования, интересующий нас в этой социальной
группе (то есть мировоззрение как совокупность взглядов на мир) и
собственно интересующие нас процесс, то есть генезис, и его особенности.
§1. Понятие мировоззрения.
Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об
отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также
обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их
убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира
человеком, в единстве теоретического и практического подхода к
действительности[1]. Следует выделить три основных типа мировоззрения:
- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями
жизни и передающимся с поколениями опытом,
- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового
начала, выражается в эмоционально-образной форме,
- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той
или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и
обладая определенной мерой логической доказательности.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных
представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в
нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим
людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел.,
определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных
ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и
оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса
или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и
общество в целом.
Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует
мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса
принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как
ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет
мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично.
Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.
В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То
есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная
(аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та
призма через которые видится действительность. Убеждения - не только
интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая
психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов,
идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки
человека.
В структуру мировоззрения входят идеалы. И. могут быть как научно
обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как
правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности.
Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее
отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует
на ее изменение.
Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий,
воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно
определяет жизненную позицию человека.
Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только
содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент
мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели.
Характер представления о мире способствует постановке определенных целей,
из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы,
которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания
превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер
убеждений, уверенности в правоте своих идей.
Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы
поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных
стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через
которую воспринимается и переживается все окружающее.
§2. Молодежь как социальная группа.
Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений?
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения
ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые
разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии,
психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации,
сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют
идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической
борьбы.
В отечественном обществоведении долгое время молодежь не
рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа:
выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о
классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической
доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о
молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства,
советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как
некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим
социальным группам
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т.
Лисовским[2]: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от
конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут
колебаться от 16 до 30 лет»(стр.32). Позднее более полное определение было