существовании сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В
учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но
и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает
бог. Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел
метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало
система алгебраических обозначений. В механике Д. указал на относительность
движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также
закон сохранения полного количества движения при сооударении двух неупругих
тел. Дэкарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая,
что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е
объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (пространство)
беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все
качественное разнообразие природных явлений : 1) к материи и 2) к ее
движению. В познании главную роль играет разум - рационализм. Дэкарт
полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В
процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения -
аксиомы. В логической цепи дедукции, за аксиомами, каждое следующее звено
достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна
сила памяти. Поэтому непосредственное очевидные исходные положения, или
интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в
еврейской семье. Знакомство Спинозы с идеями Декарта привело к разрыву с
иудаизмом. Спиноза был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде
сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от
туберкулеза. Основная цель философии - завоевание господства над внешней
природой. Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о
свободе. Спиноза учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая
является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой
творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть
субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природа и бога, Спиноза
отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе
и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает
важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции
одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины,
которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности.
Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины.
Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая
единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир
конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне
ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее
видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает
существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как
протяжение и как мышление ( атрибуты субстанции). Человек как предмет
познания, не составил никакого исключения. Человек – есть природа.
Немецкая классическая философия.
И. КАНТ родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором
университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только философом,
но также крупным ученым в общ естествознания. Философское развитие Канта
делится на два периода. В первый период (до начала 70-х г.) пытался решать
философскую проблему - о бытии, философию природы, религии, этики, логики
исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как
умозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить
явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи
непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, который эти вещи в
себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой
разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в
познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался первым выяснить
источники различного вида знаний - научного и философского, выяснить на
чем основывается достоверность знаний, исследовать формы и категории
научного мышления... Учение “Критика философии” сформировалось к началу 80-
х гг. Оно изложено в трактат “ Критика чистого разума” – 81г., “Критика
практического разума” – 88г. и “Критика способности суждения” – 90г.
Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы
чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К.ант -
идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей
чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не
могут дать нам теоретического знания о “вещах в себе”. Достоверное знание
существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и
необходимые. Но это не есть знание о вас, а только о свойствах вещей к
которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия.
Г.ГЕГЕЛЬ. Выдающимся представителем немецкой классической философии
является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарде в 1770г в
семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском
университете. После его окончания некоторое время работал дом учителем. В
1801 г зашитил докторскую и стал профессором Иенского университета. Первым
выдающимся трудом Гегеля является “феноменология духа” (1806г.). В 1818 г
Г был приглашен в Берлинский университет, где он работал профессором и даже
ректором. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На
объективно идеалистической основе он развил учение о закономерностях и
категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал
основные принципы диалектики, логики и подверг критике метафизику - способ
мышления, господствовавший как в идеалистических так и материалистических
течениях философии. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил
принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что
категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит
мировой разум. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и
развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель -
в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа :
пребывание самопознавающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии
чистого мышления; развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы).
На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и
постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Философские
взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять
явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что
развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм
к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных
изменений в качественные, что источником развития являются противоречия:
противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности,
составляет принцип всякого самодвижения.
Л.ФЕЕРБАХ. Последним великим представ классической немецкой философии был
Л.Феербах (1804 - 1872). Его выдающаяся заслуга в том, что он подверг
критике Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистической философии.
Феербах - воинствующий материалист. Он родился в семье юриста. Поступил в
богословский факультет Гейдельбергского университета. Однако через год
покидает его. Переезжает в Берлин, где слушает лекции Гегеля в
университете. С 1828 г. преподает в университете, но его увольняют за
отрицание личного бессмертия в работе “мысли о смерти и бессмертии” С 1830г
ведет уединенную жизнь в деревне и публикует свои работы. К1839г. он уже
окончательно порывает с идеализмом В 1841г выходит главный труд - ”Сущность
христианства”. Затем он публикует “Предварительные тезисы к реформе
философии”, “Основные положения философии будущего”. Осуждая
идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой
сущности, приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению -
есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Науки вскрывают
неразрывную связь мышления с материальными процессами в человеческом
организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от природы;
мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии, физиологической
деятельности. Феербах утверждает : “Новая философия превращает человека,
включая и природу, как базис человека, в единственный, универсальный и
высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том
числе и физиологию, в универсальную науку.” Феербах сводит
сверхестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная
черта его антропологического метода. “У природы нет ни начала не конца, все
в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновременно
является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако
эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у
Феербаха. Он отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.
Однако не указывает на качественное многообразие форм движ.ения материи, на
их взаимопереход. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух,
вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является
существом, непроизвольно и бессознательно действующим, - под словом природы
я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего
теологического”.
ПОЗИТИВИЗМ. Философское направление, утверждающее, что источником
подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные
конкретные эмпирические науки и их синтетические объединения, а философия
как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование
реальности.
Последний вопрос – увы.
Гр. 14.09