дано И. С. Коном[3]: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая
на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального
положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически
универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный
статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую
природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному
обществу закономерностей социализации».
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда
социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению
всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в
рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу
общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных теми или другими социально-
психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-
экономического, культурного развития, особенностями социализации в
российском обществе.
Молодежь в контексте нашего исследования – социально-демографическая
группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в
мир взрослых, адаптации к нему. Границы этой группы размыты и подвижны, но
их обычно связывают с возрастом 15-30 лет. Современная молодежь как
социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она
более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового
образа жизни и социального динамизма.
Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории
приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими
ценностями и идеалами. Она также является неотъемлемой принадлежностью
молодежи.
§3. Понятие о личности и ее особенности.
Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций
людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей,
этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качеств
человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и
самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый
человек[4].
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря,
формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс
требует от чел продуктивной активности, выражается в постоянной
корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает
необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием
самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот
основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика
личности.
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих:
биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее
психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека,
сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными,
уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций,
мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств
человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести,
справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его
Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то,
каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.
Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности является мировоззрение.
Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только
выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни,
получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою
сущность.
§4. Генезис как процесс.
Генезис – зарождение и последующий процесс развития, приведший к
определенному состоянию. Рассматривая генетический метод как метод научного
познания, - исследует возникновение, становление и изменение развивающихся
явлений. Он предполагает анализ некоего исходного состояния объекта
исследования и выведение из него последующих состояний[5].
Таким образом, в нашем исследовании генезис мировоззрения молодежи мы
рассматривает как обзор, анализ и прогнозирование процесса формирования
представления о мире, жизненных идеалов и целей, способа осознания
действительности у конкретной социально-демографической группы, единой по
ряду признаков – возрастному, демографическому, социальному и культурному.
Конечно же следует заметить что наше исследование имеет определенную
долю допуска и определенный процент неточности в применении к конкретной
ситуации и\или личности – так как его объектом является явление
формирования мировоззрения – достаточно сложное и во многом строго
индивидуальное и рассматривается оно не в применении к конкретной личности
(или даже четко очерченной группе схожих личностей), а к целой социально-
возрастно-культурной прослойке – к современной молодежи. Но тем не менее,
при условии достаточно большого охвата респондентов из числа молодежи с
помощью анкетирования, при конкретной временной и географической
локализации нашего исследования (исключительно Глазов) можно с большей или
меньшей уверенностью анализировать процесс генезиса мировоззрения молодежи,
конкретную ситуацию со взглядом на мир в среде молодежи, и даже в
определенной степени прогнозировать ситуацию в будущем, при условии, что
исследование останется на уровне социальной группы (не опускаясь до
положения конкретной личности из данной среды), все члены которой в
достаточной степени усреднены.
§5. Характеристика социологических методов исследования.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания
возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления
она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е
годы.
Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим
восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или
менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с
точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в
самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства,
в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни
коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат
таких исследований (собственно основания научного знания) и его
методология— инструменты сбора и анализа фактической информации.
В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них
включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения
сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.
Социология молодежи— отрасль социологической науки, изучающая молодежь
как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в
жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования
молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни
молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том
числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей
различными группами молодежи.
Как пишет А. В. Шаронов: «Социология молодежи как наука выстраивается
на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на
подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-
теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-
демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и
социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных
ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических
исследований конкретные факты в различных сферах жизни»[6].
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и
деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию
самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская,
рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее
самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.
Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения
молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не
просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую
группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими ей психолого-
физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно
деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в
социальный механизм; с другой - со своей субкультурой, внутренней
дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.
Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе
общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и
особенностей образа жизни молодежи.
В анализе такого сложного явления, как формирование мировоззрения
необходимы комплексные методы исследования. В первую очередь используются
нами статистические методы, такие как анкетирование, которые позволяют:
1. Охватить необходимую массу респондентов.
2. Дают исследованию строгую фактологическую базу, которая
основывается на конкретных цифрах.
Социологическая анкета, по которой проведено исследование, дана в
Приложении 2.
Необходимым элементом в работе является проведение бесед и дискуссий.
Непосредственное общение с молодежью дает возможность перейти от общих цифр
опроса к анализу мировоззрения конкретной личности. Прямой контакт
позволяет глубже узнать культуру молодежи на примере конкретного случая.
Обобщенные результаты подобных бесед можно использовать в качестве еще
одного источника материала для исследования. К сожалению, данная тема мало
разработана в современной научной литературе, так как необходимо отметить,
что рассматриваемый процесс чрезвычайно динамичен, и временно-ограничен -
имеет узкие временные рамки, за пределами которых исследования теряют свою
актуальность.
Объем информации по данной теме мал, поэтому приходится опираться