Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

главным образом на собственные материалы. Таким образом, информация,

полученная при использовании разнообразных методов исследования, будет

представлять достоверную обширную базу для разностороннего рассмотрения

процесса генезиса мировоззрения молодежи.

Глава 2. Факторы генезиса мировоззрения молодежи.

Для того, чтобы понять особенности мировоззрения человека, необходимо

подробно рассмотреть факторы, которые влияют на его формирование. Фактор –

это какое-либо явление внешнего мира, которое влияет на формирование

сознания человека. Сознание человека находится постоянно в процессе

изменения. Оно постоянно испытывает влияние взаимодействия на него внешних

и внутренних процессов. В зависимости от характера этого влияния

проистекают особенности в создании миропонимания.

Чтобы получить необходимое для нашего исследования обобщение, нужно

разделить факторы на ряд групп и затем по возможности подробно их

проанализировать. Эта группировка может быть создана на основе рассмотрения

человека как части общества и анализа его взаимодействий с обществом. Мы

разработали следующую систему группировки факторов:

1. Образовательная система. Под этим следует иметь ввиду не

только собственно образовательные учреждения, но и в общем

воздействие на человека воспитательных процессов.

2. Государственная идеология и политика – то есть требования

государства сформировать некий стандарт жизненных позиций,

ему (государству) необходимых.

3. Средства массовой информации. Степень влияния основных

источников информации на сознание подростка, подверженность

воздействию.

4. Межличностные отношения - взаимодействия между людьми

происходят как внутри своей социальной группы (то есть между

подростками одинакового возраста и социального положения –

по горизонтали), так и с другими социально-возрастными

группировками (по вертикали). Необходимо отдельно выделить

влияние на формирование личности подросткового (молодежного)

коллектива.

5. Культура – пласт, сосредотачивающий выражение духовных

потребностей человека, исторически определенный уровень

развития общества, творческих сил и способностей человека,

выраженный в формах организации жизнедеятельности людей, а

также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Данный фактор можно разделить на подфакторы:

- музыка

- искусство

- философия и религия

6. Ценностные ориентиры. Руководствуясь собственными

моральными, эстетическими и интеллектуальными чувствами,

человек формирует собственные идеалы и жизненные ценности –

позиции, которыми он руководствуется в своей деятельности.

Их можно в свою очередь разделить на несколько важных групп:

- отношение к труду.

- отношение к деньгам.

- отношение к Родине (патриотизм).

- отношение к семье.

Далее мы хотим подробнее разобрать каждый из представленных факторов на

основе анкетных данных и показать их влияние на формирование мировоззрения

молодежи.

§1. Образовательная система.

Результаты анкетирования, бесед с учащимися и учителями, анализ

поведения учеников в ходе прохождения педагогической практики показывает

определенные тенденции в сфере отношения молодежи к образовательной

системе.

В первую очередь, число людей, удовлетворенных сегодняшним состоянием

образовательной системы крайне невелико (30% опрошенных). Основные ее

недостатки лежат, с точки зрения учащихся, в слишком большом давлении на

него школьной системы, ее авторитарного стиля (40% респондентов) – это

выражается в чрезмерной загруженности учеников занятиями и домашними

заданиями. Из-за того, что они лишены права выбора предметов, к которым они

чувствуют наибольшую предрасположенность (или это право крайне ограничено

государственными стандартами по образованию). Также 25% опрошенных в целом

не устраивает качество знаний, даваемых в школе – очевидно, им не хватает

знаний и они стремятся к большему - на это мы еще обратим внимание в

дальнейшем. И к этому необходимо прибавить фактор, проявившийся не так

давно – это платное образование, доступное только детям состоятельных

родителей, которых совсем немного. А следовательно, все другие лишаются

возможности получить более качественное и престижное образование, что

вызывает в них законное недовольство (17%).

Также к финансовым проблемам, проявившимся в текущее десятилетие,

относится и вопрос о плохом материальном обеспечении школ – как в смысле

оплаты труда преподавателей, так и в смысле технической оснащенности школ.

Первое ведет к снижению престижности профессии учителя, а значит оттоку

талантливых учителей из школы в другие, более прибыльные сферы работы,

второе – к невозможности получить современное техническое образование на

должном уровне (особенно учитывая бурный прогресс компьютерных технологий и

их активное проникновение в сферу образования).

