Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

дано И. С. Коном[3]: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая

на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального

положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически

универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный

статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую

природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному

обществу закономерностей социализации».

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда

социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению

всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в

рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу

общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей

социального положения и обусловленных теми или другими социально-

психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-

экономического, культурного развития, особенностями социализации в

российском обществе.

Молодежь в контексте нашего исследования – социально-демографическая

группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в

мир взрослых, адаптации к нему. Границы этой группы размыты и подвижны, но

их обычно связывают с возрастом 15-30 лет. Современная молодежь как

социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она

более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового

образа жизни и социального динамизма.

Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории

приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими

ценностями и идеалами. Она также является неотъемлемой принадлежностью

молодежи.

§3. Понятие о личности и ее особенности.

Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций

людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей,

этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качеств

человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и

самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек[4].

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря,

формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс

требует от чел продуктивной активности, выражается в постоянной

корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает

необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием

самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот

основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика

личности.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих:

биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее

психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека,

сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными,

уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций,

мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств

человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести,

справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его

Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то,

каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.

Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение.

Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только

выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни,

получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою

сущность.

§4. Генезис как процесс.

Генезис – зарождение и последующий процесс развития, приведший к

определенному состоянию. Рассматривая генетический метод как метод научного

познания, - исследует возникновение, становление и изменение развивающихся

явлений. Он предполагает анализ некоего исходного состояния объекта

исследования и выведение из него последующих состояний[5].

Таким образом, в нашем исследовании генезис мировоззрения молодежи мы

рассматривает как обзор, анализ и прогнозирование процесса формирования

представления о мире, жизненных идеалов и целей, способа осознания

действительности у конкретной социально-демографической группы, единой по

ряду признаков – возрастному, демографическому, социальному и культурному.

Конечно же следует заметить что наше исследование имеет определенную

долю допуска и определенный процент неточности в применении к конкретной

ситуации и\или личности – так как его объектом является явление

формирования мировоззрения – достаточно сложное и во многом строго

индивидуальное и рассматривается оно не в применении к конкретной личности

(или даже четко очерченной группе схожих личностей), а к целой социально-

возрастно-культурной прослойке – к современной молодежи. Но тем не менее,

при условии достаточно большого охвата респондентов из числа молодежи с

помощью анкетирования, при конкретной временной и географической

локализации нашего исследования (исключительно Глазов) можно с большей или

меньшей уверенностью анализировать процесс генезиса мировоззрения молодежи,

конкретную ситуацию со взглядом на мир в среде молодежи, и даже в

определенной степени прогнозировать ситуацию в будущем, при условии, что

исследование останется на уровне социальной группы (не опускаясь до

положения конкретной личности из данной среды), все члены которой в

достаточной степени усреднены.

§5. Характеристика социологических методов исследования.

Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания

возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления

она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е

годы.

Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим

восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или

менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с

точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в

самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства,

в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни

коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат

таких исследований (собственно основания научного знания) и его

методология— инструменты сбора и анализа фактической информации.

В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них

включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения

сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.

Социология молодежи— отрасль социологической науки, изучающая молодежь

как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в

жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования

молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни

молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том

числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей

различными группами молодежи.

Как пишет А. В. Шаронов: «Социология молодежи как наука выстраивается

на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на

подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-

теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-

демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и

социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных

ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических

исследований конкретные факты в различных сферах жизни»[6].

Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и

деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию

самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская,

рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее

самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения

молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не

просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую

группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими ей психолого-

физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно

деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в

социальный механизм; с другой - со своей субкультурой, внутренней

дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.

Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе

общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и

особенностей образа жизни молодежи.

В анализе такого сложного явления, как формирование мировоззрения

необходимы комплексные методы исследования. В первую очередь используются

нами статистические методы, такие как анкетирование, которые позволяют:

1. Охватить необходимую массу респондентов.

2. Дают исследованию строгую фактологическую базу, которая

основывается на конкретных цифрах.

Социологическая анкета, по которой проведено исследование, дана в

Приложении 2.

Необходимым элементом в работе является проведение бесед и дискуссий.

Непосредственное общение с молодежью дает возможность перейти от общих цифр

опроса к анализу мировоззрения конкретной личности. Прямой контакт

позволяет глубже узнать культуру молодежи на примере конкретного случая.

Обобщенные результаты подобных бесед можно использовать в качестве еще

одного источника материала для исследования. К сожалению, данная тема мало

разработана в современной научной литературе, так как необходимо отметить,

что рассматриваемый процесс чрезвычайно динамичен, и временно-ограничен -

имеет узкие временные рамки, за пределами которых исследования теряют свою

актуальность.

Объем информации по данной теме мал, поэтому приходится опираться

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты