относительны, ограничены условием пространства и времени. Знание есть
припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и
созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что
знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов
напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции,
независимой от чувственного восприятия, чувство вещи отражаются лишь во
мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между мнимым и
подлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто родственное чувст
вещам и идеям. Противоречия - есть необходимое условие для побуждению души
к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления
противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть - искусство диалектики.
АРИСТОТЕЛЬ. Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской
академии. (384-322г. до н.э.). После смерти Платона проживал в Атарнее
(остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве
воспитателя его сына - Александра. В 335 г. году возвратился в Афины, где
основал школу - гимназии (Ликей). До нас дошли не все тексты Аристотеля.
Многие из дошедших по видимому не являются текстами самого Аристотеля.
Например “Метафизика” по-видимому представляет составленные слушателями
своды различных по времени курсов Аристотеля. Очень важны для понимания
Аристотеля его сочинения: “О душе”, “Физика”, “категории”. Философия
Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии, познания, Учения о бытии,
космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики,
риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения
атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения
представляют большую ценность ценность. По А.ристотелю каждая единая вещь
есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и
потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди, и
формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально существующем
шаре она составляет одно с веществом. Противоположность материи и формы
небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по
отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю
является медь. Медь лишена форму т.к. еще не является шаром и в то же
время она есть возможность формы. Форма есть действительность того
возможностью чего является материя. Согласно Аристотелю в пределах мира
чувства вещей возможен последовательный переход от материи к
соотносительной ей форме и наоборот. Категориии эти становятся текучими.
Средневековая философия.
В это время возникает феодальное общество (крепостное право). Значительную
роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия
и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности
и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризовалось
становлением христианства. В условиях жесткого диктата церкви и
государственной власти философия была объявлена служанкой богословия,
которая должна была использовать свой рациональный аппарат для
подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название
“схолистики”(опиралась на форменную логику Аристотеля). В этот период
врмени в философии большое внимание уделяется Богу.
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН (354 – 430). Выдающийся мыслитель, вписавший
заключительные страницы в истории Рима и всей античности. Он был
вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области
богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и
историософских воззрений. Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму.
По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно
существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистая форма, наивысшая
красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение
его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре
духовных устремлений – Бог, как исходный и конечный пункт размышлений.
Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная.Размышления
Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По Августину
время – есть какоето протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире
мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима
от бога. Учения Августина о божественной благодати в ее отношении к воле
человека, оказали большое влияние на последующую христианскую философию.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов
христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего
Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и
материального, как соотношение изначального принципа формы с
неустановившимся принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние
первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа
человека - есть формообразный принцип, однако свое полное индивидуальное
воплощение она получает только при соединении с телом. Так был разрешен
один из самых острых вопросов христианской схолистики. Схолистика должна
была истолковывать свое отношение к материи т.к. Иисус Христос был явлен в
виде человека, т.е объединил в себе бога (идеал) и человека (материя)
природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как нечто (чего
требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалифицировал материи
Фома Аквинский с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве
“слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика.
Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они
совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как
действительность к возможности. Доказательство существование бога. Каждое
явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к
необходимости существования бога - верховной причины.
Философия эпохи возрождения.
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли,
мореплавания, военого дела, т.е. материального производства, а
следовательно развитием техники, естествознания, механики, математики.Для
этой эпохи характерно как бы вторе рождение идей античной философии, прежде
всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественн-исторической
практики явились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных
наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. Выразителями
этой тенденции были крупнейшие мыслители этой эпохи, общим пафосом которой
стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности
человека, его достоинства, права на земные радости им счастье.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 – 1464). Теолог, философ, ученый, математик,
географ, астроном, родоначальник немецкой философии. Утверждал идею о
единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания бога и
Вселенной. Утверждал о мощи человеческого познания, о взаимосвязи всех
природных явлений, о бесконечности Вселенной. Рассуждал о возможности
приминения математических понятий в познании природы.
ДЖОРДАНО БРУНО (1548 – 1600). Этические воззрения Бруно заключаются в
утверждении “ героического энтузиазма” безграничной любви к бесконечному.
Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов
и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Был сожжен
вместе со своими трудами на площади цветов в Риме.
Новое время рационализм и эмпиризм.
Рационализм – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником
познания и критерием его истинности. Западная философия Нового времени
открывает следующий период в развитии философской мысли. Этот период в
жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и
развитием капитализма что связано с прогрессом в экономике, техники, ростом
производительности труда. Происходят существенные преобразования в
социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение
в целом. Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти
углубленным изучением природы, отчасти все более усиливающимся соединением
математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы
научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и
собственно философии.
Ф.БЭКОН. Первым философом , сознательно поставившим перед собой задачу
разработки научного метода на основе материалистического понимания природы,
был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика,
опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства
непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и
состоит в применении рационализма. метода к чувственным данным. Индукция,
анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия
рационального. метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произведении
Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому
пониманию, на котором. основан “Органон” Аристотеля. До сих пор открытия
делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены
правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему
относятся орудия, совершенная способность нашего восприятия, и орудия,
совершенное саму человеку - мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание,
а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса
знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой
которой. является правильная индукция. До Бэкона философы, писавшие о
индукции обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые
положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают
обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.
Р.ДЭКАРТ. Родился в 1596 г во Франции в семье дворянина. Служил в армии.
Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной
деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольме, где и умер в 1650г.
Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Дэкарт допускает два
независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную
“протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой
единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же
время в психологии, теории познания, в учении о бытии Дэкарт - идеалист. В
теоретическом познании Дэкарт объявляет самой достоверной истиной истину о