Ученики подмечают все недостатки, отрицательные стороны образовательной

системы потому, что в сегодняшней ситуации они сами как никто иной

заинтересованы в том, чтобы она функционировала как можно лучше и давала бы

им наиболее качественные знания и умения. Об этом свидетельствует анализ

ответов на вопрос: «Устраивает ли Вас собственная образованность?». 78%

респондентов ответили однозначно – не устраивает, и они работают над

расширением собственных знаний. Это свидетельствует о том, что

распространенный среди людей старшего поколения стереотип о молодежи как

людях, которым знания не нужны, в корне неверен. Вероятно, такой подход был

характерен для молодого поколения 5-7 лет назад, которое переживало эпоху

пересмотра всех ценностей ушедшей в прошлое социалистической системы, среди

которых была и образованность.

Теперь же, в новых условиях жизни, когда основной (или по крайней мере

одной из важнейших) проблемой молодежи является поиск перспектив в будущем

(по материалам анкетирования, у более 50% респондентов перспективы в

будущем весьма нечеткие), и в первую очередь – престижной и

высокооплачиваемой работы в будущем, после окончания учебы. Но необходимым

условием получения такой работы является нужное образование. Это четко

понимает современная молодежь и стремится к приобретению знаний – в нужных,

перспективных отраслях.

Таким образом, на сегодняшний день мы видим, что престижность

образования (а значит и знаний) в среде молодежи стремительно растет.

Появилась устойчивая ассоциация – если человек образован, значит он умен и

способен заработать деньги, чтобы обеспечить себе достойное существование.

Особенно ярко эта особенность проявляется среди интересующей нас

возрастной группы – старших школьников. По окончании школы им будет

необходимо продолжить образование – а значит, знания и образованность

занимают в их сознании достаточно большое место.

§2. Политические взгляды и государственная идеология.

Прежде чем начать рассмотрение этого фактора, необходимо сказать

несколько слов о сущности такого явления, как государственная идеология.

Государственная идеология – политика государства по формированию образа

мыслей и стиля поведения своих граждан, направленное на установление

контроля над развитием личности человека, стандартизовав ее и сформировав в

ней именно те качества, что нужны обществу и государству.

Яркие примеры воздействия государственной идеологии на людей мы видим в

авторитарных или тоталитарных государствах, например СССР или нацистская

Германия. В них, государственная идеология, оправдывая свое существование

фактором внешней и внутренней опасности, ничем не прикрываясь, вещала

пользуясь всеми СМИ и напрямую оказывала давление на умы граждан, широко

используя такие тоталитарные методы как запугивание и замалчивание

недовольных, жесткую цензуру и монополизацию права на предоставление

информации.

Казалось бы, в свете вышесказанного, современные так называемые

демократические государства не имеют ничего подобного – ни четко выраженной

и официально признанной идеологии а значит - ни давления, ни морального

насилия. Однако это не значит, что официальная идеология как таковая вообще

отсутствует. Идеология обязательно должна присутствовать в любом

государстве – так как именно она определяет основной курс государства в

политике и определяет отношение граждан к государству.

В свете этих фактов, не вызывает сомнения то, что в современной России

имеется государственная идеология. Это так называемая идеология

либерализма, впервые появившаяся в Англии. Основной постулат: преобладание

личных интересов над общественными (общество нужно постольку, поскольку оно

помогает отдельному его члену). Основные ценности: свобода человека в

решениях и действиях, самодостаточность человека, отсутствие реальных

механизмов создания ответственности за свои поступки перед другими людьми.

Следует сказать, что идеология либерализма была перенесена на российскую

землю достаточно спонтанно и механически – прозападно настроенное

правительство избрало ее в качестве замены для коммунистической идеологии,

частично развалившейся, частично разрушенной.

Однако либеральная идеология, как известно из истории, никогда не была

распространена в России (кроме узких кругов прогрессивной буржуазии и

интеллигенции в конце XIX- начале XX веков), так как противоречит

традиционной русской культуре с ее общинными началами, преобладанием

коллективистских чувств, отсутствием меркантильности. Именно поэтому, как

мы видим сегодня, через 10 лет после начала внедрения в страну либеральной

идеологии – она снова не нашла в России успеха, распространившись лишь в

кругах прозападно ориентированной интеллигенции.

В таком случае, если в среде молодежи официальная идеология не имеет

успеха, то что же ее заменяет? Какой молодые люди видят свою страну в

будущем и что они готовы сделать для этого? Большинство (40%) отвечают на

вопрос о предпочтительной политике в государстве – «не знаю». Кроме этого,

выясняется, что у многих респондентов представления о необходимых мерах для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты